Coca-Cola уводит из России старые цены

Напитки производителя могут начать дорожать уже 14 марта

На фоне новостей о приостановке работы Coca-Cola в России производитель и дистрибутор продукции компания Coca-Cola HBC уведомила местных клиентов о повышении цен на ассортимент на 15–30% с 14 марта. На решение могло повлиять удорожание сырья, материалов, логистики, а также отказ Coca-Cola от инвестиций в скидки. Ключевой конкурент компании PepsiCo пока приостанавливает прием заказов на газированные напитки на три дня.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

«Coca-Cola HBC Россия» уведомила своих клиентов в сфере общественного питания о повышении цен на ассортимент Coca-Cola с 14 марта. По данным участников рынка HoReCa, стоимость газированных напитков планируется повысить на 15%, соков — на 19%, кофе — на 30%. «Официальное письмо и прайс-лист будут отправлены позже. На текущий момент вы можете сделать заказ на продукцию по старым ценам»,— сказано в сообщении «Coca-Cola HBC Россия», с текстом которого ознакомился “Ъ”. В «Coca-Cola HBC Россия» на вопросы “Ъ” оперативно не ответили.

«Coca-Cola HBC Россия» производит и занимается дистрибуцией напитков Coca-Cola, Coca-Cola Zero, Sprite, Fanta, Powerade, Schweppes, Burn, Black Monster, соков «Добрый», Rich, «Моя семья», Pulpy, Innocent, кофе Costa и пр. Компания управляет десятью заводами в стране. По собственным данным, по 23% Coca-Cola HBC владеет американская Coca-Cola Company и группа Kar-Tess семьи Левентис, остальной пакет акций — в свободном обращении.

Сама Coca-Cola 8 марта объявила о приостановке деятельности в России на фоне военной операции на Украине. Компания не раскрыла подробности, отметив, что продолжает следить за ситуацией. Приостановка бизнеса, вероятно, касается инвестиций в маркетинг и новые проекты, так как розливом и поставками напитков занимается Coca-Cola HBC. В российском офисе Coca-Cola тему не комментируют.

Ключевой конкурент Coca-Cola американская PepsiCo сообщила, что приостановит выпуск международных брендов Pepsi, Mirinda и 7Up в РФ. Российский офис PepsiCo 9 марта уведомил партнеров (копия обращения есть у “Ъ”), что остановит прием заказов по данным продуктам на ближайшие три дня. Компания выясняет, когда эти бренды будут выводиться из ассортимента, и планирует работать индивидуально с каждым клиентом, чтобы заместить выпадающие поставки, сказано в письме. В PepsiCo от комментариев отказались.

Один из основателей Famous Amazing Brands (напитки Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков говорит, что повышение цен на ассортимент Coca-Cola HBC может быть прежде всего связано с удорожанием ингредиентов и упаковки, в том числе из-за девальвации рубля.

По словам эксперта, тенденции характерны для всего рынка. Кроме того, сказалось удорожание логистики, а также возможный отказ Coca-Cola от инвестиций в промо, добавляет источник “Ъ” в отрасли. По словам собеседника “Ъ” в другом производителе напитков, повышать цены планируют и российские компании. Ингредиенты за последнее время подорожали на 50–100%, перебои с поставками также у всех аналогичные, указывает он.

По данным Euromonitor International, по итогам 2019 года Coca-Cola занимала 6,2% российского рынка безалкогольных напитков, PepsiCo — 5,2%. Бренд Coca-Cola в 2021 году на фоне роста спроса на газированные напитки стал одним из растущих на потребительском рынке за 2021 год — доля марки увеличилась c 0,8% до 0,9% от всех продаж FMCG в 5,76 трлн руб., подсчитывали в NielsenIQ.

В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните», «Ленте», Auchan и Metro на вопросы “Ъ” о поставках брендов Coca-Cola и газированных напитков PepsiCo не ответили. Как отмечает Антон Стельмаков, возможная приостановка поставок на несколько месяцев от кого-то из крупнейших производителей газированных напитков может дать возможность продолжающим работать компаниям нарастить долю рынка, в том числе российским. «Вернуться на рынок точно будет сложнее»,— указывает он.

Анатолий Костырев, Дарья Андрианова

Вся лента