«Гуманитарное действие» вновь иноагент

Кассационный суд отменил решение Петербургского горсуда

Третий кассационный суд Петербурга в очередной раз круто изменил ситуацию вокруг ВИЧ-сервисной организации «Гуманитарное действие». Минюст полтора года внес НКО в реестр иноагентов, но в феврале 2022-го Петербургский городской суд отменил это решение, посчитав, что гуманитарная организация не ведет политической деятельности. В среду кассационная инстанция не согласилась с выводами горсуда: «Гуманитарное действие» вновь может оказаться в списке иноагентов.

Фото: Артем Лешко / соцсети / haftest

Заседание кассационной инстанции длилось всего несколько минут. На нем было решено, что городской суд как апелляционная инстанция ошибся, признав, что благотворительная организация «Гуманитарное действие», помогающая ВИЧ-инфицированным, не занимается политической деятельностью. Теперь Министерство юстиции может официально вернуть ее в реестр иностранных агентов.

«Гуманитарное действие» — одна из старейших в России ВИЧ-сервисных организаций. Она начала работу в Санкт-Петербурге в 2001 году. Фонд помогает людям из группы риска, в частности, наркозависимым: устраивает людей на реабилитацию, восстанавливает документы, помогает начать прием лекарств от ВИЧ-инфекции, гепатитов и туберкулеза. «Гуманитарное действие» активно участвует во всероссийском проекте «Стоп ВИЧ/СПИД» (запущен по инициативе супруги экс-президента, заместителя секретаря Совбеза РФ Светланы Медведевой).

Часть проектов НКО ведется на иностранные средства, полученные, например, от Фонда Элтона Джона и Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Это и стало одной из причин, по которым в декабре 2020 года «Гуманитарное действие» было внесено Минюстом в реестр НКО-иноагентов.

Ведомство обнаружило «политическую деятельность» в «публичных обращениях» фонда к государственным органам. Также Минюст указал, что организация публиковала «мнения о принимаемых государственными органами решениях».

В акте проверки, например, указывалось, что на сайте организации в 2018 году была опубликована информация о дефиците в России препарата налоксон, который используется при лечении передозировок: «В статье указано, что… активисты из различных городов России обратились к председателю правительства РФ, а также в Минздрав с просьбами внедрить в России последовательную стратегию по снижению уровня передозировок».

«Гуманитарное действие» обратился с иском к Минюсту, и в октябре 2021 года Октябрьский районный суд признал действия ведомства законными. Однако в феврале 2022-го Петербургский городской суд, в котором НКО оспаривала штраф за то, что не подала заявку о добровольном включении в реестр, решил, что «Гуманитарное действие» не ведет политическую деятельность. Решение Министерства юстиции России о включении благотворительного фонда в реестр НКО-иноагентов было отменено. По словам представителей истца, им удалось убедить суд, что деятельность НКО «находится в области здравоохранения, а не политики». Отметим, в «Гуманитарном действии» никогда ранее не оспаривали получения иностранного финансирования.

«Кассационная инстанция, очевидно, пошла по пути наименьшего сопротивления. Ее решение не выделяется из общей череды решений по делам об "иностранных агентах", что, увы, конечно, печально»,— прокомментировал выводы Третьего кассационного суда Петербурга адвокат организации «Общественный вердикт» (признана иноагентом) Максим Крупский, который представлял НКО в суде.

Глава «Гуманитарного действия» Сергей Дугин пока не готов сказать, каковы дальнейшие действия его фонда. «В Верховный суд мы не пойдем точно. Что делать дальше, пока непонятно»,— лаконично прокомментировал он решение.

Олег Дилимбетов, Санкт-Петербург

Вся лента