Автопродажи не вывезли коронавирус

Рынок машин в РФ упал в январе на 3,7%

Российский авторынок в январе снизился на 3,7%, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это традиционно низкий сезон для продаж автомобилей, в абсолютных цифрах объемы не достигли и 100 тыс. штук. На ситуации все еще сказывается дефицит предложения, а кроме того, часть клиентов перенесла сделки из-за новой волны коронавируса.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в январе упали на 3,7%, почти до 91,7 тыс. штук, следует из данных АЕБ (.pdf). Фактически это продолжение понижательного тренда, который обозначился во второй половине 2021 года. В абсолютных цифрах итоги января традиционно уступают другим месяцам из-за большого числа праздничных дней.

«Январь традиционно ниже ноября—декабря по продажам,— говорит гендиректор «Рольфа» Светлана Виноградова.— Это сезонность, которую мы наблюдаем каждый год».

Однако, как отмечают опрошенные «Ъ» дилеры, в январе текущего года на реализации сказалось и ухудшение ситуации с заболеваемостью коронавирусом в РФ. «С одной стороны, мы наблюдали небольшой рост клиентской активности, с другой — клиенты массово отказывались от сделок по причине заболеваемости»,— говорит глава ГК «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич.

«Во второй половине января мы заметили снижение посещения дилерских центров для оформления предоплаченных автомобилей из-за роста заболевших COVID-19»,— заявила Светлана Виноградова («Рольф»).

Клиенты переносили оформление из-за болезни, поясняет она, при этом спрос на новые автомобили остается стабильно высоким.

Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский добавляет, что в текущем году многие клиенты отложили покупку автомобиля в конце старого—начале нового года, «потратив часть средств на отпуск, который в эти новогодние праздники был очень небюджетным». «Я связываю это с тем, что накопилась усталость от удаленной работы, ограничений и прочих атрибутов текущей жизни и многим было жизненно необходимо получить эмоции и отдых»,— говорит эксперт.

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель напомнил, что в ассоциации ожидали продолжения тренда на снижение рынка. При этом продажи легких коммерческих автомобилей сократились «намного существеннее», чем легковых,— на 15% — из-за снижения деловой активности в период новогодних каникул, заключил он. При этом по итогам года АЕБ ожидает рост рынка на 3,3%, до 1,72 млн штук.

Лидер рынка Lada в январе сократила реализацию на 17%, до 18 тыс. машин, бестселлер среди иномарок Kia — на 18%, до 12,3 тыс. машин. Сильнее всего в топ-10 снизились продажи Volkswagen (на 24%, до 4,3 тыс. машин) и Skoda (на 36%, до 3,8 тыс. штук). В то же время реализация автомобилей бренда Renault сократилась на 7%, до 7,9 тыс. штук.

Рост продаж показали остальные пять брендов: Hyundai (на 4%, почти до 11,4 тыс. штук) Toyota (на 15%, до 6,1 тыс. штук), Nissan (на 30%, до 4,3 тыс. штук), а также Haval (на 102%, до 3,2 тыс. штук) и Chery (на 47%, до 2,8 тыс. штук).

Ситуация с дефицитом предложения в январе существенно не изменилась. Доступность автомобилей в январе была на уровне декабря, говорит Андрей Терлюкевич. В прошедшем месяце можно было найти интересные предложения по многим брендам», говорит он, но это следствие валютных колебаний и роста заболеваемости. «Многие дилеры, не разобравшись в ситуации — звонки есть, а клиентов нет, поддались панике и запускали разные ценовые предложения»,— говорит он.

На рынке по-прежнему сохраняется нехватка автомобилей, отмечает председатель правления «Авилона» Андрей Павлович.

«Скорее всего, к середине 2022 года объемы поставок будут скромнее аналогичного периода за прошлый год, так как дефицит микрочипов и запчастей присутствует и даже усиливается»,— полагает Андрей Павлович.

Во Fresh Auto, впрочем, говорят о долгосрочном снижении спроса. Но глава холдинга Денис Мигаль соглашается, что спрос по-прежнему превышает предложение и, скорее всего, эта тенденция сохранится до 2023 года.

Ольга Никитина

Вся лента