Заоблачные сцены

В горы на велике, электробайке и на своих двоих

Прогулки на разных "транспортных средствах" и походы по Швейцарским Альпам особенно приятны, если после вас ждет купание в термальных источниках

Наталья Морозова

Мы с 11-летним сыном Матвеем приехали в кантон Вале осваивать маунтинбайки: прогулок по Москве и окрестностям и эпизодических поездок на велике нам стало явно недостаточно. Первым пунктом был Лойкербад — очень спортивная деревня, где без палок для скандинавской ходьбы или велосипеда чувствуешь себя как голый в музее.

Нам повезло: хозяин гостиницы Parkhotel Quellenhof подтянутый лысый весельчак Мартин оказался заядлым велосипедистом. Для начала нас отправили в велосипедный парк напротив отеля, чтобы оценить наши способности. Увиденное Мартина не впечатлило: задумчиво покачав головой, он выдал нам велики и велел для тренировки проехаться по Лойкербаду и по долине до соседней деревни и обратно. Мы долетели до Индена, наслаждаясь видами и горами, подсвеченными вечерним солнцем, но обратно добирались с трудом, из последних сил нажимая на педали. Мартин сжалился и обещал на следующий день дать нам электробайки.

В предвкушении мы отправились отмокать в термальные источники — главный туристический аттракцион Лойкербада. В деревне три больших термальных комплекса (один даже с детскими горками), доступных для всех, и штук 20 бассейнов поменьше, разбросанных по разным отелям. Температура во всех — около +36?C. Считается, что минералы, содержащиеся в этой воде, полезны для суставов. Очень возможно. Впрочем, даже если их целебная сила преувеличена, для души купание в источниках полезно точно.

"Электробайк — это вам не мотороллер: он вас сам в гору не повезет",— строго инструктировал Мартин на следующий день. Но нам с Матвеем были горы по колено — поначалу показалось, что байки, вопреки прогнозу, сами везут нас вверх. Однако через несколько километров, когда мы забрались уже метров на 800, я начала выдыхаться. Стали останавливаться то попить, то собрать земляники, то полюбоваться окрестностями и пофотографировать, но с дистанции не сошли. Асфальт перешел в щебенку, щебенка — в лесную тропку, наконец мы выкатили на поляну, где паслись коровы. Они глядели на нас с изумлением — почему, мы поняли, упершись в узкий подвесной мостик. Как потом объяснил Мартин, мостик предполагается переходить, взвалив 20-килограммовый электробайк на плечо. Но мы кое-как развернулись на узкой тропинке и покатили вниз.

Выяснилось, что мы ошиблись уже на первом повороте и заехали совсем не туда. "Та дорога гораздо проще и красивее",— сетовал Мартин, с трудом выяснив, где нас носило. Интересно, куда же еще красивее: нам достались мощные скалы, снежные шапки на горах вдалеке, водопады, горные речки и озерца, зеленые луга, сосновые леса и дурманящие запахи. Любопытство победило, и после обеда, собравшись с силами, мы почти одолели изначально предназначавшийся для нас маршрут. К счастью для моих ног, стал накрапывать дождь, да и байк почти разрядился, так что с чистой совестью можно было повернуть домой, не дотянув пары километров до самого верха. Красота вокруг была просто сказочная — впору после каждого поворота останавливаться и фотографировать.

На третий день Мартин нас пожалел и, сказав, что надо сделать перерыв, посоветовал съездить наверх поиграть в диско-гольф: девять лунок-корзин для фрисби на высоте 2300 м. Мы сыграли пару партий под неумолчный аккомпанемент коровьих колокольчиков и отправились вниз — на этот раз на "монструозных троттинетах", самокатах с колесами от грузовиков. Весело, но после велосипеда как-то неуверенно — словно после горных встаешь на беговые лыжи.

За четыре дня мы с Матвеем освоили трассы самого разного рельефа и сложности. Забирались выше облаков, неслись со свистом вниз, восхищались теми, кто забирался в эти горы не на электро-, а на обычных байках. Некоторые трассы проложены так, что приходилось возвращаться из соседних долин на автобусе или на поезде, но, к счастью, у нас был волшебный билет Swiss Pass на все виды транспорта в стране: от поезда до речного трамвайчика.

До самых сложных трасс мы все же пока не доросли, и на прощание Мартин велел нам тренироваться, а мы пообещали приехать на следующий год, показать класс в его велосипедном парке и покорить самую сложную — 36-километровую — горную трассу.

Но прежде чем отправиться на домашние велотренировки, мы с Матвеем завернули в том же кантоне Вале, но уже во французской его части, в деревню Овронна. Там тоже бьет термальный источник — правда, лишь один, и курорт группируется вокруг отеля с термальными бассейнами Bain d`Ovronnaz. Отдыхают тут в основном швейцарцы. Бодрая 80-летняя дама, с которой я разговорилась за ужином, рассказала, что 11 лет подряд она приезжает сюда с мужем и внучками. Я подумала, что моя собеседница — идеальная реклама курорта: хотела бы я так выглядеть и так двигаться в 80 лет.

В Овронна велосипедисты встречаются реже, здесь настоящий рай для походников с палками и в увесистых туристических ботинках. Мы, правда, справились в обычных "конверсах", хотя после дождя было скользковато.

В первый день не особенно везло с погодой: подъемник повез нас прямиком в облако, стало холодно и промозгло. Но прошагав пару километров вверх, мы вынырнули к солнцу и очутились над облаками — долины не было видно вообще, а выше было ясно, паслись рыжие упитанные коровы, виднелись снежные пики.

От подъемника мы опять спускались на гигантских самокатах — правда, у местной их версии колеса были поуже и повыше, как у маунтинбайков. К тому времени распогодилось, и нам навстречу то и дело попадались туристы, с которыми приходилось раскланиваться на полной скорости. "Кажется, я за последние 15 минут сказал "бонжуров" больше, чем за всю жизнь",— резюмировал Матвей, сдавая самокат. И под конец у него получалось почти без акцента.