Об открытии "гена бессмертия"

"Таблеток от старения" не будет

В последнее время средства массовой информации вновь и вновь обращаются к открытию американскими учеными способа влияния на продолжительность жизни клетки. Этот результат связывается чуть ли не с новой эрой в изучении старения, с открытием "гена бессмертия" и "элексира молодости". Однако речь идет не более чем о продвижении в решении одного из целого ряда нерешенных вопросов теории старения. Никакого практического "выхода" в виде, например, препаратов, непосредственно задерживающих старение человеческого организма, в ближайшее время не предвидится. Это сообщил корреспонденту Ъ МИХАИЛУ Ъ-СЕРГЕЕВУ известный специалист в области аналитической биохимии, профессор Московской медицинской академии НИКОЛАЙ МУШКАМБАРОВ.

Поводом к ажиотажу вокруг "решения проблемы старения" послужило действительно важное открытие американских специалистов из калифорнийской биотехнологической компании Geron Corporation и Техасского университета. Его суть состоит в возможности продлевать жизнь клетки, преодолевая существующее для нее природное ограничение на количество делений (клетка живет до тех пор, пока сохраняет способность делиться). Это воздействие на клетку может осуществляться с помощью фермента теломеразы.

— Итак, Николай Николаевич, то, о чем так долго говорили большевики, свершилось? Мы живем в эпоху преодоления старости и смерти?
       — Общественная реакция на последние результаты американских биологов поражает своей неадекватностью. Лозунги о генах и таблетках бессмертия кочуют из одного СМИ в другое. По-моему, неподготовленного человека все это сильно запутывает.
       Неужели так хочется бессмертия? Теломеразный бум всколыхнул эти подспудные надежды. Вдруг выяснилось, что все дело — в одном гене (теломеразе): надо, чтобы этот ген функционировал во всех клетках — и жизнь станет вечной. Но это совсем не так! Теломеразная теория старения — простенькая сказочка для детей.
       Давайте трезво оценим перспективы. Можно ли, используя это достижение американцев, остановить старение конкретно у нас с вами? Однозначно нет, как бы этот результат ни был важен в академическом смысле. Во-первых, потому что пока нет способа ввести теломеразную активность во все делящиеся клетки нашего организма. Во-вторых, отнюдь не все клетки в организме делятся. Нейроны, мышечные волокна, клетки печени у взрослого человека почти не делятся и по теломеразной теории стареть не должны. Тем не менее они стареют — причем не медленней, а даже быстрей делящихся клеток. И повлиять на этот процесс с помощью теломеразы нельзя.
       Но и это еще не все. Делящиеся клетки стареют и умирают не только потому, что не могут больше делиться. Даже если мы накачаем все клетки теломеразой, стареть и умирать они будут все равно.
       — Что сейчас понимается под старением клетки? И как оно связано со старением организма в целом?
       — Единого устоявшегося взгляда на процесс старения пока нет. Есть разные теории — одни считают, что старение и смерть запрограммированы на генетическом уровне, другие уверены, что это накопление случайных повреждений в клетках, не связанных с генетической программой. Скорее всего, смерть приближается к нам сразу по нескольким дорожкам, и мы должны выяснить, что происходит конкретно на каждой из них. Сегодня, по крайней мере, точно известны следующие признаки старения на уровне клеток:
       а) повреждения молекул ДНК (в основном из-за окисления молекулами кислорода);
       б) укорачивание "хвостов" молекул ДНК с каждым новым делением, вплоть до полного "отрывания" этого "хвоста", что означает прекращение возможности деления и смерть (именно этим "хвостом" научились управлять американцы с помощью теломеразы);
       в) снижение активности ферментов, функционирующих в клеточных ядрах.
       Если мы хотим управлять продолжительностью жизни клетки, нужно разобраться со всеми этими процессами, а не только с одним — теломеразным. Мы надеемся, что если сможем продлевать жизнь отдельных клеток, то сможем продлить и жизнь человека уже потому, что организм состоит из отдельных клеток. Но продолжительность жизни клетки — это не единственный фактор, определяющий продолжительность жизни вообще. А болезни? А травмы? Проблема увеличения продолжительности жизни организма носит очень многоплановый характер и к клеточным механизмам не сводится. И это — еще одна причина не впадать в эйфорию о близости бессмертия.
       — Какое направление исследований старения может, с вашей точки зрения, принести в ближайшее время интересные результаты?
       — По-моему, весьма перспективны исследования процессов в половых клетках. Они, как известно биологам, принципиально отличаются от остальных. Большинство ученых считают, что половые клетки не стареют вообще. Наши опыты этого не подтверждают. Но, по-видимому, существует механизм омоложения половых клеток. Это омоложение достигается двумя способами. Во-первых, активируются ферменты, исправляющие структуру ДНК. Тут надо пояснить, что в длинной и сложной молекуле ДНК могут возникать повреждения и разрывы. Со временем они накапливаются, отчего клетка стареет и в конце концов умирает. Но половые клетки имеют эффективные средства борьбы с этим процессом. Во-вторых, совсем неисправимые куски ДНК просто отправляются на "свалку", то есть включаются в состав клеток, предназначенных на уничтожение. Благодаря этому механизму "омоложение" достигается путем сортировки генов. Пока это лишь гипотезы, которые частично подтверждены экспериментом. Но ясно, что изучение механизмов в половых клетках может продвинуть и всю науку о старении.
       — А не может быть так, что вся эта наука — "от лукавого"? Ведь существует точка зрения, что есть биологический предел жизни, который имеет и этический смысл — и его надо воспринимать как данность.
       — Да, смерть — это закон жизни, но и гравитация — тоже закон природы, а мы ее благополучно преодолели и летаем на Луну. Старение имеет вполне конкретный механизм. А значит, в этот механизм можно вмешаться. И последние достижения американцев дают в этом плане основания для оптимизма. Но, если общество жаждет "таблетки от старения" через, например, два года, его ждет разочарование. Не будет такой таблетки.