«Счастье мое» было так возможно

Фонд кино судится с продюсером фильма

Фонд кино требует 139 млн руб. с Василия Соловьева и его компании «2Д Фильм»: он обязался выпустить военный мюзикл в 2020 году, но из-за пандемии не смог доделать проект и теперь должен вернуть субсидию. Продюсер заверяет, что фильм будет снят на средства неких новых частных инвесторов. Он участвует и в создании ЗПИФа «Синефинанс» для вложений в кино. Между тем почти все проекты господина Соловьева в последние годы были провальными, и осмысленность вложения в них государственных средств вызывает вопросы у экспертов.

Продюсер Василий Соловьев

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

“Ъ” обнаружил в картотеке арбитражных дел, что Фонд кино 14 декабря подал иск к ООО «2Д Фильм» (раньше называлось «2Д Целлулоид») продюсера Василия Соловьева (49%) и Михаила Коваленко (51%), сумма требований составляет 139 млн руб. Претензии фонда связаны с фильмом «Счастье мое», на который продюсер получил безвозвратную субсидию 120 млн руб., остальное — пени, уточнили в Фонде кино. «Мы не успели сделать картину в сроки, которые собирались, а фонд не стал делать скидку на пандемию»,— пояснил “Ъ” Василий Соловьев.

«Счастье мое» — кинодебют режиссера театральных мюзиклов Алексея Франдетти. Это музыкальная драма об артистах, попавших на фронт, которые в результате диверсии уничтожили немецких военачальников. Выпустить фильм планировалось к 75-летию Победы в 2020 году, в главных ролях заявлялись Сергей Безруков и Юлия Пересильд. Василий Соловьев приходил в фонд за поддержкой картины в 2018 и 2019 годах и на первом питчинге показал экспертам фонда тизерный ролик с господином Безруковым, а на втором сообщил, что производственный бюджет проекта — 180 млн руб., рекламный — 60 млн руб., а потенциальные сборы оцениваются в 500 млн руб.

Как рассказал господин Соловьев, на девелопмент (создание сценария и тизерный ролик) потратили около 10 млн руб., проект успели запустить в подготовку, в ходе которой была собрана съемочная группа, подготовлены костюмы и декорации — на это ушло 2,5 месяца и «десятки миллионов рублей».

Но съемки попали на начало пандемии, что стало причиной потери частных инвесторов (имена он не называет), а после локдауна все актеры «разлетелись на другие съемки».

Рассчитаться с фондом Василий Соловьев обещает «еще до того, как судебное заседание будет назначено»: «Стороны расторгли договор в августе и договорились о графике погашения долга, но студия его нарушила, поэтому фонд пошел в суд». Возврат субсидии в рассрочку — распространенная практика. Например, продюсер Джаник Файзиев обязался вернуть фонду 191 млн руб. за «Вратаря галактики» до сентября 2023 года.

Господин Соловьев не планирует бросать «Счастье мое» и обещает возобновить съемки в 2022 году. Информация о поддержке фильма Минобороны, о которой продюсер заявлял ранее, уже неактуальна, зато нашлись некие частные инвесторы, имена которых не разглашаются. «Ничто не мешает нам подать в фонд новую заявку на поддержку фильма»,—добавляет Василий Соловьев. Он также участвует в запуске ЗПИФа «Синефинанс» для инвестирования в кино, который формирует «КСП Капитал Управление активами» (см. “Ъ” от 3 сентября). «Наполнение идет в виде коммитмента, еще не вложились в проекты. Их много и они разные»,— уточнил продюсер.

Фонд кино регулярно поддерживал Василия Соловьева безвозвратными субсидиями, хотя релизы и не окупались в прокате.

В августе 2020 года после открытия кинотеатров «2Д Фильм» выпустила фильм «Хэппи-энд», съемки которого успела завершить до локдауна. Он собрал в прокате 10 млн руб. при бюджете 54 млн руб., из которых 35 млн руб. на безвозвратной основе дал фонд. Предыдущий проект «Трудности выживания», вышедший до пандемии, в 2019 году, собрал 24 млн руб. при бюджете 101 млн руб., из которых 35 млн руб. фонд дал господину Соловьеву на безвозвратной основе, а еще 25 млн руб.— на условиях возврата. Вышедший в 2016 году «Хороший мальчик» при бюджете 54 млн руб. собрал 72 млн руб. В этом проекте Фонд кино также предоставил безвозвратно 35 млн руб.

Из всех проектов продюсера единственным хитом был «Хороший мальчик», имевший хорошие продажи на цифровых платформах и ТВ, за счет которых он мог даже окупиться, полагает киноэксперт Сергей Лавров: «Все остальное провалилось, это похоже на процесс освоения денег». При этом, подчеркивает эксперт, «адекватного объяснения, почему фонд субсидирует такие проекты, нет».

Анна Афанасьева

Вся лента