«Водоходъ» потянуло в высокие широты

Компания меняет стратегию и руководство

По информации “Ъ”, крупнейший в РФ оператор речных круизов «Водоходъ» готовится к ряду изменений. Новая стратегия компании, рассчитанная на более тесную работу с иностранными пассажирами и уход в сторону люксового сегмента, не была поддержана единогласно, и в январе компанию покинет ее бессменный гендиректор Александр Трофимов. Источники “Ъ” не исключают, что в будущем «Водоходъ» может заняться арктическим туризмом на базе экспедиционных судов, которые могут быть построены на финской верфи Arctech. Эту верфь бывший заместитель главы Минтранса Виктор Олерский сейчас приобретает у Объединенной судостроительной корпорации.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, совладелец «Водохода» Ришат Багаутдинов займется оперативным управлением своего бизнеса и будет временно исполнять обязанности гендиректора вместо Александра Трофимова. По словам собеседников “Ъ”, господин Трофимов уже написал заявление об уходе, официально он должен покинуть компанию в середине января. Связаться с господином Трофимовым не удалось. Ришат Багаутдинов отказался от комментариев.

«Водоходъ» — крупнейший российский оператор речных круизов и туристический оператор полного цикла. Компания была образована в 2004 году на базе реформированной «Волга-Флот-Тур» (судоходная компания «Волжского пароходства», созданная в 1999 году). Флот компании — 27 четырехпалубных круизных судов, 9 «Метеоров» и 9 прогулочных теплоходов. Ежегодный объем перевозки круизным флотом превышает 100 тыс. человек, прогулочным и скоростным флотом — 450 тыс. человек.

Александр Трофимов, придя в круизную отрасль в 1990-х годах, руководил «Водоходом» с момента создания. Источники “Ъ” связывают уход господина Трофимова с расхождением во взглядах с собственниками компании относительно дальнейшей стратегии ее развития. В начале декабря на сайте «Водохода» было опубликовано интервью нового директора по развитию Сергея Колтовича. Спустя три дня оно было удалено, поскольку, как разъяснили в компании, некоторые фразы господина Колтовича «были некорректно интерпретированы интервьюером, отчего был искажен смысл отдельных его высказываний». В интервью (текст доступен в кэше Google) Сергей Колтович говорил о принятой акционерами и менеджментом компании стратегии ребрендинга «Водохода» и выстраивании нового рыночного позиционирования. Он отмечал возможность удвоения доходов «Водохода» за четыре-пять лет практически на той же операционной базе и при небольшом увеличении количества судов за счет более правильного баланса между бюджетным, премиальным и люксовым сегментами, а также выхода на зарубежные рынки.

Собеседники “Ъ” на рынке рассказывают, что в рамках новой стратегии у «Водохода» есть идеи повысить стоимость тура с 2020 года на 50% и при этом выйти на прямые продажи зарубежным клиентам. Но для выхода в более премиальный сегмент необходимо реконструировать теплоходы, которые в большинстве морально устарели. Для этого нужно время и дополнительные деньги, при этом уход в премиальный сегмент приведет к снижению пассажировместимости судов, говорят собеседники “Ъ”. Российские туристы в большей части малоплатежеспособны, а с учетом геополитической напряженности иностранные туристы теперь не горят желанием покупать российские круизы, отмечает один из источников “Ъ”.

Совладельцы «Водохода» Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко — давние партнеры бывшего заместителя главы Минтранса Виктора Олерского, напоминают собеседники “Ъ”. Господин Олерский планирует приобрести у Объединенной судостроительной корпорации финскую верфь Arctech Helsinki Shipyard (см. “Ъ” от 31 октября). По данным “Ъ”, существует идея строить на этой верфи экспедиционные суда для «Водохода», рассчитанные на хождение в Арктике, Антарктике и высоких широтах. Такие круизы, как правило, относятся к классу люкс. Один из собеседников “Ъ” отмечает, что в ближайшее время в мире должно быть сдано в эксплуатацию порядка 20 подобных судов и у «Водохода» есть шанс занять нишу на этом рынке.

Анастасия Веденеева

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...