Матвиенко: интеграция России в Болонский процесс не состоялась

Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко считает верным решение Минобрнауки о выходе России из Болонской системы образования. По словам госпожи Матвиенко, в России эта система не состоялась, поэтому российское высшее образование следует реформировать.

«Это тот случай, когда нам — тогда еще мы были наивные, в розовых очках,— очень хотелось нравиться Западу. Сегодня можно сказать, что интеграция, присоединение к Болонскому процессу не состоялась. Вопреки всем обещаниям Запада о полной интеграции наших университетов, научных центров в научное пространство Европы ничего этого не произошло, к сожалению»,— заявила госпожа Матвиенко после встречи с президентом Мозамбика Филипе Ньюси, отвечая на вопрос корреспондента агентства ТАСС. По ее словам, сегодня сохраняется дискриминация российских дипломов и научных степеней.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Болонский образовательный процесс предусматривает возможность получения студентом степени бакалавра по одной специальности, а закончить магистратуру по другой. Таким образом, студенты могут комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

По словам спикера Совфеда, выход России из Болонской системы должен сопровождаться серьезной реформой отечественного образования. В частности, необходимо «серьезнейшим образом» пересмотреть содержание российского образования, убеждена госпожа Матвиенко. «Здесь спешка неуместна. Нужна широкая дискуссия, обсуждение с научным сообществом, ректорским сообществом, экспертами и выработка плана пошаговых действий. Нельзя взять и быстро вернуться в советскую систему, это уже невозможно, за эти десятилетия многое изменилось, мир изменился, да и мы изменились»,— отметила она.

Спикер верхней палаты парламента считает, что, присоединившись к Болонской системе образования, Россия, по сути, потеряла все лучшее и ничего не смогла обрести для себя. «Чем отличалось наше образование? Оно было фундаментальным, это специалитет, когда, особенно по инженерным, техническим специальностям, велась тщательная, серьезная подготовка высококвалифицированных профессионалов. Мы, к сожалению, это потеряли»,— констатировала спикер Совфеда.

Говоря об отмене Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России, госпожа Матвиенко указала на плюсы экзамена в этой форме, а также его объективность и создание равных условий для поступления в вузы. Она предложила содержательно обсуждать идею проведения экзамена на новом уровне, а не просто предлагать отменить его. «Поэтому также не горячиться, не торопиться, обсуждать и думать, как сделать более эффективную и объективную систему оценки знаний учащихся. И чтобы мы ни в коем случае не нарушили вот эту доступность образования для любого»,— заключила спикер Совфеда.

На прошлой неделе министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил «Ъ», что Россия будет разрабатывать собственную систему высшего образования. От Болонской системы ведомство решило отказаться. Однако к советской системе образования Россия не намерена возвращаться, подтвердили в ведомстве.

О том, насколько сложно будет создать новую систему в России, читайте в материале «Ъ» «Образование пойдет своим путем».


Еще больше новостей — в Telegram-канале «Коммерсантъ».

Ксения Аскерова

Вся лента