Экономике указали на приватизацию

Насколько эффективно участие государства в бизнесе

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предложил провести приватизацию госкомпаний ради ускорения экономического роста, но собеседники “Ъ FM” считают, что процессу может помещать геополитика. В статье для журнала «Компания» он отметил, что государство может быть эффективным управленцем только во время кризиса, но сейчас пришло время сокращать присутствие. По данным Алексея Кудрина, среди десяти крупнейших российских компаний только четыре частные. А в США в десятке нет ни одной организации с госучастием. Эксперты, опрошенные “Ъ FM”, в целом разделяют мнение главы Счетной палаты, но признают, что власти не пойдут на приватизацию, прежде всего, из-за геополитических амбиций. Подробнее — Владислав Викторов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

«Особого пути» в вопросе экономического развития нет, уверен Алексей Кудрин. Объективно структуры с госучастием менее эффективны в управлении, прежде всего из-за бюрократии. Это доказывают и проверки Счетной палаты — ведомство выяснило, что среди чиновников есть так называемые мультиуправленцы, которые отвечают сразу за 20 структур. И в этом смысле говорить об эффективном управлении не приходится. При этом участие государства в бизнесе по всему миру стало нарастать после кризиса 2008-2009 годов. В 2020-м проблем добавила пандемия, но сейчас появилась тенденция к сокращению госсектора.

И она сохранится еще как минимум год, отмечает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Однако России будет мешать именно «особый путь». «У российского государства огромное количество геополитических задач, с которыми наша экономика не справляется, поэтому нужна концентрация ресурсов, чтобы их можно было использовать по потребностям. Мы отстроили такую среду, которая может быть хороша для решения ряда геополитических задач, вопросов стабильности, но эта не та стабильность. В понимании экономистов это предсказуемые условия среды, чтобы обеспечить комфортные условия для ведения бизнеса. На горизонте даже ближайшей пары лет мы не в состоянии их обеспечить»,— говорит Надоршин.

Противники идеи приватизации в последнее время, как правило, парируют, что если бы не государство, то в пандемию экономика России упала бы сильнее. По данным Росстата, в прошлом году она снизилась чуть больше чем на 3%, а, например, экономика ЕС — на 6%. Впрочем, дело здесь в другом, отмечает исполнительный директор Института экономической политики им. Гайдара Сергей Приходько.

По его мнению, роль государства в экономике России слишком переоценена: «Мы проседали и до этого. По всей видимости, рост в этом году позволит вернуться к 2019 году, который тоже, к сожалению, был не очень удачным. Тут дело не в высокой доле государственного сектора. Структура экономики связана с высокой долей производства топливно-энергетических ресурсов, которые просели меньше. И главное, что самая потерпевшая отрасль во всем мире — это сфера услуг. Но в Европейском союзе и у нас этот сегмент несколько отличается».

Как считает Алексей Кудрин, идеальный исход приватизации — если бы у государства осталось не более 160 пакетов акций различных структур. Впрочем, если допустить, что власти все-таки решаться сократить количество госкомпаний, тем более что еще в прошлом году СМИ сообщали, что Минфин рассматривал такой вариант, то возникнет другая проблема, отмечает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин:

«Глава Счетной палаты приводит данные РАНХиГС, посчитавшего долю госсектора по ФГУПам и долям в АО, но есть же еще, например, муниципальные унитарные предприятия, а это тоже госсектор. Кроме того, не стоит забывать о большом количестве якобы частных собственников, которые неформально связаны с государством. И если у нас получается доля за 50%, то на самом деле по неформальным признакам она гораздо больше.

Возникает вопрос: какому частному сектору можно продать пакеты, чтобы он заплатил нормальные деньги, но при этом работал как частный сектор?»

По оценкам Алексея Кудрина, сокращение госсектора могло бы принести бюджету до 300 млрд руб. Впрочем, в Кремле “Ъ FM” заявили, что приватизация — рискованное мероприятие. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков напомнил про опыт прошлых лет, когда этот процесс привел почти к полному уничтожению целых отраслей экономики. Так что, вероятно, Россия предпочтет и дальше двигаться по «особому пути».

Илья Сизов

Вся лента