Коротко

Новости

Подробно

Все зарубежные СМИ

Журнал "Коммерсантъ Власть" от , стр. 72

ФОТО: AP
        В этом и следующем номере "Власть" представляет справочник по зарубежным СМИ. В него вошли деловые и общественно-политические газеты, журналы, теле- и радиокомпании, которые занимают в своих странах ведущие позиции по тиражу, охвату аудитории и влиятельности.
       
       Авторы-составители: Екатерина Адамова, Ольга Калинина, Кирилл Новиков, Антон Парыгин, Максим Сухманский, Кирилл Урбан, Анна Черникова.
       Авторы будут признательны за любые уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу anya@kommersant.ru.
Европа

Австрия
       Osterreichischer Rundfunk (ORF), телерадиокомпания
       Финансируется за счет абонентских взносов и поступлений от размещения рекламы, аудитория — около 4 млн человек.
       Основана в 1945 году как государственное предприятие. В 1967 году структура компании реформирована в сторону политической и финансовой независимости, в 1974 году принят закон, согласно которому ORF предоставлялась полная финансовая независимость и гарантия, что ни правительство, ни другие властные органы не будут вмешиваться в политику освещения событий. В том же году принят закон, обязывающий телекомпанию быть объективной. Руководство осуществляет совет директоров, в который входят представители правительства, региональных властей, общественных организаций и политических партий. Генеральный директор — Моника Линднер.
Адрес: Wurzburggasse 30, A-1136 Wien, Austria; e-mail: www.orf.at.
       
Die Presse, газета
       Принадлежит концерну Styria Medien AG, учрежденному Ассоциацией католических СМИ, тираж — 123 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1848 году венским бизнесменом Августом Цангом, приобрела репутацию либерального издания, где неоднократно печатались Карл Маркс и основоположник сионизма Теодор Герцль. В 1936 году, после аншлюса Австрии нацистской Германией, газета закрыта. Выход возобновлен в январе 1946 года. В 1991 году контрольный пакет акций Die Presse приобретен концерном Styria Medien AG, в 1999 году газета полностью перешла под его контроль. Die Presse располагает обширной корсетью в стране и за рубежом. Большинство читателей — представители австрийского бизнеса. Издание позиционирует себя как "газета для элиты". Главный редактор — Андреас Унтербергер.
       Адрес: Parkring 12a, A-1015 Vienna, Austria; телефон: +43 (1) 514 140; e-mail: chefredaktion@diepresse.com; www.diepresse.at.
       
Der Standard, газета
       49% акций принадлежит германскому издательству Sueddeutsche Zeitung, остальные сохранил основатель газеты Оскар Броннер и его родственники. Тираж — 100 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1988 году редактором австрийского журнала Profil Оскаром Броннером при финансовой поддержке германского медиахолдинга Springer. В 1995 году Оскар Броннер стал единоличным собственником издания, выкупив долю у Springer. В 1998 году Броннер продал 49% акций мюнхенскому издательскому дому Sueddeutsche Zeitung. Позиционирует себя как австрийский аналог The Financial Times (печатается на розовой бумаге), однако поддерживает партнерские отношения с другим британским изданием The Guardian. Главный редактор — Герфрид Шперл.
       Адрес: Schenkenstrasse 4/6, A-1010 Wien, Austria; телефон: +43 (1) 531 70731; факс: +43 (1) 531 70485; e-mail: info@derStandard.at; derstandard.at.
       
Албания
       Shekulli, газета
       Принадлежит медиахолдингу Spekter — дочерней структуре промышленно-строительного холдинга 2K, созданного местным олигархом Кочо Кокедима. Тираж 20 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана по инициативе Кочо Кокедима в 1997 году. Общественно-политическая газета. Имеет самый большой тираж среди всех печатных изданий страны. Часть материалов печатается на английском языке. Главный редактор — Замир Алуши.
       Адрес: Don Bosko Str. Vilat e reja, Tirana, Albania; телефон: +355 (38) 202 7243; e-mail: editor@shekulli.com.al; www.shekulli.com.al.
       
Андорра
       Diari d`Andorra, газета
       Принадлежит издательскому дому Premsa Andorrana S. A., тираж 17 тыс. экземпляров.
       Основана в мае 1991 года. Крупнейшее периодическое издание в Андорре, выходит на каталонском языке. Главный редактор — Игнаси де Планель.
       Адрес: Avda. Riberaygua, 39, 5e pis. Andorra la Vella; телефон: +376 (00) 877 477; факс: +376 (00) 863 800; e-mail: redaccio@diariandorra.ad; www.diariandorra.info.
       
Белоруссия
       "Вечерний Минск", газета
       Принадлежит ООО "Издательский дом 'Вечерний Минск'", тираж 104 тыс. экземпляров, выходит пять раз в неделю.
       Основана в ноябре 1967 года Минским горкомом компартии Белоруссии. В августе 1991 года вошла в состав ООО "Издательский дом 'Вечерний Минск'". В июле 1996 года появилась интернет-версия газеты. Главный редактор — Сергей Сверкунов.
       Адрес: 44, пр. Скопины, Минск, 220005, Belarus; телефон: +375 (172) 172 845 044; e-mail: www.newsvm.com.
       
Первый национальный канал, телеканал
       Принадлежит Национальной государственной телерадиокомпании, вещание охватывает всю страну.
       Первая телепередача вышла в эфир 1 января 1956 года.
       Адрес: 220807, ул. Макаенка, 9, Минск, Республика Беларусь; телефон: +375 (17) 264 81 82; e-mail: www.tvr.by/rus/tv1.asp.
       
Первый национальный канал радио, радиостанция
       Принадлежит Национальной государственной телерадиокомпании, вещание охватывает всю страну.
       Основана 15 ноября 1925 года в Минске. С мая 1962 года ведет вещание на страны дальнего зарубежья. Президент — Александр Саламаха.
       Адрес: 220807, ул. Красная, 4, Минск, Республика Беларусь; телефон: +375 (17) 239 5810, факс: +375 (17) 284 8574; e-mail: radio1@tvr.by; www.tvr.by/rus/radiobel.asp.
       
"Советская Белоруссия", газета
       Принадлежит государству, тираж 283 тыс. экземпляров, выходит пять раз в неделю.
       Издается с августа 1927 года. Главный редактор — Павел Якубович.
       Адрес: 220013, ул. Б. Хмельницкого, 10А, Минск, Республика Беларусь; телефон: +375 (17) 232 1432; факс: +375 (17) 232 1432; e-mail: admin@sb.by; sb.press.net.by.
       
Бельгия
       De Standaard, газета
       Принадлежит медиакорпорации VUM Media, тираж 78 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в мае 1914 года группой представителей фламандского течения Альфонсом Ван-де-Перром, Арнольдом Хендриксом и Францем Ван-Каувелертом, которые хотели создать издание не на французском языке. В связи с началом первой мировой войны первый выпуск, уже готовый к сдаче, пришлось отменить. Пилотный экземпляр газеты увидел свет 18 декабря 1918 года. В 1947 году создано издательство с одноименным названием, которое начало выпускать приложения. В 1976 году издательство поглощено бельгийской медиакорпорацией VUM. Шеф-редактор — Петер Вандермеерш, генеральный директор — Йо Ван-Крооненборх.
       Адрес: Gossetlaan 28, 1702 Groot Bijgaarden, Belgium; телефон: +32 (2) 46722; e-mail: www.standaard.be.
       
Болгария
       "Българска национална телевизия", телекомпания
       Принадлежит государству, вещание охватывает всю страну.
       Основана в 1959 году, вещала на единственном государственном канале. В 1964 году переформирована в Главную дирекцию Болгарского телевидения и радио, в 1971 году — в Комитет по телевидению и радио. В 1974 году начал вещание второй национальный канал "Втора телевизионна програма". В 1977 году произошло разделение на радио- и телекомпанию, однако уже 1986 году они вновь объединились в единую структуру. В марте 1990 года "Българска телевизия" и "Българско радио" обособлены в независимые структуры. В 1992 году телекомпания получила свое современное название, сохранив право на вещание на двух каналах. Первый канал получил название "Канал 1", второй — "Ефир 2". В сентябре 1998 года вступил в силу закон, регламентирующий статус компании. Телекомпания имеет четыре региональные центра, с 2001 года обладает лицензией на вещание на "Канале 1" Генеральный директор — Кирил Гоцев.
       Адрес: "Българска национална телевизия", 1504 София, ул. Сан-Стефано, 29; телефоны: +359 (2) 944 4999, +359 (2) 985 591; факс: +359 (2) 871 871; e-mail: news@bnt.bg; www.bnt.bg.
       
"Българско национално радио" (БНР), радиокомпания
       Принадлежит государству, вещание охватывает всю страну.
       В 1935 году в соответствии с законом о национализации радиовещания в стране создана национальная радиокомпания "Радио София", впоследствии переименованная в БНР. Компания владеет двумя национальными радиостанциями — "Хоризонт" и "Христо Ботев", а также радиостанцией "Радио България", которая транслируется в 55 странах на десяти языках. Генеральный директор — Иван Бориславов.
       Адрес: 1040, бул. Драган Цанков, #4, София, Bulgaria; телефон: +359 (2) 985 241; факс: +359 (2) 650 560; e-mail: www.nationalradio.bg.
       
Босния и Герцеговина
       Dnevni Avaz, газета
       Принадлежит компании Avaz, которой владеет журналист Фахрудин Радончич, тираж 40 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в конце 1995 года сербским журналистом Фахрудином Радончичем. Хорошие гонорары способствовали переходу в издание лучших журналистов из издания-конкурента Sarajevo daily Vecernje Novine. Благодаря связям и тесной поддержке правящих кругов журналисты газеты получили доступ к эксклюзивной информации "из первых рук". Президент компании — Фахрудин Радончич, исполнительный директор Недим Лисак, главный редактор — Фахрудин Дапо.
       Адрес: Dzemala Bijedica 185, Sarajevo; телефоны: +387 (33) 281 356, +387 (33) 281 358; факс: +387 (33) 281 441; e-mail: www.avaz.ba.
       
Nezavisne Novine, газета
       Принадлежит Dnevne Nezavisne Novine, фактически существует на средства международных благотворительных организаций. Тираж — 7,5 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1995 году, вскоре после подписания Дейтонских соглашений, боснийским сербом из города Баня-Лука журналистом Желко Копаньей. В 1999 году газета первой среди сербских СМИ признала факт военных преступлений сербов против мусульман и хорватов в ходе войны 1992-1995 годов. Вскоре на Копанью совершено покушение, в результате которого он потерял обе ноги. Своей главной миссией редакция считает налаживание отношений между тремя этническими группами в республике. Издание подчеркнуто избегает определения "сербская газета" и называет себя "боснийской газетой". Газета имеет постоянные корпункты на территории Мусульмано-Хорватской Федерации — в Сараево, Тузле, Мостаре. Главный редактор — Драган Еринич.
       Адрес: Banja Luka, Krajiskih brigada bb, 78000, Bosnia-Herzegovina; телефон: +387 (51) 331 8000; факс: +387 (51) 331 810; e-mail: desk@nezavisne.com; www.nezavisne.com.
       
Ватикан
       Centro Televisivo Vaticano, телеканал
       Принадлежит Святому престолу.
       Основан в 1983 году. В 1996 году признан официальным телеканалом Святого престола. Осуществляет прямые трансляции религиозных событий, освещает визиты папы римского, трансляции проповедей. Генеральный директор — отец Федерико Ломбарди.
       Адрес: Via del Pellegrino, 00120 Vatican City; телефоны: +39 (06) 698 85467, +39 (06) 698 85233; факс: +39 (06) 698 85192; e-mail: ctv@ctv.va; www.vatican.va/news_services/television/index_it.htm.
       
L`Osservatore Romano, газета
       Принадлежит Святому престолу, выходит еженедельно.
       Первый выпуск на четырех страницах увидел свет 1 июля 1861 года в Риме. Газета задумывалась как оппозиционное издание, противовес официальному печатному органу Святого престола — Giornale di Roma. В первые годы уделяла повышенное внимание международной политике, пропаганде католицизма и защите прав человека. В конце XIX века несколько раз закрывалась властями, однако в период папства Льва XIII приобретена понтификатом и заменила собой Giornale di Roma. Выходит на итальянском, французском, английском, испанском, португальском, немецком языках. На польском языке издается ежемесячно. Распространяется в странах с католическим населением. Главный редактор — Марио Агнес.
       Адрес: Tipografia Vaticana — Editrice L`Osservatore Romano, 00120 Vatican City; телефон: +39 (06) 698 99390; факс: +39 (06) 698 83252; e-mail: ornet@ossrom.va; www.vatican.va/news_services/or/home_ita.html.
       
Radio Vaticana, радиостанция
       Принадлежит Святому престолу.
       12 февраля 1931 года папа римский Пий XI благословил создание Radio Vaticana в ходе встречи с итальянским ученым Гильермо Маркони. В тот же день понтифик обратился к верующим с первым радиообращением. С 1996 года Radio Vaticana регулярно вещает на весь мир. Программы выходят на 34 языках и транслируются на коротких, средних волнах и через спутник. Генеральный директор — отец Паскуале Боргомео.
       Адрес: Piazza Pia 3, 00120 Vatican City; телефон: +39 (06) 698 83551; факс: +39 (06) 698 84565; e-mail: sedoc@vatiradio.va; www.vaticanradio.org.
       
Великобритания
       BBC Radio, радиокомпания
       Принадлежит государству, аудитория — 31 млн человек.
       В 1922 году британские производители радиоприемников под началом шотландского инженера Джона Рейта объединились в British Broadcasting Company (BBC). Рейту принадлежит идея финансировать ВВС за счет сборов от почтовых лицензий. Первая передача BBC вышла в эфир 14 ноября 1922 года с лондонской радиостанции 2LO. В 1927 году BBC была переименована в British Broadcasting Corporation и в первый раз получила королевскую хартию на вещание. В соответствии с документом, продлеваемым раз в десять лет (нынешний истекает в 2006 году), BBC действует как общественная корпорация. Согласно хартии, компанией управляет совет директоров и генеральный директор, которые назначаются королевой по представлению правительства. Финансирование осуществляется из специальных сборов с владельцев приемников. Цель организации — информировать, просвещать и обучать жителей Великобритании. Обладая монопольным правом на радиовещание, BBC стала быстро расширяться. 11 ноября 1927 года начались передачи коротковолновой станции имперской службы ВВС, вещавшей практически во всех колониях. Позже эта служба была переименована во всемирную службу ВВС. В 50-х годах BBC утратила свое монопольное положение на рынке, однако осталась самым массовым национальным радиовещателем в Великобритании. Гендиректор BBC — Грэг Дайк.
       Адрес: Broadcasting House, London W1A 1AA; телефон: +44 (207) 580 4468; факс: +44 (207) 636 9786; e-mail: info@bbc.co.uk; www.bbc.co.uk/radio.
       
BBC TV, телекомпания
       Принадлежит государству, аудитория основных каналов BBC1 и BBC2 — 16 млн и 7 млн человек соответственно.
       Первые эксперименты в области телевидения BBC начала проводить еще в 1932 году. 2 ноября 1936 года с помощью корпорации была открыта первая в мире регулярная служба телевидения. Большого успеха она не имела: телеприемники стоили дорого, а сигнал едва покрывал близлежащие районы Лондона. С начала второй мировой войны и вплоть до 1947 года телевидение в Великобритании не работало. Лучшими годами телевизионной службы стала середина 50-х, когда BBC обладала монополией на телевещание. К 1957 году доля BBC TV на рынке сократилась до 28% в связи с началом вещания первого частного канала ITV. В 1964 году начал работать еще один канал корпорации — BBC2. Цветное телевещание корпорация начала в 1967 году на BBC2, а в 1969 году — и на BBC1. 80-е годы ознаменовались для BBC масштабным ростом вещания и одновременно возросшей конкуренцией, приведшей к падению доходов компании. В 90-х годах руководителями корпорации был проведен ряд жестких реформ: сокращена зарплата, компания разделена на вещательное и производственное подразделения. С конца 90-х годов изменения затронули вещательную политику: появились новые каналы: новостной BBC24 (в 1997 году), парламентский BBC Parliament (в 1998 году), детские Cbeebies и CBBC и культурный BBC4 (в 2002 году), BBC3 для зрителей 16-34 лет (в 2003 году). Гендиректор BBC — Грэг Дайк.
       Адрес: BBC Television Centre, Wood Lane, London W12 7RJ, UK; телефон: +44 (207) 580 4468; факс: +44 (207) 765 2343; e-mail: info@bbc.co.uk; www.bbc.co.uk/tv.
       
The Daily Telegraph, газета
       Принадлежит компании Hollinger International Inc., входит в состав Telegraph Group Ltd., тираж 925 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Ведет историю от издания The Daily Telegraph & Courier, первый номер которого вышел 29 июня 1855 года. Основана полковником Артуром Слаем с единственной целью — критиковать Кембриджского герцога, будущего главнокомандующего британской армией. Через несколько месяцев права на выпуск газеты выкупил издатель Джозеф Моисей Леви, владевший газетой Sunday Times. Леви решил сделать ставку на создание новой дешевой газеты, доступной широкому кругу читателей. Выполнение этой задачи он поручил своему сыну Эдварду Леви-Лоусону и журналисту Торнтону Ханту. 17 сентября 1855 года появилась обновленная The Daily Telegraph & Courier, заявившая о себе как "самая большая, самая лучшая и самая дешевая газета в мире". Отдав предпочтение журналистским расследованиям и криминальной хронике, The Daily Telegraph (название газеты было сокращено в 1956 году) за несколько месяцев выбилась в лидеры по тиражам. В октябре 1937 года издание было объединено с газетой Morning Post, созданной в 1772 году: на свет появилась The Daily Telegraph and Morning Post. Под этим названием газета выходила до 1969 года, когда ей было возвращено прежнее имя. В июне 1985 года канадский медиамагнат Конрад Блэк приобрел часть акций газеты, а в феврале 1986 года завладел контрольным пакетом. 17 ноября 2003 года после скандала, связанного с незаконной тратой средств компании, Конрад Блэк покинул пост главы Hollinger. В настоящее время компания выставлена на продажу. По данным британских СМИ, наибольшие шансы приобрести газету имеет издатель Ричард Десмонд. Главный редактор — Чарльз Мур.
       Адрес: 1 Canada Square Canary Wharf, London E14 5DT, UK; телефон: +44 (207) 538 5000; факс: +44 (207) 513 2512; e-mail: dtletters@telegraph.co.uk; www.telegraph.co.uk.
       
The Financial Times, газета
       Принадлежит компании Pearson, тираж 455 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана лондонским издателем Гарри Марксом. Первый номер вышел 13 февраля 1888 года. Газета позиционировала себя как "друг честного финансиста и уважаемого брокера". С 2 января 1893 года выходит на розовой бумаге. В 1935 году впервые представила биржевой индекс акций 30 ведущих компаний. В 1984 году индекс превратился в Financial Times Stock Exchange (FTSE) 100. К 1945 году контроль над The Financial Times (FT) получил журналист и издатель Брендан Брэкен. Он объединил ее редакцию с редакцией газеты The Financial News, издававшейся с 1884 года. В 1957 году издание купила компания Pearson. В 1979 году у FT появился европейский выпуск (печатается во Франкфурте). В 1985 году FT начала выходить в Нью-Йорке, в 1997 году появилось полноценное американское издание газеты. С 1990 года газета издается в Токио, а с 1996 года — в Гонконге. Главный редактор — Эндрю Говерс, генеральный директор — Оливер Флерот.
       Адрес: One Southwark Bridge, London SE1 9HL, UK; телефон: +44 (207) 873 3000; e-mail: www.ft.com.
       
The Guardian, газета
       Принадлежит компании Guardian Media Group, тираж 400 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1821 году под названием The Manchester Guardian бизнесменом Джоном Эдвардом Тейлором как еженедельник. Первый выпуск отпечатан 5 мая того же года. В 1855 году газета стала ежедневной, однако все еще оставалась местным изданием. Рост авторитета газеты связан с именем Чарльза Прествича Скотта, ставшего редактором в 1872 году и возглавлявшего издание 57 лет. В 1907 году Скотт выкупил газету. Свое отношение к политике СМИ редактор четко выразил в своем эссе, посвященном 100-летию The Manchester Guardian: "Комментарий свободен, но факты остаются священными". Отойдя от дел, Чарльз Скотт передал управление газетой двум сыновьям. В 1932 году Чарльз Скотт и его сын Эдвард умерли, единоличным владельцем стал Джон Рассел Скотт. В июне 1936 года управление изданием передано фонду Скоттов. 29 августа 1959 года газета сменила название на The Guardian. В 1964 году редакция переехала в Лондон. Тогда же финансовые трудности чуть было не привели к слиянию издания с The Times, однако фонд Скоттов не пошел на сделку. Председатель фонда Скоттов — Хьюго Янг, главный редактор — Алан Расбриджер.
       Адрес: 119 Farringdon Road, London EC1R 3ER, UK; телефон: +44 (207) 278 2332; факс: +44 (207) 837 4530; e-mail: letters@guardian.co.uk; www.guardian.co.uk.
       
The Independent, газета
       Принадлежит компании Independent News & Media, тираж 230 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1986 году журналистами Андреасом Смитом, Стивеном Гловером и Мэтью Симондсом, ранее работавшими в газете Daily Telegraph. Первый номер газеты вышел 7 октября 1986 года. Издание сразу начало активную борьбу с The Guardian за признание либеральных читателей и смогло к 1989 году увеличить тираж до 400 тыс. экземпляров. Однако к тому времени владелец газеты — компания Newspaper Publishing начала испытывать финансовые проблемы. В апреле 1996 года контрольный пакет акций Newspaper Publishing перешел к ирландскому бизнесмену Тони О`Рейли и его компании Independent News & Media (INM). О`Рейли привел в газету новых сотрудников, однако к 1998 году тираж упал до 100 тыс. С тех пор издание несколько раз меняло штат и дизайн. Ценой больших усилий The Independent увеличила аудиторию, но все еще остается убыточной. Главный редактор — Саймон Келнер.
       Адрес: Independent House, 191 Marsh Wall, London E14 9RS, UK; телефон: +44 (207) 005 2000; факс: +44 (207) 52999; e-mail: letters@independent.co.uk; www.independent.co.uk.
       
ITV, телекомпания
       Лицензии ITV принадлежат компаниям Granada, Carlton, SMG, Ulster и Channel, аудитория — 14 млн человек.
       Основана в 1955 году, стала первой коммерческой телекомпанией в Великобритании. Несмотря на то что телевидение было частным, его деятельность регулировалась государством: по закону не могло существовать единоличного владельца лицензий. Таким образом, ITV состояла из нескольких компаний, каждая из которых вещала в регионе, где у нее была лицензия. Согласно закону о вещании от 1990 года, владельцы лицензий смогли получить до 20% акций компаний, владеющих другими лицензиями. Это позволило централизовать управление ITV. Еще большая централизация ожидается после завершения слияния крупнейших владельцев лицензий — компаний Granada и Carlton, которое было разрешено 7 октября 2003 года. Временный председатель правления — Брайан Питман, директор — Кирсти Маррон.
       Адрес: ITV Network Centre 200 Gray`s Inn Road, London WC1X 8HF, UK; телефон: +44 (207) 843 8000; факс: +44 (207) 843 8158; e-mail: www.itv.com.
       
The Times, газета
       Принадлежит компании News Corporation, тираж 620 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1785 году Джоном Уолтером под названием The Daily Universal Register. Свое нынешнее название получила 1 января 1788 года. Возглавивший издание в 1803 году сын Уолтера, Джон Уолтер Второй, отказался от государственной финансовой помощи. Организация корпунктов в крупнейших городах Европы позволила The Times занять лидирующее место в новостной журналистике Великобритании. Влияние газеты стало столь велико, что ее позиция отчасти послужила толчком к началу Крымской войны и вступлению в нее Великобритании. Однако с середины XIX века позиции консервативной The Times (к тому времени ее возглавил Джон Уолтер Третий, внук основателя газеты) пошатнулись: на рынке появились новые дешевые издания, нацеленные на массовую аудиторию с более либеральными взглядами. К концу века газета была продана лорду Нортклиффу, однако и он не исправил положение. В 1922 году издание перешло к новому владельцу — Джону Джейкобу Астору. Он вывел The Times в лидеры британской и мировой журналистики. В 1966 году газету приобрел канадский издатель Рой Томсон, у которого в 1981 году она вместе с The Sunday Times была приобретена австралийцем Рупертом Мердоком. Управляющий редактор — Джордж Брок.
       Адрес: 1 Pennington Street, London E98 1XY, UK; телефон: +44 (207) 782 5000; факс: +44 (207) 782 5046; e-mail: comment@thetimes.co.uk; www.timesonline.co.uk.
       
Венгрия
       Magyar Hirlap, газета
       Принадлежит швейцарской компании Ringier AG, тираж 80 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1968 году как государственная газета. В 1990 году в ходе приватизации издание приобрел британский медиамагнат Роберт Максвелл (первый западный инвестор, вложивший средства в СМИ в Восточной Европе). В 1991 году после смерти Максвелла контрольный пакет акций Magyar Hirlap приобрела швейцарская компания Marquard Media, которая в декабре 2000 года перепродала газету другой швейцарской компании — Ringier AG. Газета ориентируется на "деловую, политическую и интеллектуальную элиту" Венгрии. Главный редактор — Петер Немет.
       Адрес: Magyar Hirlap Rt., Szuglo utca 14, HU-1145 Budapest, Hungary; телефон: +36 (1) 470 1100; факс: +36 (1) 470 1121; e-mail: www.mhirlap.hu.
       
Германия
       ARD Das Erste, телеканал
       Финансируется за счет общественных организаций, аудитория — 12 млн человек.
       Компания ARD (Рабочее содружество независимых общественно-правовых региональных телерадиовещательных компаний) основана 10 июня 1950 года. Она объединила телевизионные станции земель Западной Германии. После 1990 года к ARD присоединились станции бывшей ГДР. Сейчас организация состоит из 11 региональных телерадиостудий. ARD на 80% финансируется за счет абонентской платы, остальную часть получает от рекламы. Первоначально реклама на канале, созданном как общественное телевидение, была сильно ограничена. Постепенно государство ослабляло ограничения. Так, в 1995 году ARD совместно с ZDF добился отмены запрета на рекламные блоки после основного выпуска новостей. Программный директор — Гюнтер Штруве, главный редактор — Хартманн ван дер Танн.
       Адрес: Arnulfstr 42, 80335 Munchen, Germany; телефон: +49 (89) 590 001; факс: +49 (89) 590 03249; e-mail: info@DasErste.de; www.daserste.de.
       
Bild, газета
       Принадлежит компании Axel Springer AG, тираж 4,5 млн экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана немецкими издателями Генрихом Шпрингером и его сыном Акселем. Первый номер газеты вышел в Гамбурге 24 июня 1952 года. C 1956 года наряду с ежедневной газетой Bild стала выходить воскресная версия издания — Bild am Sonntag. К концу 90-х годов Bild заняла ведущие позиции на рынке ежедневных изданий Германии: доля розничных продаж газеты составила около 18% из более чем 1,5 тыс. ежедневных газет. К этому времени газета уже имела 35 региональных версий. Председатель газетного департамента Axel Springer AG — Штеффен Науманн.
       Адрес: Axel-Springer-Platz 1, 20350 Hamburg, Deutschland; телефон: +49 (0) 302 59179; факс: +49 (0) 403 472 4929; e-mail: presse@bild.t-online.de; www.bild.de.
       
DeutschlandRadio, радиокомпания
       Находится в совместном управлении компаниями ARD и ZDF, аудитория — 8,5 млн человек.
       Переговоры о создании единой немецкой радиостанции начались еще до объединения Германии 23 сентября 1990 года. Было решено объединить западногерманское радио Deutschlandfunk, западноберлинское RIAS и редакцию культуры восточногерманского Deutschlandsender. Новая радиостанция должна была транслировать две радиопрограммы на всю территорию объединенной Германии без рекламы и существовать за счет абонентских сборов. В июне 1993 года такое радио создано совместно крупнейшими телерадиокомпаниями страны ARD и ZDF. С 1 января 1994 года DeutschlandRadio выходит в эфир. Гендиректор — Эрнст Элиц.
       Адрес западногерманской студии: Raderberggurtel 40, 50968 Koln, Germany; телефон: +49 (221) 345 2160; факс: +49 (221) 345 4802; e-mail: deutschlandfunk@dradio; www.dradio.de.
       Адрес восточногерманской студии: Hans-Rosenthal-Platz, 10825 Berlin, Germany; телефон: +49 (30) 85030; факс: +49 (30) 850 36168; e-mail: deutschlandradioberlin@dradio.de.
       
Frankfurter Allgemeine Zeitung, газета
       Входит в состав холдинга FAZ, управляется специальным издательским фондом, тираж 410 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана 1 ноября 1949 года, стала первой послевоенной германской газетой после отмены оккупационных лицензий. Позиционировалась как общенациональное СМИ. В конце 70-х годов FAZ назвала себя "германской экономической и финансовой газетой", однако другое издание — Handelsblatt — уже давно приписывало эту роль себе и подало в суд. Суд вынес решение в пользу Handelsblatt, а FAZ сохранила общеполитическую тематику.
       Адрес: Hellerhofstrasse 2-4, Frankfurt 60327, Germany; телефон: +49 (69) 759 1743; e-mail: efaz@faz.de; www.faz.com.
       
RTL, телекомпания
       Принадлежит компании RTL Group, подконтрольной Bertelsmann AG, аудитория — 12 млн человек.
       Основана в 1981 году после решения конституционного суда ФРГ, разрешившего развитие частного телевидения. Из-за дефицита частот и техники RTL начала готовить свои программы в Люксембурге. Первый раз в эфир вышла 2 января 1984 года. Тогда сигнал могли принимать только жители земель Саар, Рейнланд-Пфальц и Северный Рейн-Вестфалия. В 1985 году сигнал начали передавать через спутник и по кабелю. К 1 января 1988 года телекомпания переехала в Кельн. RTL сделала ставку на развлекательные шоу, телесериалы и эротические программы, что привлекло молодых телезрителей. В 1992 году телеканал стал лидером по доходам от рекламы. Весной 2000 года для управления бизнесом владельцы канала — немецкий медиахолдинг Bertelsmann AG и газетная группа WAZ, бельгийско-канадская Groupe Bruxelles Lambert (GBL) и британская Pearson — создали RTL Group (Luxembourg). В 2001 году 90,2% акций RTL Group оказалось в руках Bertelsmann. Генеральный директор — Герхард Цилер.
       Адрес: Aachener Strasse 1044, 50858 Koln, Germany; телефон: +49 (221) 4560; факс: +49 (221) 456 1690; e-mail: ukomm@rtl.de; www: www.rtl-television.de.
       
Der Spiegel, журнал
       Принадлежит компании Spiegel-Verlag, тираж 1,1 млн экземпляров, выходит еженедельно.
       Первый номер журнала вышел 4 января 1947 года в Ганновере. Издание было наследником Diese Woche, которое оккупационные власти создали по образцу американских и британских новостных журналов. Лицензию на журнал вскоре уступили его редактору Рудольфу Аугштайну. В 1952 году редакция переехала в Гамбург. Известность пришла к Spiegel в 1950 году: журнал инициировал скандал, утверждая, что Бонн получил столичный статус благодаря подкупу депутатов. В 1962 году издание вновь было замешано в скандале: накануне выпуска номера со статьей о злоупотреблениях в военном ведомстве полиция заняла помещения редакции и помешала изданию выйти в свет. Канцлер Конрад Аденауэр, выступая в бундестаге, обвинил журнал в измене родине. Издатель, директор и несколько журналистов провели в камерах предварительного заключения 103 дня. По всей стране прошли акции протеста, замешанный в скандал министр обороны был вынужден уйти в отставку, а авторитет Аденауэра был подорван. С тех пор скандальные расследования стали отличительной чертой Spiegel. Рудольф Аугштайн был выбран журналистом столетия в Германии, а Международный институт прессы (IPI) присудил ему звание героя свободы печати. Аугштайн оставался редактором Spiegel до 1994 года, а издателем — до самой смерти 7 ноября 2002 года. Издатели — Фрид фон Бисмарк, Маттиас Шмольц, директор — Карл Дитрих Сайкель, главный редактор — Штефан Ауст.
       Адрес: Brandstwiete 19, 20457 Hamburg, Germany; телефон: +49 (40) 30070; факс: +49 (40) 300 72716; e-mail: info@spiegel.de; www.spiegel.de.
       
Sueddeutsche Zeitung, газета
       Принадлежит Sueddeutscher Verlag, тираж 430 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в октябре 1945 года. Стала первой газетой в Баварии, получившей лицензию от оккупационных властей. Коммерческий директор — Клаус Йозеф Люц.
       Адрес: Sendlinger Strasse 8, 80331 Munchen, Germany; телефон: +49 (89) 218 3787; факс: +49 (89) 218 38315; e-mail: redaktion@sueddeutsche.de; www.sueddeutsche.de.
       
Die Welt, газета
       Принадлежит Axel Springer Verlag, входит в состав компании Welt-Gruppe, тираж 250 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1945 году как орган британского военного правительства на оккупированных после второй мировой войны территориях Германии. Под немецкий контроль передана в 1953 году: издание купил общественный деятель и журналист Аксель Цезарь Шпрингер. Газета заняла консервативную позицию. В 1985 году, после смерти Шпрингера, большая часть акций его холдинга, включающего и Die Welt, перешла к его вдове Фриде Шпрингер. Председатель — Матиас Депфнер.
       Адрес: Axel-Springer-Strasse 65 D, 10888 Berlin, Germany; телефон: +49 (30) 347 24380; факс: +49 (30) 347 27330; e-mail: redaktion@welt.de; www.welt.de.
       
ZDF, телеканал
       Финансируется за счет общественных организаций, аудитория — 11 млн человек (13,6% населения страны).
       В 1950-е годы в Германии задумались над созданием телеканала, способного разрушить монополизм ARD. В 1961 году канцлер Конрад Аденауэр предложил создать акционерное общество с контрольным пакетом у государства. ARD, не желая получить конкурента, подало протест в федеральный конституционный суд. Судьи создавать новый канал запретили. Тогда готовность учредить новый канал выразили премьер-министры всех земель. 6 июня 1961 года они подписали договор о создании ZDF (Zweites Deutsche Fernsehen) — Второго немецкого телевидения. В отличие от ARD, ZDF был создан как централизованная организация со штаб-квартирой в Майнце. Это позволило ему сократить расходы на управление, и вскоре он обогнал конкурента по числу передающих станций и корреспондентских пунктов. Гендиректор — Маркус Шактер.
       Адрес: Postfach 4040, 55100 Mainz, Germany; телефон: +49 (6131) 701 704 370; факс: +49 (6131) 706 864; e-mail: www.zdf.de.
       
Греция
       To Vima, газета
       Принадлежит греческой компании Lambrakis Press S. A., тираж 16 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1922 году греческим журналистом Димитриосом Ламбракисом, который и занял пост главного редактора. До второй мировой войны выходила под названием Elefteron Vima ("Свободная трибуна"), во время германской оккупации выход был прекращен. В 1945 году вновь стала печататься под заголовком To Vima. В 1984 году издание перепрофилировано в еженедельник и до марта 1999 года выходило только по воскресеньям под названием To Vima Tis Kiriakis ("Воскресная трибуна"). С 1999 года выходит ежедневно как To Vima. Освещает национальную и международную политику, новости экономики и бизнеса. Ориентируется на экономически активных людей в возрасте от 25 до 54 лет со средними и высокими доходами. Главный редактор — Ставрос Психарис.
       Адрес: 3 Christou Lada Street, GR-102 37 Athens, Greece; телефон: +30 (1) 333 3555; факс: +30 (1) 323 9097; e-mail: tovima@dolnet.gr; tovima.dolnet.gr.
       
Дания
Berlingske Tidende, газета
       Принадлежит медиакорпорации Orkla, тираж 152 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1749 году датским издателем Эрнстом Генрихом Берлином, после его смерти перешла наследникам. Выходила изначально два раза в неделю, с 1831 года — шесть раз, с 1847 года — два раза в день. В то время издание называлось Den til Forsendelse med de Kongelige Rideposter priviligerede Danske Statstidende. В 1916 году переименована в Berlingske Tidende, по имени основателя. До последнего времени газетой владела династия Берлин, которая создала медиакомпанию Berlingske Dania. В декабре 2001 года компания поглощена скандинавской корпорацией Orkla. Шеф-редактор — Нильс Лунде.
       Адрес: Pilestraade 34, DK-1147 Kobenhavn K, Denmark; телефон: +45 (33) 757 575; факс: +45 (33) 752 020; e-mail: www.berlingske.dk.
       
Morgenavisen Jyllands Posten, газета
       Принадлежит компании Jyllands-Posten/Politiken Group, тираж 180 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       В 1871 году группа журналистов в Орхусе объявила о создании газеты Jyllands-Posten в качестве издания, оппозиционного выпускаемым в Копенгагене СМИ. Первоначально газета выходила ежедневно на четырех полосах. До конца 2002 года принадлежала компании Jyllands-Posten. После ее слияния в январе 2003 года с медиахолдингом Politiken вошла в состав новой структуры. Штат газеты 750 человек, в том числе более 170 журналистов. Главный редактор — Карстен Юсте.
Адрес: Grondalsvej 3 DK-8260 Viby J; телефон: +873 83838; e-mail: jp@jp.dk; www.jp.dk.
       
Ирландия
       Irish Independent, газета
       Принадлежит компании Newspapers PLC, которая подконтрольна ирландскому бизнесмену Тони О`Рейли, тираж 168 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1905 году компанией Independent News and Media Plc. Еженедельно выпускает 32 полосы и ежемесячно 48 полос спортивных приложений.
       Адрес: Irish Independent, Middle Abbey Street, Dublin 1; телефон: +353 (1) 705 5333; факс: +353 (1) 872 0304; e-mail: www.independent.ie.
       
The Irish Times, газета
       Принадлежит компании Irish Times Trust, тираж 116 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1859 году майором Лоуренсом Ноксом. Первый выпуск вышел в свет 29 марта тиражом 8 тыс. экземпляров. Далее газета выходила трижды в неделю, через два месяца стала ежедневной. Позиционировала себя как "новая консервативная еженедельная газета" и всячески поддерживала консервативные взгляды общества. После смерти основателя в 1873 году куплена семьей Арноттов. В 1900 году стала государственной, но Арнотты сохранили контроль над изданием. В 1974 году с образованием траста газета стала полностью независимой от государства. Главный редактор — Жеральдина Кеннеди.
       Адрес: 10-16 D`Olier Street, Dublin 2, Ireland; факс: +353 (1) 671 9407; e-mail: www.irish-times.ie.
       
Radio Telefis Eireann (RTE), телерадиокомпания
       Принадлежит государству, аудитория — 2,3 млн человек.
       1 января 1926 года в Ирландии появилась первая радиостанция 2RN. В 1947 году она была переименована в Radio Eireann. В 1960 году после принятия закона о телерадиовещании создана телерадиокомпания Telefis Eireann. В 1961 году в нее вошла первая телекомпания с одноименным названием. Радиостанция также перешла под управление Telefis Eireann. В настоящее время компания по-прежнему принадлежит государству и управляется советом, члены которого назначаются правительством. Председатель совета директоров — Патрик Райт, генеральный директор — Катал Гоан.
Адрес: Radio Telefis Eireann, Dublin 4, Ireland; e-mail: www.rte.ie.
       
Исландия
       Morgunbladid, газета
       Принадлежит корпорации Arvakur, тираж 55 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1913 году исландскими журналистами Вильхьямуром Финсеном и Олафуром Бьорнсоном. В 1919 году издание купила компания Arvakur hf.
       Гендиректор — Ингвар Хьялмарсон, коммерческий директор — Якоб Торстейнсон.
       Адрес: Kringlunni 1, 103 Reykjavik, Iceland; телефоны: +354 569 1100, +354 569 1110; e-mail: ingvar@mbl.is; www.mbl.is.
       
Rikissjonvarpid (RUV), телерадиокомпания
       Принадлежит государству, вещание охватывает всю страну.
       Создана в 1930 году. До конца 60-х годов выходила в эфир только вечером два раза в неделю по несколько часов. Более половины программ в сетке вещания являются американскими или британскими. Иностранные телепередачи транслируются с субтитрами, детские программы идут с закадровым переводом. Распоряжается одним телеканалом и двумя радиостанциями. Финансируется за счет абонентской платы и размещения платной рекламы, объем которой ограничен местным законом о телерадиовещании. Теле- и радиовещание RUV ведет только на территории Исландии. Генеральный директор — Маркус Орн Антонсон.
       Адрес: Efstaleiti 1, 103 Reykjavik, Iceland; телефоны: +354 515 3900, +354 515 3988; факс: +354 515 3010; e-mail: istv@ruv.is; www.ruv.is.
       
Испания
       ABC, газета
       Принадлежит компании Prensa Espanola, тираж 325 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Газету основал Торкуато Лука де Тена. Первый номер газеты вышел 1 июня 1905 года. Первый выпуск состоял из 16 страниц. 2 октября 1912 года газета стала продаваться в провинциях. 12 декабря 1920 года перешла на новый метод печати и начала выпускать воскресные приложения. В 1929 году после смерти основателя газеты дела перешли к его сыну Хуану Игнасио Лука де Тена. В 1930 году начал применяться метод цветной печати. В последующие 20 лет газета расширила список публикуемых приложений и освещаемых событий. С 1987 года выходит крупный экономический журнал ABC Diario de Economia. В 1991 году вышло в свет цветное приложение о культуре ABC Cultural. В 1995 году газету можно прочитать в интернете. Президент — Гильермо Лука де Тена Брунет.
Адрес: Juan Ignacio Luca de Tena, 7 28027 Madrid — Espana.
       
El Mundo, газета
       Принадлежит издательской компании Unedisa, 89% акций которой с марта 2003 года перешли в собственность итальянского медиахолдинга Rizzoli Corriere della Serra (RCS), который контролируется семьей Аньелли (владельцы FIAT). Тираж 270 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1989 году главным редактором популярного издания Diario 16 Педро Рамиресом, которому пришлось оставить свой пост из-за конфликта с владельцами Diario 16. С самого начала газета заняла правоцентристскую, консервативную позицию, неоднократно подвергала резкой критике правивших в Испании социалистов (PSOE). По мнению местных политологов, разоблачения правительственных коррупционеров, опубликованные в El Mundo, стали причиной поражения социалистов на парламентских выборах 1996 года и прихода к власти консерваторов во главе с Хосе Марией Аснаром. Газета последовательно выступает против расширения прав национальных автономий в Испании. В мае 2000 года один из ведущих журналистов издания политический обозреватель Хосе Луис Лопес де-ла-Калле (убежденный противник ЭТА) убит баскскими сепаратистами. Президент — Альфонсо де-Салас.
       Адрес: 42, Calle Pradillo, Madrid, 28002, Spain; телефон: +34 (91) 586 4800; факс: +34 (91) 586 4848; e-mail: publicidad@elmundo.es; www.elmundo.es.
       
El Pais, газета
       Принадлежит холдингу Grupo Prisa во главе с медиамагнатом Хесусом де Поланко. Тираж 450 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Крупнейшая общественно-политическая газета Испании. Основана в 1976 году, когда Испания начала переход к демократии после 37-летнего правления Франсиско Франко. Последовательно поддерживала партию социалистов (PSOE), с небольшими перерывами правившую в Испании до 1996 года. Имеет репутацию прогрессивного левоцентристского издания. Газета располагает корпунктами в большинстве европейских столиц (в том числе в Москве), в США, Латинской Америке, на Ближнем Востоке (Иерусалим). Главный редактор — Хосе Мануэль Кальво.
       Адрес: Miguel Yuste 40 Madrid, 28037 Spain; телефоны: +34 (91) 337 8200, +34 (91) 337 7756; факс: +34 (91) 304 8766; e-mail: Cartasdirector@elpais.es; www.elpais.es.
       
Television Espanola (TVE), телекомпания
       Принадлежит государству, входит в компанию Radiotelevision Espanola.
       Компания начала вещание в 1956 году. Изначально транслировались только два телеканала. До 1980 года была монополистом на рынке телевещания. В настоящее время имеет два собственных телеканала — TVE 1, TVE 2, также транслирует международный телеканал Television Espanola Internacional и пять цифровых телеканалов.
       Адрес: Alcalde Sainz de Baranda 92, 28007 Madrid, Spain; телефон: +34 (91) 346 8200; e-mail: direccion.comunicacion@rtve.es; www: http://www.rtve.es.
       
Италия
       Canale 5, телеканал
       Контролируется группой Mediaset, принадлежащей холдингу Fininvest, аудитория — 14 млн человек.
       В 1978 году в Милане Сильвио Берлускони основал местную телестанцию Telemilano. В 1980 году Telemilano была переименована в Canale 5, который начал вещать на всю страну, став первой национальной коммерческой телесетью. Тематика — развлекательная.
       Адрес: Viale Europa 48, Cologno Monzese, I-20093 Milano, Italia; телефон: +39 (02) 251 41111; факс: +39 (02) 251 49058; e-mail: canale5@mediaset.it; www.canale5.com.
       
Corriere della Sera, газета
       Принадлежит компании RCS MediaGroup, тираж 717 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Впервые вышла 5 марта 1876 года как вечерняя миланская газета. Через несколько месяцев газета стала утренней. Основателем и первым редактором был Эудженьо Торели Виольер. В 1900 году на пост главного редактора пришел журналист Луиджи Альбертини, способствовавший формированию Corriere della Sera как одной из ведущих европейских газет. С приходом к власти в Италии Бенито Муссолини издание заняло сторону оппозиции и начало кампанию расследования убийства социалиста Джакомо Маттеоти, в результате предъявив обвинение лично главе страны. Фашисты не раз поджигали редакцию, громили точки продажи. Рекламодателей угрозами вынуждали отказываться от сотрудничества с газетой. В 1925 году Муссолини вынудил Альбертини уйти в отставку. Газета перешла под контроль фашистов. В 1945 году издание возглавил журналист-антифашист Марио Борса, переименовав его в Nuovo Corriere, а в 1946 году — в Nuovo Corriere della Sera. В 1959 году газете вернули ее первоначальное название. В 1974 году газета вошла в крупный издательский холдинг Rizzoli Editore. Новая компания Rizzoli--Corriere della Sera (RCS MediaGroup) стала лидером на итальянском рынке печатной продукции и одним из известнейших мировых медиахолдингов. Редактор — Стефано Фолли.
       Адрес: Via Solferino 28, 20121 Milano, Italy; телефон: +39 (02) 6339; факс: +39 (02) 290 09668; www.corriere.it.
       
Italia 1, телеканал
       Контролируется группой Mediaset, принадлежащей холдингу Fininvest; аудитория — 6 млн человек.
       Основан 3 января 1982 года медиагруппой Rusconi. В сентябре 1982 года приобретен компанией Fininvest. Тематика — развлекательная; молодежный канал.
       Адрес: Viale Europa 48, Cologno Monzese, I-20093 Milano, Italia; телефон: +39 (02) 251 41111; факс: +39 (02) 251 49058; e-mail: italia1@mediaset.it; www.italia1.com.
       
Panorama, журнал
       Принадлежит холдингу Fininvest, входит в состав медиагруппы Mondadori; тираж 600 тыс. экземпляров, выходит еженедельно.
       Основан в октябре 1962 года группой Mondadori при содействии журнала Time. В 1965 году американцы вышли из проекта. До 1967 года выходил ежемесячно, с мая 1967 года — еженедельно, став первым новостным журналом в Италии. Девиз журнала: "Факты отделены от мнений". С конца 1970-х годов тираж журнала увеличился в два раза. В 1991 году группа Mondadori приобретена компанией Fininvest. Главный редактор — Карло Росселла.
       Адрес: Via Mondadori 1, I-20090 Segrate (MI), Italia; телефон: +39 (02) 754 21111; факс: +39 (02) 754 22302; www.panorama.it.
       
Radiotelevisione Italiana SpA (RAI), телерадиокомпания
       99,5% акций принадлежит министерству финансов Италии.
       27 августа 1924 года в Турине был основан Итальянский радиовещательный союз (Unione Radiofonica Italiana, URI), который 6 октября начал регулярное вечернее вещание. В 1928 году URI сменил название на EIAR (Ente Italiano Audizioni Radiofoniche, Итальянская радиовещательная компания). В 1931 году EIAR предоставлено право на монопольное телерадиовещание. В 1944 году EIAR переименована в RAI (Radio Audizioni Italia, "Радио Италии"). С 3 января 1954 года RAI начало осуществлять телевещание, с 1 февраля 1977 года — в цветном формате; полное название компании стало звучать как RAI--Radiotelevisione Italiana. С 1957 года телевещание RAI покрывает всю территорию Италии. С 1964 года радиовещание осуществляется в стереорежиме. В 1977 году конституционный суд прекратил право RAI на монопольное телерадиовещание. В 1995 году был основан канал RAI International, вещающий на зарубежье. С 1997 года RAI ведет электронный архив своей радио- и телепродукции Teche RAI. В настоящее время RAI имеет четыре основных центра производства телерадиопродукции и 23 региональных филиала. Штат компании насчитывает 15 тыс. сотрудников. Генеральный директор — Флавио Каттанео.
       Адрес: Viale Mazzini 14, I-00195 Roma, Italia; телефон: +39 (06) 331 72197; факс: +39 (06) 331 71885; e-mail: raiinternational@rai.it; www.rai.it.
       
La Repubblica, газета
       Принадлежит компании Gruppo Editoriale L`Espresso S.P.A., подконтрольной холдингу Fininvest; тираж 620 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Первый номер газеты вышел 14 января 1976 года. Издание было совместным предприятием Editoriale L`Espresso и Arnoldo Mondadori Editore. В течение первого года тираж достиг 100 тыс. экземпляров. К 1989 году Editoriale l`Espresso и газета перешли под контроль компании Arnoldo Mondadori, принадлежавшей промышленнику Карло де Бенедетти. В 1991 году Сильвио Берлускони отсудил у де Бенедетти права на владение Arnoldo Mondadori. В 1995 году первая полоса газеты и реклама стали цветными. С 1 января 1998 года были объединены Editoriale la Repubblica SpA, Editrice Periodici Culturali SpA и Editoriale L`Espresso SpA. Новая компания получила название Gruppo Editoriale L`Espresso SpA. Генеральный директор — Эцио Мауро.
       Адрес: Piazza Indipendenza, 11B — 00185 Roma, Italy; телефон: +39 (06) 49821; факс: +39 (06) 445 7332; e-mail: larepubblica@repubblica.it; www.repubblica.it.
       
Rete 4, телеканал
       Контролируется группой Mediaset, принадлежащей холдингу Fininvest; аудитория — 5 млн человек.
       Основан в январе 1982 года медиагруппой Mondadori. В 1984 году приобретен компанией Fininvest. Тематика — развлекательная; нацелен на пожилую, в основном женскую, аудиторию.
       Адрес: Viale Europa 48, Cologno Monzese, I-20093 Milano, Italia; телефон: +39 (02) 251 41111; факс: +39 (02) 251 49058; e-mail: rete4@mediaset.it; www.rete4.com.
       
Il Sole 24 Ore, газета
       Принадлежит Конфедерации итальянской промышленности (Confindustria), тираж 410 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Издание появилось на свет 9 ноября 1965 года в Милане в результате слияния ежедневных газет Il Sole (основана в 1865 году) и 24 Ore (основана в 1946 году). Основное внимание уделяется экономике и законодательству. В 1999 году обновлен дизайн. С 1979 года штат редакции вырос с 80 до 200 журналистов, тираж увеличился в 3,5 раза. Главный редактор — Гвидо Джентили.
       Адрес: Via Lomazzo 52, I-20145 Milano, Italia; телефон: +39 (02) 302 23597; факс: +39 (02) 302 23399; e-mail: info@ilsole24ore.com; www.ilsole24ore.com.
       
La Stampa, газета
       Принадлежит концерну FIAT, входит в состав компании Itedi SpA; тираж 400 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Ведет историю от образованной в 1867 году туринской газеты La Gazzetta Piemontese. Главной задачей ее создатели ставили борьбу за освобождение и объединение Италии. С момента основания газета считается крайне либеральной. В 1895 году издание по решению его редакторов и основателей Луиджи Руа и Альфреда Фрассати было переименовано в La Stampa. В 1920 году Джованни Аньелли, основатель и владелец концерна FIAT, желая не отставать от других промышленников, активно вкладывающих деньги в СМИ, приобрел небольшой пакет акций издания. К 1926 году La Stampa принадлежала FIAT уже полностью. Для управления газетой в 1926 году семья Аньелли создала компанию Editrice la Stampa. В 1980 году эта компания наряду с другими медиаактивами FIAT вошла в холдинг Itedi SpA. Директор — Сорги Марчелло.
       Адрес: 10126 Via Marenco 32, Torino, Italy; телефон: +39 (011) 656 8111; факс: +39 (011) 655 306; e-mail: lettere@lastampa.it; www.lastampa.it.
       
Кипр
The Cyprus Weekly, газета
       Принадлежит компании Cyweekly Ltd., тираж 17 тыс. экземпляров, выходит еженедельно.
       Основана в сентябре 1979 года группой местных журналистов. Директора — Алекс Эфтивулос, Андреас Хаджипапас, Георг дер-Партос.
       Адрес: Cyweekly Ltd, Nicosia Office, Suite 102, Trusthouse, Cryparis St., Cyprus; телефон: +357 (2) 266 6047; факс: +357 (2) 266 8665; e-mail: weekly@spidernet.com.cy; www.cyprusweekly.com.cy.
       
Латвия
       "Час", газета
       Принадлежит издательскому дому Petits, тираж 16 тыс. экземпляров, выходит шесть раз в неделю.
       Основана издательским домом Petits, первый номер вышел в свет 13 августа 1997 года. Является крупнейшей латвийской газетой на русском языке. Президент — Алексей Шейнин, главный редактор — Ксения Загоровская.
       Адрес: LV-1050, Peldu 15, Riga, Latvia; телефон: +371 (2) 708 8712; факс: +371 (2) 721 1067; e-mail: chas@chas-daily.com; www.chas-daily.com.
       
The Baltic Times, газета
       Принадлежит одноименной компании, выходит еженедельно.
       Основана в 1996 году после слияния The Baltic Independent и The Baltic Observer. Президент — Гене Золотарев, главный редактор — Гари Пич.
       Адрес: Skunu 16, Riga LV 1050, Latvia; телефон: +371 (34) 722 9978; факс: +371 (34) 722 6041; e-mail: editorial@baltictimes.com; www.baltictimes.com.
       
Diena, газета
       Принадлежит Diena Bonnier Publications, которая является подразделением шведской компании Bonnier AB, тираж 320 тыс. экземпляров, выходит шесть раз в неделю.
       Основана 23 ноября 1990 года. Главный редактор — Сармите Элерте.
       Адрес: LV 1004 Mukusalas street 41, Riga, Latvia; телефон: +371 (2) 706 3100; факс: +371 (2) 706 3190; e-mail: diena@diena.lv; www.diena.lv.
       
TV3, телеканал
       Принадлежит шведской компании Modern Times Group, вещание охватывает всю страну.
       Основан в 1998 году. Директор — Каспарс Озолинс.
       Адрес: LV-1004 Mukusalas iela 72b, Riga, Latvia, телефон: +371 (2) 762 9366; факс: +371 (2) 760 0599; e-mail: tv3@tv3.lv; www.tv3.lv.
       
Литва
Lietuvos aidas, газета
       Принадлежит государству, тираж — 17,7 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана 6 сентября 1917 года будущим первым президентом Литвы Антанасом Сметоной. В 1991 году, после обретения Литвой независимости, стала официальным органом литовского правительства. После присоединения Литвы к СССР в 1940 году выходила под названием "Рабочая Литва". С 8 мая 1990 года выходит под названием Lietuvos aidas. Стала органом верховного совета и совета министров республики. Директор — Алгирдас Пилвелис, главный редактор — Сигитас Геба.
       Адрес: Gedimino pr. 2, LT-2000 Vilnius, Lithuania; телефон: +370 (2) 852 610 544; факс: +370 (2) 852 124 876; e-mail: centr@aidas.lt; www.aidas.lt.
       
Lietuvos rytas, газета
       Принадлежит одноименной фирме, основной акционер бизнесмен Гядвидас Вайнаускас, тираж 43 тыс. экземпляров.
       Создана в 1989 году. Главный редактор — Гядвидас Вайнаускас, директор — Вильмантас Стримайтис.
       Адрес: Gedimino pr. 12A, 2001 Vilnius, Lithuania; телефон: +370 852 743 600; факс: +370 852 743 700; e-mail: daily@lrytas.lt; www.lrytas.lt.
       
TV3, телеканал
       Принадлежит компании Modern Times Group, аудитория — 880 тыс. человек.
       Основан в 1992 году. Гендиректор — Вильма Марсиулевичюте.
       Адрес: LT-2016 Nemencines pl 4, Vilnius, Lithuania; телефон: +370 (5) 231 6131; факс: +370 (5) 276 4253; e-mail: biuras@tv3.lt; www.tv3.lt.
       
Лихтенштейн
       Liechtensteiner Vaterland, газета
       Принадлежит издательскому дому Vaduzer Medienhaus.
       Основана в 2001 году. Широкая тематика, тираж около 20 тыс. экземпляров, выходит ежедневно. Глава издательского дома — Райнхард Вальзер, главный редактор — Гюнтер Фриц.
       Адрес: Vaduzer Medienhaus, Furst-Franz-Josef-Strasse 13, 9490 Vaduz, Liechtenstein; телефон: +423 236 1616; факс: +423 236 1617; e-mail: redaktion@vaterland.li; www.vaterland.li.
       
Люксембург
       D`Letzebuerger Land, газета
       Принадлежит компании Editions d`Letzeburger Land, большей частью акций которой владеет Fondation d`Letzeburger Land, тираж 6,5 тыс. экземпляров, выходит еженедельно.
       Основана в январе 1954 года экономистом либеральных взглядов Карло Хеммером. Главный редактор — Марио Хирш.
       Адрес: 59 rue Glesener, B. P. 2083, L-1020 Luxembourg; телефон: +352 485 7571; факс: +352 496 309; e-mail: land@land.lu; www.land.lu.
       
Luxemburger Wort, газета
       Принадлежит епископату Люксембурга, тираж 80 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Крупнейшая ежедневная газета страны. Основана в 1848 году богословом Эдвардом Михелисом, который стал ее первым главным редактором. Газета поддерживает Христианскую социальную партию Люксембурга.
       Адрес: 2 rue Christophe Plantin, L-2988 Luxemburg Gasperich; e-mail: online.redaktion@saint-paul.lu; www.wort.lu.
       
Македония
       "Старт", газета
       Принадлежит компании "Люпчо и други".
       Директор — Люпчо Палевский, главный редактор — Томислав Ивановский.
       Адрес: Никола Вапцаров броj 13а Скопjе, Macedonia; телефон: +389 (91) 214 220; факс: +389 (91) 112 279; e-mail: contact@start.com.mk; www.start.com.mk.
       
Мальта
       Radju RTK, радиостанция
       Принадлежит католической церкви, вещание охватывает всю страну.
       Основана 14 марта 1992 года. Главный редактор — Николь Балдачино, старший менеджер — Георге Фава.
       Адрес: Radju RTK, Triq Nazzjonali, Blata l-Bajda HMR 02, Malta; телефоны: +356 256 99100, +356 256 99158; факс: +356 256 99151, +356 256 99160; e-mail: gens@mediacentre.org.mt; www.rtk.org.mt.
       
Super One Radio, радиокомпания
       Принадлежит частным инвесторам, большинство акционеров — члены Мальтийской рабочей партии. Вещание охватывает всю страну.
       Основана в 1991 году.
       Адрес: Marsa Ind. Estate, Marsa, Malta; телефон: +356 212 44905; факс: +356 212 31472; e-mail: www.super1.com.
       
Молдавия
       "Комсомольская правда", газета
       Принадлежат компании СП "Комсомольская правда — Basarabia", тираж 103 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1925 году. Компания СП "Комсомольская правда — Basarabia" создана в Молдавии в 1995 году как дочернее предприятие ИД "'Комсомольская правда' & 'Группа "Сегодня"'". Молдавская версия "Комсомольской правды" выходит с 1995 года.
       Адрес: MD-2012, ул. Влайку Пыркэлаб, 45, Кишинев, Республика Молдова; телефон: +373 (2) 229 662; e-mail: kp@kp.md; www.kp.md.
       
"Независимая Молдова", газета
       Принадлежит государству, тираж 17 тыс. экземпляров, выходит четыре раза в неделю.
       Издается с 4 октября 1991 года, имеет статус газеты правительства Республики Молдова. Является крупнейшим русскоязычным изданием в стране. Главный редактор — Борис Мариан.
       Адрес: MD-2012, ул. Пушкина, 22, Кишинев, Республика Молдова; телефон: +373 (2) 233 605; факс: +373 (2) 233 141; e-mail: mail@nm.md; www.nm.md.
       
Moldova Suverana, газета
       Принадлежит государству, тираж 15 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Создана в 1924 году под названием Socialista Moldova, была основной газетой на молдавском языке во времена СССР. В 1990 году переименована в Moldova Suverana. Главный редактор — Ион Берлински, заместитель главного редактора — Василе Одолеану.
       Адрес: MD-2012, ул. Пушкина, 22, Кишинев, Республика Молдова; телефон: +373 (2) 233 5384; факс: +373 (2) 233 196; e-mail: cotidian@moldova-suverana.md; www.moldova-suverana.md.
       
Radio Moldova, радиостанция
       Принадлежит государственной компании Teleradio-Moldova, вещание охватывает всю страну.
       Основана в 1946 году. Генеральный директор — Константин Вульпе.
       Адрес: MD-2028, ул. Миорица, 1, Кишинев, Республика Молдова; телефон: +373 (2) 721 047; факс: +373 (2) 723 352; e-mail: info@trm.md; www.trm.md.
       
Saptamina, журнал
       Принадлежит компании Saptamina S. R. L., тираж 29,4 тыс. экземпляров, выходит еженедельно.
       Основан в ноябре 1992 года. Главный редактор — Михаил Виорель.
       Адрес: str. 31 August 1989 nr. 107, Chisnau, Moldova MD 2012; телефоны: +373 (42) 222 5421, +373 (42) 222 1452; факс: +373 (42) 221 3707; e-mail: saptamin@mom.mldnet.com; www.net.md/saptamina.
       
Television-Moldova (TVM), телеканал
       Принадлежит государственной компании Teleradio-Moldova, аудитория 8 млн человек.
       Основан в 1958 году. Президент Teleradio-Moldova — Артур Ефремов.
       Адрес: MD-2028, ул. Миорица, 1, Кишинев, Республика Молдова; телефон: +373 (2) 721 047; факс: +373 (2) 723 352; e-mail: info@trm.md; www.trm.md.
       
Монако
       Journal de Monaco, газета
       Принадлежит государству, выходит еженедельно.
       Официальная газета княжества Монако. Директор — Жиль Тонелли.
       Адрес: Place de la Visitation BP. 522, MC 98015 Monaco; телефон +377 931 58 000; e-mail: www.monaco.gouv.mc/dataweb/Jourmon.nsf!OpenDatabase.
       
Нидерланды
       De Telegraaf, газета
       Принадлежит издательству N. V. Holdingmaatschappij De Telegraaf, тираж 850 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1890 году. Главный редактор — Шарль де Вреде.
       Адрес: BV Dagblad De Telegraaf, Postbus 376, 1000 EB Amsterdam; факс: +44 (20) 585 4438, +44 (20) 585 4177; e-mail: www2.telegraaf.nl.
       
Норвегия
       Aftenposten, газета
       Принадлежит компании Schibsted ASA, выходит два раза в день, утренний тираж 276 тыс., вечерний — 176 тыс. экземпляров.
       Основана в 1860 году. Главный редактор — Эйнар Хансейд.
       Адрес: Aftenposten A/S, Biskop Gunnerus` gate 14A, 0185 Oslo; телефон: +47 (2) 286 3000; e-mail: nina.berglund@aftenposten.no; www.aftenposten.no.
       
Польша
       Gazeta Wyborcza, газета
       Принадлежит корпорации Agora, тираж 536 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана 8 мая 1989 года диссидентом Адамом Михником. Первоначально тираж составлял 150 тыс. экземпляров, но уже через год достиг 500 тыс. В настоящее время газета является крупнейшим ежедневным изданием Польши. Главный редактор — Адам Михник.
       Адрес: ul. Czerska 8/10, 00-732 Warszawa, Poland; телефон: +48 (22) 555 4000; факс: +48 (22) 555 4780; e-mail: www.gazeta.pl.
       
Polskie Radio, радиокомпания
       Принадлежит государству, вещание охватывает всю страну.
       Создана 31 декабря 1993 года в результате реорганизации гостелерадио Польши. Управляет пятью радиостанциями. Президент — Анджей Сеженевский.
       Адрес: 00-977 al. Niepodleglosci 77/85, Warsaw, Poland; телефон: +48 (022) 645 9915; e-mail: public.relations@radio.com.pl; www.radio.com.pl.
       
Rzeczpospolita, газета
       Принадлежит корпорации Agora, тираж 263 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Начала выходить в 1920 году. До 1932 года придерживалась правых взглядов и имела тесные контакты с Христианской народной партией. С 1944 года выходила как печатный орган Польского комитета народного освобождения, поддерживала коммунистические настроения. В 1950 году ликвидирована. С 1982 года выпуск газеты возобновлен, выходит как печатный орган правительства. В конце 80-х — начале 90-х годов со сменой власти газета стала выражать либеральные взгляды. В 1991 году основано издательство Presspublica, которое теперь издает газету. В 1996 году Presspublica Holding Norway выкупил 51% акций издания, 49% остались у государства. В 2000 году газету приобрела корпорация Agora. Главный редактор — Мацей Лукасевич.
       Адрес: Presspublica Sp. z o.o.pl. Starynkiewicza 7, 02-015 Warszawa, Poland; телефон: +48 (22) 628 2507; e-mail: www.rzeczpospolita.pl.
       
Telewizja Polska (TVP), телекомпания
       Принадлежит государству, вещание охватывает всю страну.
       Создана 31 декабря 1993 года в результате реорганизации гостелерадио Польши. В настоящее время управляет двумя центральными каналами — TVP1 и TVP2, региональной сетью TVP3 и спутниковым каналом TVP Polinia. Президент — Роберт Квятковский.
       Адрес: 00-999 Ul. J.p. Woronisza 17, Warsaw, Poland; телефон: +48 (22) 640 2241; факс: +48 (22) 640 2200; e-mail: TVP@tvp.pl; www.tvp.pl.
       
Португалия
       Expresso, газета
       Принадлежит компании Sojornal Sociedade Jornalistica e Editorial S. A., которая входит в состав группы Impresa, принадлежащей Balsemao group. Тираж 137 тыс. экземпляров, выходит еженедельно.
       Основана в 1972 году по инициативе хозяина Balsemao group Франсиско Пинто Балсемао. Директор — Хосе Антонио Сараива.
       Адрес: Edificio Sao Francisco de Sales Rua Calvet de Magalhaes 2422770-022 Paco de Arcos; телефон: +351 (21) 454 4000; факс: +351 (21) 446 9990; e-mail: www.expresso.pt.
       
Radio Renascenca, радиостанция
       Принадлежит Radio Renascenca Lda, вещание охватывает всю страну.
       Основана в 1937 году. Радиоведущие: Антонио Фреире, Атонио Сала, Карлос Дурте Бастос, Карнеиро Гомес и др.
       Адрес: Radio Renascenca Lda, Rua Ivens, 14, 1249-108 Lisboa, Portugal; телефон: +351 (21) 323 9200; факс: +351 (21) 323 9220; e-mail: webmaster@rr.pt; www.rr.pt.
       
SIC, телеканал
       Принадлежит компании Soc. Independente Comunicacao S. A. Среди основных акционеров — группы SOINCOM, Globo, DIXIT и VIOLAGEST. Аудитория — 9 млн человек.
       Основан в октябре 1992 года как первый частный независимый телеканал Португалии. С 1996 года является самым популярным телеканалом страны. Генеральный директор — Хосе Альберто Бастос Сильва.
       Адрес: Lisboa, Est. de Outorela, 119 2795 — Carnaxide; телефон: +351 (21) 417 9550; факс: +351 (21) 417 4061; e-mail: sic.sapo.pt.
       
Румыния
       Adevarul, газета
       Принадлежит издательству SC Adevarul SA, тираж — 150 тыс. экземпляров, выходит шесть раз в неделю.
       Основана в декабре 1989 года. Ориентируется на читателей в возрасте от 18 до 55 лет, с высшим образованием и доходами выше среднего. Главный редактор — Кристиан Тудор Попеску.
       Адрес: p-ta Presei Libere nr. 1, Bucuresti; телефоны: +40 (1) 222 3143, +40 (1) 222 9023; e-mail: www.adevarulonline.ro.
       
Bucharest Business Week, газета
       Принадлежит компании AmeriCelt Publishing SRL, тираж 21 тыс. экземпляров, выходит пять раз в неделю.
       Единственная газета в Румынии, полностью принадлежащая американской компании: AmeriCelt Publishing SRL подконтрольна фирме Romanian Ventures Inc., базирующейся в США. Тематика — экономика. Главный редактор — Корина Мика.
       E-mail: corina.mica@bbw.ro; www.bbw.ro.
       
       Evenimentul Zilei, газета
  Принадлежит компании Beltersman AG, тираж 115 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1992 году. Основное внимание уделяется внутренним делам страны. Директор — Корнел Нисторезку, главный редактор — Дан Туртурика.
       Адрес: Piata Presei Libere Nr. 1 Bucuresti — 1, Romania; телефон: +40 021 202 2000; факс: +40 021 222 6382.
       
Romania 1, телекомпания
       Принадлежит государству, вещание охватывает всю страну.
       Телекомпании принадлежит три канала: TVR1, вещающий на всю страну, TVR2, охватывающий 40% территории, и TVR Internarional, вещающий за рубежом. Кроме того, компании подчиняются местные телестанции, среди которых Channel 2, Pro TV, Tele 7 ABC, Antena 1 и Canal 38. Президент — Валентин Николау.
       Адрес: Calea Dorobantilor nr. 191, Bucharest Bucharest — Romania; телефон: +40 21 230 7039; факс: +40 21 230 7514.
       
Сербия и Черногория
       B92, радиостанция
       Принадлежит одноименной компании, вещание охватывает всю страну.
       Основана в мае 1989 года как временная студенческая радиостанция. В 1991 году на короткое время закрыта за критику властей. В 1993 году вступила в объединение ANEM — коалицию из семи радиостанций, находившихся в оппозиции режиму Слободана Милошевича. В 1996 году вновь закрыта властями. Вещание возобновлено в 1999 году. Главный редактор — Миливое Калия.
       Адрес: Radio B92, Svetozara Markovica 79, 11001 Beograd, Serbia and Montenegro; телефон: +381 (11) 361 9668; факс: +381 (11) 361 9667; e-mail: www.b92.net.
       
Словакия
       Novy cas, газета
       Принадлежит компании Bertelsmann AG, тираж 154 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Адрес: Jelenia 18 SK-81278 Bratislava; телефон: +421 2 572 60401; факс: +421 2 572 60450; e-mail: mertus@novycas.sk.
       
Slovak Television (STV), телекомпания
       Принадлежит государству.
       Первая студия начала работу в Братиславе в ноябре 1956 года. В мае 1991 года консул подписал указ об учреждении Slovak Television с основным офисом в Братиславе, в состав которого также входили студии в Братиславе, Кошице и Банске-Бистрице. После возникновения самостоятельной Республики Словакия в 1993 году STV получило два канала — STV1, который вещает на 97,3% территории страны, и STV2, который охватывает вещанием 95,8% населения Словакии. Тематика широкая, от новостей до спортивных программ. Директор — Ричард Рубничек.
Адрес: Mlynska dolina 845 45, Bratislava.
       
Словения
       Delo, газета
       Принадлежит одноименному холдингу, тираж 93 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Первый номер вышел в свет 20 февраля 1920 года в Триесте. Издание контролировала Коммунистическая партия Италии. В 1926 году, после прихода к власти в Италии фашистов, ушла в подполье. С 1930 года до конца второй мировой войны издавалась в Париже и Вене. В настоящий момент является крупнейшей ежедневной газетой Словении. Печатается издательством Delo Revije. Изданию принадлежит 75% словенского рынка печатной рекламы. Президент — Юре Апех.
Телефон: +386 (01) 473 7000; e-mail: mojca.zbontar@delo.si; www.delo.si.
       
Dnevnik, газета
       Принадлежит одноименной компании, тираж 172 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1951 году. Директор — Бранко Бергант, главный редактор — Златко Сетинч.
E-mail: info@dnevnik.si; www.dnevnik.si.
       
Radio Televizija Slovenija (RTV), телерадиокомпания
       Принадлежит государству, аудитория — 500 тыс. человек.
       Предшественником RTV стало "Радио Любляна", начавшее вещание 28 октября 1928 года. В 1957 году была основана RTV, которая стала частью общественной телерадиовещательной сети Югославии. С 1991 года — независимая общественная телерадиовещательная корпорация Словении. В настоящее время включает в себя три национальные и региональную радиостанцию, а также два национальных телеканала (Slovenia 1 и Slovenia 2) и региональную телестудию. Генеральный директор — Алекс Стакул.
       Адрес: Kolodvorska 2, Ljubljana SI-1550, Slovenia; телефон: +386 (01) 475 2110; факс: +386 (01) 475 2120; e-mail: info@rtvslo.si; www.rtvslo.si.
       
Турция
       Milliyet, газета
       Принадлежит компании Milliyet Gazetecilik A. S.
       Основана в 1996 году. Президент — Мехмет Йилмаз, главный редактор — Динч Юнер.
       Адрес: Dogan Medya Center, Bagcilar 34554 Istanbul, Turkey; телефон: +90 (216) 505 6111; факс: +90 (216) 505 6233; e-mail: tbengin@milliyet.com.tr; www.milliyet.com.tr.
       
Turkish Daily News, газета
       Принадлежит семье Чевик.
       Основана издателями Ильханом и Нуртеном Чевиками. Выходит на английском языке. Издатель — Ильхан Чевик, главный редактор — Ильнур Чевик.
       Адрес: Karum Is Merkezi No 443 Kavaklidere Ankara, Turkey; телефоны: +90 (312) 468 9178, +90 (312) 468 9706; факс: +90 (312) 468 7501; e-mail: tdn@tdn1.com; www.turkishdailynews.com.
       
Украина
       "1+1", телеканал
       70% акций принадлежит режиссеру, продюсеру и бизнесмену Александру Роднянскому, 30% — американской компании Central European Media Enterprises. Вещание охватывает 95% территории Украины.
       Основан 28 июня 1996 года продюсером Александром Роднянским. В 2002 году Роднянский назначен гендиректором российского канала СТС, сохранив пост на "1+1".
       Адрес: 01015, ул. Лейпцигская, 15, Киев, Украина; телефон: +38 (044) 490 0101; факс: +38 (044) 490 7097; e-mail: prior@prioritet.kiev.ua; www.1plus1.tv.
       
"День", газета
       Издается ЗАО "Украинская пресс-группа", тираж 90 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в сентябре 1996 года. Главный редактор — Лариса Ившина, председатель правления — Александр Сусла.
       Адрес: ул. Маршала Тимошенка, 2л, 254212, Київ-212, Ukraine; телефон/факс: +38 (044) 414 4066; e-mail: www.day.kiev.ua.
       
"Факты и комментарии", газета
       Принадлежит одноименной компании, тираж 543,5 тыс. экземпляров, выходит пять раз в неделю.
       Основана 14 августа 1997 года редакционным коллективом. Выходит на русском языке. Главный редактор — Александр Швец.
       Адрес: 04116, ул. Ванды Василевской, 27/29, Киев, Украина; телефоны: +38 (044) 244 5781, +38 (044) 246 9201; факс: +38 (044) 216 8580; e-mail: referent@facts.kiev.ua; www.facts.kiev.ua.
       
Финляндия
       Helsingin Sanoma, газета
       Принадлежит финской медиакорпорации Sanoma WSOY, тираж 500 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       В 1889 году издатель Еэро Эркко основал в Хельсинки газету Paivalehti. В 1904 году после ее запрета русским царем Николаем II на базе издания была открыта газета Helsingin Sanoma. Президент и председатель правления — Сеппо Киевари, шеф-редактор — Янне Виккунен.
       Адрес: Toolonlahdenkatu 2, POB 77, 00089 Sanomat, Finland; телефон: +358 (9) 1221; факс: +358 (9) 605 709; e-mail: www.helsinginsanomat.fi.
       
Iltalehti, газета
       Издается компанией Alpress, которая входит в корпорацию Alma Media Corporation, тираж 126 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1980 году. В 1995 году запущена интернет-версия издания. Президент — Вели-Матти Асикайнен, исполнительный директор — Петри Хакала, шеф-редактор — Паули Аальто-Сетаалаа.
       Адрес: Aleksanterinkatu 9, PL 372, 00101 Helsinki, Finland; телефон: +358 (9) 507 721; факс: +358 (9) 177 313; e-mail: www.iltalehti.fi.
       
YLE, телерадиокомпания
       Принадлежит государству, аудитория — 2,5 млн человек.
       Основана в 1926 году. В настоящее время действует согласно принятому парламентом 22 декабря 1993 года акту о гостелерадио. Финансируется за счет взносов на телевидение, выплачиваемых населением, и действует под управлением совета директоров, состав которого определяется парламентом. Компании принадлежат пять национальных телеканалов и 13 радиостанций. Генеральный директор — Арне Вессберг.
       Адрес: YLE — Finnish Broadcasting Company, Box 90, FIN-00024 Yleisradio, Finland; телефон: +358 (9) 14801; факс: +358 (9) 148 03216; e-mail: www.yle.fi.
       
Франция
       Canal+, телеканал
       Входит в компанию европейского платного телевидения Groupe Canal Plus, которая принадлежит корпорации Vivendi Universal; аудитория — 7 млн человек.
       Создан 4 ноября 1984 года совместными усилиями корпораций Havas и Vivendi, которые объединились в 1998 году. Стал первым телеканалом в Европе, транслировавшим порнографические фильмы. В 2002 году глава телеканала Пьер Лекю, занимавший этот пост с момента основания канала, уволен главой Vivendi Universal Жан-Мари Мессье, что вызвало падение стоимости акций Vivendi. Председатель правления — Бертран Мее.
       Адрес: 85/89 Guai Andre-Citroen, 75711 Paris, France; телефон: +33 (1) 498 72727; www.canalplus.fr.
       
Les Echos, газета
       Принадлежит британской медиакорпорации Pearson, тираж 138 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1908 году Робером Серван-Шрайбером. Изначально издание выходило на одной полосе и специализировалось на практической информации для предприятий внешней торговли. В 1928 году газета стала ежедневной, а ее тематика расширилась. В период второй мировой войны выход газеты был прекращен. В 1953 году начат выпуск еженедельного приложения к газете L`Express. В 1963 году издание сменило владельцев — перешло под управление журналистов Жаклин и Пьера Бейту. В 1988 году Жаклин продала издание корпорации Pearson. Президент — Филипп Жанне.
       Адрес: 46 Rue la Boetie, 75381 Paris, France; телефон: +33 (1) 495 36565; факс: +33 (1) 456 14892; www.lesechos.fr.
       
Le Figaro, газета
       Принадлежит подразделению корпорации Groupe Hersant — Socpresse, тираж 500 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1826 году поэтом Морисом Алхоем и новеллистом Этьенном Араго. До 1866 года представляла собой нерегулярно издававшиеся сатирические памфлеты. В 1866 году газету возглавил Ипполит Картье де Виймессан. 6 ноября того же года ежедневная газета впервые вышла в свет тиражом 56 тыс. экземпляров и вскоре стала серьезным политическим изданием, с которым сотрудничали Александр Дюма, Эмиль Золя, братья Гонкур. В 1922 году издание куплено парфюмерным миллионером Франсуа Коти, который превратил газету в рекламную брошюру своей продукции. В 1930-е годы одним из редакторов был Андре Моруа. В 1934 году контроль над изданием перешел в руки Пьера Бриссона, который вернул ему былое качество. Газета не выходила в годы второй мировой войны, с трудом восстановилась к 1960-м годам. В 1975 году ее приобрел Робер Эрсан, основавший в 1940 году Фронт молодежи и арестованный за сотрудничество с нацистами и освобожденный в 1952 году по амнистии. Под его руководством впервые вышел в свет журнал Figaro Magazine и многочисленные приложения. В 1996 году после смерти Эрсана газету возглавил сопредседатель издания Ив де Шезмартан. В том же году Шезмартан стал президентом группы Socpresse, которая входит в Groupe Hersant. В 2002 году 30% акций Socpresse купила корпорация Dassault. Генеральный директор — Ив де Шезмартан.
Адрес: 37 Rue du Louvre, 75002 Paris, France; www.lefigaro.fr.
       
Liberation, газета
       Принадлежит одноименной компании, тираж 175 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       В 1941 году отставной моряк, крупная фигура французского движения Сопротивления Эмманюэль д`Астье основал издание под названием Liberation. Во время оккупации (до 1944 года) газета выходила тайно. Под руководством Эмманюэля д`Астье газета просуществовала до 1964 года. Вдова основателя решила передать управление журналисту Сержу Жюли. Но после прокатившихся по Франции студенческих бунтов в мае 1968 года выход газеты прекратился, и издание вновь вышло в свет в 1973 году. Как рассказывает сам Серж Жюли, восстановление газеты активно поддержал Жан-Поль Сартр, который смог сплотить вокруг проекта интеллектуалов, левых и представителей неформальных течений.
       Адрес: 11 Rue Beranger, 75154 Paris, France; телефон: +33 (1) 427 61789; факс: +33 (1) 427 29493; www.liberation.fr.
       
Le Monde, газета
       Принадлежит компании D.I. Group, которая входит в корпорацию LVMH; тираж 400 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       В 1944 году глава временного правительства Франции генерал Шарль де Голль, недовольный политикой газеты, поручил журналисту Юберу Бев-Мери создать на основе газеты Le Temps, выходившей с 1861 года, новое издание. Первый экземпляр под названием Le Monde вышел в свет 19 ноября 1944 года. C 1994 года газетой управляет журналист Жан-Мари Коломбани. В 2003 году во Франции вышла книга "Обратная сторона Le Monde", в которой главу компании и шеф-редактора Эдви Пленеля обвинили в предвзятости и финансовых махинациях. По мнению авторов книги, газета манипулирует информацией для лоббирования определенных политиков, например правоцентриста Эдуарда Балладюра в предвыборной президентской гонке 1995 года и Лионеля Жоспена на президентских выборах 2002 года. Директор — Жан-Мари Коломбани, шеф-редактор — Эдви Пленель.
Адрес: 21 bis Rue Claude-Bernard, 75242 Paris, France; www.lemonde.fr.
       
Radio France, радиокомпания
       Принадлежит государству, аудитория — 14 млн человек.
       В 1945 году после национализации частных радиовещательных станций согласно закону от 1940 году создана компания RDF. На основе RDF 1 января 1975 года появилось национальное общество радиовещания Radio France. С тех пор общество постоянно увеличивало число радиостанций. В настоящее время в структуре насчитывается семь радиостанций, в том числе созданные в 1993 году France Info, France Inter и France Culture. Директор — Жан-Мари Кавада.
Адрес: 116 Avenue du President Kennedy, 75220 Paris, France; www.radiofrance.fr.
       
Radio France International, радиостанция
       Принадлежит государству, аудитория — 45 млн слушателей.
       Создана 6 января 1975 года как подразделение Radio France. 1 января 1983 года стала независимым филиалом. 1 ноября 1991 года в Париже вышла на FM-частотах. Все это время радиосеть расширяла диапазон своего вещания — станция стала вещать на Азию, Африку, Америку и Восточную Европу, программы начали выходить на разных языках. Президент — Жан-Поль Клюзель.
       Адрес: 116 Avenue du President Kennedy, 75016 Paris, France; телефон: +33 (1) 564 02679; www.rfi.fr.
       
TF1, телеканал
       Основной акционер — компания Groupe Bouygues, аудитория — 20 млн человек.
       Первый государственный канал Франции, приватизирован в 1987 году. Основной пакет акций приобрела компания Groupe Bouygues. В 1988 году главой компании стал Патрик Лелей. У компании появилась собственная киностудия, в 1991 году запущен первый спортивный канал Eurosport. В 1993 году Eurosport, принадлежащий TF1, и European Sport Network, принадлежащий Canal+, объединились и создали единый европейский спортивный канал Eurosport. В 2001 году группа подписала соглашение о сотрудничестве с компанией Endemol и выпустила в эфир реалити-шоу Star Academy. Председатель правления и президент — Патрик Лелей.
       Адрес: 1 Guai du Point du Jour, 92656 Boulogne-Billancourt, France; телефон: +33 (8) 038 09810; e-mail: telespec@tf1.fr; www.tf1.fr.
       
La Tribune, газета
       Принадлежит компании D.I. Group, которая входит в состав корпорации LVMH; тираж 78 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1985 году, но ведет свою историю от газеты Cote Desfosses — одного из самых старых изданий финансового толка, выходившей с 1825 года. В 1992 году La Tribune вошла в состав медиагруппы Desfosses International, которая уже в 1993 году была поглощена корпорацией LVMH. В мае 2000 года Desfosses International переименована в D.I. Group. В мае 2003 года группа журналистов покинула издание в знак протеста против политики главы LVMH Бернара Арно, который осуществлял давление на журналистов, заставляя их необъективно освещать события. Генеральный директор — Алан Меттерних, главный редактор — Франсуа Дьелесан.
Адрес: 51 Rue Vivienne, 75095 Paris, France; телефон: +33 (1) 448 21616; www.latribune.fr.
       
Хорватия
       Feral Tribune, газета
       Издается компанией Kultura I Rasvjeta, тираж 42 тыс. экземпляров, выходит еженедельно.
       Основана в 1984 году как еженедельное сатирическое приложение к одной из самых крупных хорватских газет Slobodna Dalmacija. В 1992 году, после перехода Slobodna Dalmacija под контроль государства, получила самостоятельность. Со временем стала серьезным оппозиционным изданием, поддерживающим левые взгляды. В 1994 году государство наложило на издательство налог с продаж в размере 50% при том, что на издания, поддерживающие власть, налог не распространялся. Введение налога объяснили порнографическим содержанием газеты. В марте 1995 года конституционный суд отменил налог из-за давления международных организаций. В марте 1996 года парламент Хорватии принял закон о СМИ, согласно которому запрещалось открыто критиковать власть. В мае на редакторов издания Виктора Иванчича и Маринко Чулича заведены уголовные дела за обличительные статьи, критикующие политику официальных властей, дела до сих пор не закрыты. Директор — Зоран Эрчег, шеф-редактор — Хени Эрчег.
       Адрес: Setaliste Bacvice 10, Split, Croatia; телефон: +385 (21) 488 949; факс: +385 (21) 488 941; e-mail: www.feral.hr.
       
Чехия
Cesky rozhlas, радиокомпания
       Принадлежит государству, аудитория — 3 млн человек.
       Адрес: Vinohradska, 12, 12099 Praha 2; телефон: +222 722 121; e-mail: poplatky@rozhlas.cz; www.rozhlas.cz.
       
Mlada Fronta Dnes, газета
       Принадлежит издательской компании Mafra, тираж 200 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Крупнейшая ежедневная газета в Чехии. Основана в сентябре 1990 года, после падения коммунистического режима в Чехословакии. Газета является правопреемницей издания Mlada Fronta — печатного органа Коммунистического союза молодежи ЧССР. Владельцы и редакция Mlada Fronta Dnes постоянно подчеркивают, что не являются наследниками Mlada Fronta, и предпочитают сокращенное название MF Dnes. В сентябре 2000 года газета отмечала свой десятилетний юбилей, который широко освещался в чешских СМИ. Главный редактор — Роман Галло.
       Адрес: Redakce, P. O. Box 1080, Na Prikope 31, 111 21 Praha 1; телефоны: +420 (2) 250 61111, +420 (2) 250 61111; факс: +420 (2) 250 62229; e-mail: www.mfdnes.cz.
       
Prague Post, газета
       Принадлежит гражданке США Лизе Франкенберг, тираж 40 тыс. экземпляров, выходит еженедельно на английском языке.
       Выходит с октября 1991 года. Основана американкой Лизой Франкенберг, которая решила организовать первое национальное издание на английском языке. К 1996 году в штате издания было 80 человек. В августе 1996 года Франкенберг наняла управлять делами менеджера Робина Матраверса, а сама вернулась в США. В настоящее время издание является самой популярной чешской газетой на английском языке. Президент — Лиза Франкенберг, председатель правления — Монро Лютер, шеф-редактор — Алан Леви.
       Адрес: Stepanska 20, Prague 1, 110 00, Czech Republic; телефон: +420 (2) 963 34400; факс: +420 (2) 963 34450; e-mail: www.praguepost.com.
       
TV Nova, телекомпания
       Принадлежит компании PPF, аудитория — 5 млн человек.
       Учреждена в 1994 году бизнесменом Владимиром Железны при поддержке американского миллиардера Рональда Лаудера. В 1999 году Рональд Лаудер обратился с суд Чехии с требованием о компенсации, обвинив Владимира Железны в нарушении контрактов и создании одноименной TV Nova структуры с последующим уводом туда персонала компании. В 2001 году суд Чехии постановил, что Железны должен выплатить Лаудеру $29 млн компенсации, затем американский магнат выиграл иск в суде Стокгольма о защите инвестиций, и правительство Чехии выплатило ему $354 млн. В октябре 2003 года подконтрольная Лаудеру компания Central European Media Enterprises согласилась продать PPF свою долю в TV Nova за $53,2 млн.
       Адрес: Krizeneckiho nam 322/5, Prague 5 — Barrandov 152 52, Czech; телефон: +420 (233) 100 111; факс: +420 (233) 100 388; e-mail: www.nova.cz.
       
Швейцария
       Neue Zurcher Zeitung, газета
       Принадлежит концерну NZZ, тираж 166 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана швейцарским пейзажистом и поэтом Саломоном Гесснером. Первый выпуск увидел свет 12 января 1780 года. Газета была ориентирована на освещение международных событий, выходила дважды в неделю и называлась Zurcher Zeitung. В 1821 году переименована в Neue Zurcher Zeitung. В первой половине XIX века шеф-редактор Пауль Устери сделал газету рупором либерального движения Швейцарии. В 1937 году газета стала продаваться за рубежом. В 1974 году стала ежедневной. К 1975 году тираж достиг 100 тыс. экземпляров. В марте 2002 года появилась воскресная версия издания NZZ am Sonntag. Шеф-редактор — Хуго Бютлер.
       Адрес: Falkenstrasse 11, Postfach, CH-8021 Zurich, Switzerland; телефон: +41 (1) 258 1111; e-mail: www.nzz.ch.
       
Le Temps, газета
       41% акций принадлежат концерну Edipresse, 41% — компании Ringier, тираж 53 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в марте 1998 года на основе двух изданий — Journal de Geneve et Gazette de Lausanne и Nouveau Quotidien. Изначально выходила только интернет-версия, и только через год газета стала выходить в печатном виде. Le Temps издается в Женеве, распространяется на территории всей Швейцарии и в некоторых провинциях Франции. Выходит на французском языке. Президент — Эрик Хосли, шеф-редактор — Жан-Жак Рот.
       Адрес: Place de Cornavin, 3 Case postale 2570 1211, Geneve, Switzerland; телефон: +41 (22) 799 5858; факс: +41 (22) 799 5859; e-mail: www.letemps.ch.
       
Швеция
       Aftonbladet, газета
       50,1% акций принадлежат профсоюзам Швеции, 49,9% — норвежской корпорации Schibsted, тираж 400 тыс. экземпляров, выходит ежедневно по вечерам.
       Самое старое издание в Швеции. Создана в 1830 году Ларсом Йоханом Хиерта. Король Карл XIV Юхан пытался запретить газету из-за критики его политики. С 1956 года полностью принадлежит центральной организации профсоюзов Швеции, имеет социал-демократическую направленность. В 60-х годах популярность левых взглядов позволила газете увеличить тираж с 200 тыс. до 507 тыс.экземпляров. В конце 70-х годов стала сдавать лидирующие позиции главному конкуренту — газете Expressen. В 1996 году из-за финансовых трудностей 49,9% акций газеты проданы норвежскому медиаконцерну Schibsted, что позволило восстановить позиции на рынке печатных СМИ. Шеф-редактор — Калле Юнгквист.
       Адрес: Aftonbladet Nya Medier AB, 105 18 Stockholm, Sweden; телефон: +46 (8) 562 52900; e-mail: www.aftonbladet.se.
       
Expressen, газета
       Принадлежит корпорации Bonnier, тираж 380 тыс. экземпляров, выходит ежедневно по вечерам.
       Основана в 1944 году медиакорпорацией Bonnier, активно пропагандировала борьбу с нацизмом. С середины 70-х издание опередило по тиражу главного конкурента газету Aftonbladet. С начала 90-х годов терпела убытки и вынуждена снижать тираж: за десять лет он сократился более чем вдвое. Чтобы восстановить позиции, корпорация Bonnier купила две региональные газеты — GT и Kvallsposten, объединив их с Expressen, что позволило замедлить падение тиража. Директор — Бертил Броман.
       Адрес: Gjorwellsgatan 30, Stockholm 105 16, Sweden; телефон: +46 (8) 738 3000; факс: +46 (8) 619 0450; e-mail: www.expressen.se.
       
Sveriges Television (SVT), телекомпания
       Принадлежит государству, аудитория — 4 млн человек.
       Официально начала вещание 4 сентября 1956 года. В 1969 году компания создала второй телеканал. В настоящее время владеет шестью каналами: пятью национальными — SVT1, SVT2, SVT24, Barnkanalen и SVT Extra и одним европейским — SVT Europa. В конце 1997 года начала вещать через спутник для шведов, живущих в Европе за пределами страны. Председатель совета директоров — Аллан Ларссон, генеральный директор — Кристина Юттерстрем.
       Адрес: Sveriges Television (SVT) S-105 10 Stockholm, Sweden; телефон: +46 (8) 784 0000; факс: +46 (8) 784 1500; e-mail: www.svt.se.
       
Эстония
       Eesti Paevaleht, газета
       Принадлежит компании Ekspress Grupр, тираж 34,5 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Основана в 1995 году. Управляющий директор — Ааво Кокк, главный редактор — Приит Хобемаги.
       Адрес: 10151 Narva mnt 13 IV korrus, Tallinn, Estonia; телефон: +372 (2) 614 4200; факс: +372 (2) 614 4334; e-mail: mail@epl.ee; www.epl.ee.
       
Eesti Raadio, радиокомпания
       Принадлежит государству.
       17 мая 1924 года в Эстонии появилась первая радиокомпания Eesti Raadio Klubi ("Эстонский радиоклуб"). В ноябре 1924 года на ее базе основано предприятие Raadio-Ringhaaling (Радиовещательная компания), в декабре 1926 года начавшее регулярное радиовещание в Эстонии. В июле 1934 года вместо нее появилась государственная радиовещательная компания Riigi Ringhaaling. В ноябре 1940 года при совете народных комиссаров Эстонской ССР создан комитет по радио, просуществовавший до октября 1990 года. В дальнейшем Eesti Raadio стало независимым образованием. В настоящее время радиокомпания существует согласно акту о теле- и радиовещании. Ежегодно бюджетом утверждается объем государственных субсидий. Включает в себя пять радиостанций: Raadio 2 (для молодежи), Raadio 4 (на русском языке), Klassikaraadio (классическая музыка), Vikerraadio (новости, образовательные передачи и др.) и Raadio Tallinn. Генеральный директор — Аин Саарна.
       Адрес: Gonsiori 21, 15020, Tallinn, Estonia; телефон: +372 (2) 611 4115; факс: +372 (2) 611 4457; e-mail: www.er.ee.
       
Postimees, газета
       Принадлежит концерну Eesti Meedia, который, в свою очередь, принадлежит норвежскому концерну Schibsted. Тираж 62 тыс. экземпляров, выходит ежедневно.
       Первый номер вышел в 1857 году в Тарту. В советское время принадлежала государству. В 1991 году была приватизирована швейцарцем эстонского происхождения Хелдуром Тониссоном. В 1998 году контроль над изданием получил норвежский концерн Schibsted, после чего редакция была переведена в Таллин. Гендиректор — Эрик Роос, главный редактор — Тарму Таммерк.
       Адрес: 10145 Maakri 23a, Tallinn, Estonia; телефон: +372 (2) 666 2200; факс: +372 (2) 666 2201; e-mail: www.postimees.ee.
       
TV3, телеканал
       Принадлежит компании Modern Times Group, аудитория — 500 тыс. человек.
       Основан в январе 1996 года. Исполнительный директор — Тоомас Вара.
       Адрес: 11415 Peterburi tee 81, Tallinn, Estonia; телефон: +372 622 0200; факс: +372 622 0201; e-mail: tv3@tv3.ee; www.tv3.ee.
       Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. В Венеции XVI века за такую сводку платили мелкую монету — gazzetta. Отсюда и название
       
       Первая газета, достигшая тиража 1 млн экземпляров,— Le Petit Journal, издававшаяся в Париже. Рекордный тираж был отпечатан в 1886 году
       
       Самый строгий формат вещания — у телеканала Centro Televisivo Vaticano. Он освещает религиозные события, следит за деятельностью папы римского и транслирует проповеди
       
       Самая неудачная статья была напечатана в британской газете The Times 22 августа 1978 года: на стр. 19 в одной колонке было сделано 97 опечаток. Речь шла о папе римском
       
       Самая литературная газета — французская Le Figaro. В разное время в ней работали писатели Александр Дюма, Эмиль Золя, в 1930-е годы одним из редакторов был Андре Моруа
       
       Самый откровенный телеканал — французский Canal+. Он первым в Европе стал транслировать порнографические фильмы
       
       Труднее всего заподозрить в желтизне британскую газету The Financial Times. С 1893 года она издается на розовой бумаге
       
       Самых громких обвинений удостоился немецкий Der Spiegel. В 1962 году за попытку напечатать статью о злоупотреблениях в минобороны канцлер Аденауэр обвинил его в измене родине
       
       Самая независимая телерадиокомпания — австрийская Osterreichischer Rundfunk. В Австрии принят специальный закон, обязывающий ее журналистов быть объективными
       
       Самое молодое СМИ — восточнотиморская радиокомпания Radio Timor Lorosae. Она была основана в мае 2002 года на базе организованной ООН в 1999 году станции Radio UNTAET
       

Комментарии
Профиль пользователя