Коммерсантъ FM

Рыба против аутизма

Закончилось большое, серьезное, бессмысленное исследование

В сентябре The American Journal of Clinical Nutrition опубликовал результаты исследования — в нем участвовали более 4,5 тыс. недавно родивших женщин. Трем десяткам авторов удалось доказать, что употребление рыбы во время беременности снижает риск рождения ребенка с расстройством аутистического спектра. Причем неважно, как часто есть рыбу, а попытка ее чем-то заменить не дает результата. Это очень интересная работа — как иллюстрация явных и тайных проблем доказательной медицины.

Ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) невозможно вылечить, но часто можно улучшить качество его жизни. Русфонд давно помогает таким детям, и мы следим за новостями в сфере РАС. Но тема «рыба и аутизм» выглядит слишком нелепой. При чем тут еда? И почему рыба?

РАС в нынешнем понимании врачей — это целая гамма заболеваний со схожими симптомами и механизмом возникновения. Первопричина — в генетических мутациях. Но они могут проявиться или нет в зависимости от внешних условий, объясняет детский психиатр Елисей Осин.

До «генетического каталога РАС» и возможности предсказать болезнь с помощью генетического анализа еще страшно далеко. Поэтому естественно обратиться ко второму фактору — внешним условиям. Питание — самый очевидный кандидат. А рыба и морепродукты содержат омега-3-кислоты, которые важны для формирования мозга.

Рандомизированное исследование тут вряд ли возможно. Пришлось бы разделить будущих мам на группы и скомандовать: вы ешьте рыбу столько-то раз в неделю, вы вдвое реже, а вы к ней не прикасайтесь, пока не родите. Сложно, дорого и не очень этично.

Остается наблюдательное исследование: испытуемые просто рассказывают ученым, чем питались, а те делают статистические выводы. В итоге выяснилось: рыба в рационе мамы снижает риск развития аутизма у ребенка на 16%. Причем частота употребления рыбных блюд — раз в месяц, раз в неделю, каждый день — неважна. Будто в одной порции есть все, что нужно. А употребление вместо рыбы омега-3-кислот вероятность аутизма не уменьшало. Выглядит довольно загадочно. Как это можно объяснить?

На потребление рыбы влияет многое — размер семейного бюджета, место жительства, национальность, раса, веганство, аллергия, общая склонность к здоровому питанию. Часть этих факторов были учтены, но остальные могли исказить результат. Я попросил профессора кафедры медицинской кибернетики и информатики Российского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Ольгу Реброву оценить качество работы. Вот самые главные из ее замечаний.

Неясна достоверность полученных в опросах данных. Непонятно, насколько выбранные для участия в нем женщины отражают общую картину. В исследовании куча таблиц, но ни в одной нет сырых данных. Авторы указывают вероятность РАС в процентах, но не пишут, у скольких мам сколько и каких детей родилось. При этом честно заявляют: граждане едят слишком мало рыбы и работы вроде этой должны поменять ситуацию. Не самый объективный посыл.

А хуже всего другое: в обозримом будущем мы не узнаем правду о рыбе и РАС. Обнаруженная связь слишком слаба и неустойчива, чтобы кто-то взялся за качественное исследование этой темы, считает Ольга Реброва. Перед нами иллюстрация проблем доказательной медицины. Ей мешают этика, трудности объективной оценки, безденежье, невозможность плацебо-контроля во многих сферах. Но ведь пока ни одна работа про влияние внешних факторов не доказала, что здоровое питание способствует появлению РАС. Уже хорошо.

весь сюжет

rusfond.ru/issues/1171

Алексей Каменский, главный редактор «Русфонд.Медиа»

Новости компаний Все

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...