Учеников выводят на трассу

Автомагистрали станут учебными полигонами

Автошколы обяжут обучать граждан навыкам управления автомобилем в условиях автомагистрали. Коррективы внесены в проект ведомственного приказа Минпросвещения по просьбе МВД. Ранее запрет учебным транспортным средствам выезжать на скоростные трассы по соображениям безопасности содержался в правилах дорожного движения. Новые нормы приказа предписывают также уделять больше времени отработке навыков вождения в городских условиях. Как заверили “Ъ” участники рынка, нововведения не приведут к удорожанию автокурсов.

На regulation.gov.ru закончилось обсуждение проекта приказа Минпросвещения о внесении изменений в «примерные» программы подготовки водителей (приказ Минобрнауки №1408 2014 года), на базе которых автошколы разрабатывают собственные программы обучения. Выполнение норм этого документа является условием получения образовательной лицензии автошкол.

Учебные организации впервые должны будут обучать граждан навыкам управления автомобилем на автомагистралях, если поблизости есть такие дороги.

Запрет на учебную езду на автотрассах, напомним, долгое время содержался в ПДД. Ограничение вводилось по соображениям безопасности: неопытных водителей опасались пускать на скоростные трассы, где любая ошибка чревата серьезными последствиями. Однако в ГИБДД решили, что необходимо эффективнее адаптировать граждан к реальным условиям движения, и в прошлом году ограничение сняли. При этом обучать новой дисциплине автошколы все равно не могли: приказ Минобразования не предусматривал такую возможность. Устранить этот пробел предложило МВД, рассказали “Ъ” в Минпросвещения.

Другое важное изменение касается распределения практических занятий. Сегодня из 56 часов для категории B на «площадку» (то есть на отработку первоначальных навыков вождения) выделено 24 часа, на «город» (движение в условиях уличного трафика) — 32 часа, по новым правилам — 18 и 38 часов соответственно. Для категории С (грузовики) баланс времени между «площадкой» и «городом» изменится с 30/42 на 24/48 часов. Данная поправка, пояснили “Ъ” в Минпросвещения, вносится также по просьбе МВД в связи с введением с 1 апреля новых правил (“Ъ” подробно рассказывал о них): граждане проходят через единый практический экзамен, в рамках которого навыки проверяются в реальных дорожных условиях.

Приказ также отменяет требование, согласно которому минимальный размер учебной площадки должен быть 0,24 га: норма исключается для «снижения административной нагрузки» на учебные организации, пояснили в Минпросвещения. Многие автошколы, напомним, критиковали это положение в 2014 году, указывая, что в крупных городах трудно найти и арендовать подходящую территорию.

Глава Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева объяснила, что просто так выехать инструктору с учеником на трассу все равно не дадут: автошколы начнут включать определенные участки магистралей в свои учебные маршруты и утверждать внутренние рекомендации для нового вида обучения.

Напомним, согласно ПДД автомагистраль — это дорога, обозначенная знаком 5.1 на зеленом фоне, с разделенными проезжими частями без одноуровневых пересечений (в Подмосковье это М-11, ЦКАД, обход Одинцово, участки трасс М-4, М-2, М-9, в Санкт-Петербурге — КАД, этот статус также имеют отдельные участки федеральных трасс в других регионах). Столичная МКАД с точки зрения правил автомагистралью не является.

Президент межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева изменения поддержала: «Многие водители, получив права, доплачивали за дополнительное обучение езде по магистралям». Она заверила “Ъ”, что в результате стоимость автокурсов для потребителя не изменится. Отмена нормы о площадке в 0,24 га, заметила Татьяна Шутылева, упростит жизнь многим небольшим автошколам. При этом, рассказала она, в рамках проведенного МААШ соцопроса 70% организаций выступили против упрощения: за семь лет существования нормы автошколы к ней адаптировались и воспринимают в качестве барьера для появления на рынке недобросовестных игроков.

Поправки должны пройти оценку регулирующего воздействия в Минэкономики, рассказали в Минпросвещения. Предварительная дата вступления в силу — 1 марта 2022 года. Одновременно образовательное ведомство готовит и совершенно новые учебные программы: в апреле 2021 года начать их разработку распорядился вице-премьер Марат Хуснуллин. В августе подведомственный министерству Институт развития профессионального образования заключил контракт на 20 млн руб. с ООО «Движение без опасности», которое, в свою очередь, привлекло для этого группу экспертов. Документ должен быть готов к 15 ноября, проект программ обучения для категории B, по сведениям “Ъ”, представят уже в ближайшее время.

Иван Буранов