Коротко

Новости

Подробно

Фото: Дмитрий Колпаков / Коммерсантъ

Намотали себе на «Бонус»

Изданию Рауфы Рахимовой отказали в печати в Уфе

Коммерсантъ (Уфа) от , стр. 8

Государственное издательство «Башкортостан» в Уфе вчера отказалось напечатать газету «Бонус», которую издает компания «Семь вершин», связанная с предпринимательницей Рауфой Рахимовой (племянница первого президента республики Муртазы Рахимова). В номере планировался первополосный материал о бизнесе гражданской супруги руководителя администрации главы Башкирии Александра Сидякина. В типографии объяснили отказ в печати тем, что у «Семи вершин» есть просроченная задолженность в сумме около 90 тыс. руб. Рауфа Рахимова считает, что власти региона тем самым устанавливают цензуру. Печать еженедельника переведена в Челябинск. Представитель Александра Сидякина заявил, что чиновник намерен потребовать в суде опровержения распространенных сведений.


Представитель компании «Семь вершин» (выпускает еженедельник «Бонус» и интернет-портал «Проуфу») вчера не смог забрать в гостипографии «Башкортостан» 60 тыс. экземпляров газеты. Приехав в типографию, он обнаружил на месте тиража пустой склад и накладную о том, что тираж был отпечатан, сообщила „Ъ“ главный редактор «Бонуса» Айгуль Мусина.

В редакции решили, что тираж был украден, так как накладная подтверждала исполнение заказа. На место была вызвана полиция. В невышедшем номере «Бонуса» на двух полосах, включая первую, была заверстана заметка под названием «Кто вниз, кто вверх».

Она посвящалась бизнесу предположительно гражданской супруги руководителя администрации главы Башкирии Александра Сидякина — Ксении Швыревой (в декларации чиновника супруга не упоминается, но в личных аккаунтах в социальных сетях опубликованы совместные фотографии семьи).

В материале рассказывалось, что в уфимском отеле Crown Plaza 25 сентября прошла презентация дизайнерского бутика Northern Factory, бренд принадлежит дизайнеру Ксении Швыревой (журнал «Собака Уфа» на своем аккаунте в социальной сети Instagram упоминает госпожу Швыреву как Ксению Сидякину). Далее «Бонус» (полную версию заметки, но под другим названием, днем опубликовал портал «Проуфу») сообщал, что это, возможно, не единственный бизнес госпожи Швыревой, так как она является соучредителем ООО «Первая лифтовая компания» (Москва).

Когда редакция заявила о пропаже тиража, руководитель типографии Антон Даниленков сообщил журналистам, что была не пропажа, а издательство просто не напечатало газету из-за долгов «Семи вершин», которые он оценил в 375 тыс. руб. Из этой суммы, по оценке господина Даниленкова, около 90 тыс. руб. это просроченная задолженность, которая числится за предприятием больше двух месяцев.

На вопрос, почему типография, несмотря на этот долг, продолжала печатать предыдущие номера «Бонуса», он сообщил, что редакция частично погашала задолженность.

«Но мы уведомляли насчет неоплаты. И вчера вечером тоже сообщили, что печатать газету не будем»,— сказал он.

Рауфа Рахимова полагает, что за действиями типографии могут стоять власти республики, которые таким образом осуществляют государственную цензуру. «Перед типографией у нас есть только текущая задолженность за сентябрь, которая должна быть погашена в октябре, — сообщила она.— В цивилизованном обществе при наличии просроченного долга, которого у нас нет, издательство должно было бы уведомить о претензиях официально. По нашим данным, накладные на печать были готовы вчера около 17 ч. Около 18 ч мы слили в типографию полосы. По всей видимости, их кто-то прочел, прежде чем печатать, и сказал, чтобы не печатали».

Редакция «Бонуса» и раньше замечала похожие совпадения, сообщила Рауфа Рахимова.

«Несколько лет назад была история, когда после слива полос в издательство нам звонили чиновники и просили убрать какой-нибудь кусок из текста, хотя материал еще не был напечатан»,— отметила она.

Вчера типография уведомила «Семь вершин», что расторгает договор. Издание приняло решение печататься за пределами Башкирии — в Челябинске. «Завтра номер с этим материалом выйдет и будет доставлен в Уфу»,— отметила госпожа Рахимова.

Антон Даниленков заявил „Ъ“, что подготовил заявление в полицию с просьбой возбудить на представителей «Семи вершин» уголовное дело за ложный донос.

Александр Сидякин намерен потребовать от издания «Проуфу» опровержения информации, распространенной на портале, сообщила „Ъ“ пресс-секретарь главы Башкирии Диана Ихсанова. По ее словам, иск будет касаться защиты чести и достоинства чиновника и признания сведений, изложенных в материале, не соответствующими действительности.

По данным kartoteka.ru, Швырева Ксения Петровна с апреля 2019 года действительно является участником московского ООО «Первая лифтовая компания» и владеет 50% уставного капитала. Вторая половина принадлежит АО «Региональные коммунальные системы» (в ЕГРЮЛ учредителем АО указана Светлана Маценко). Также госпожа Швырева с декабря 2010 года является участником ООО «Студия дизайна Саша» с долей 66,2%.

Редакция газеты «Бонус» известна критической позицией по отношению к региональным властям и в особенности к окружению Радия Хабирова.

Той же позиции издание придерживалось и тогда, когда республикой управлял Рустэм Хамитов (в 2010–2018 годах). Тогда гостипография несколько раз также останавливала печать еженедельника, после чего издатель стал возить газету из других регионов. Супруга господина Хамитова — Гульшат — обращалась в суд с заявлением о защите чести и достоинства на компанию «Семь вершин» и в России выиграла дело во всех инстанциях. В настоящее время издательская компания обжалует решение в Европейском суде по правам человека.

Отказ в печати независимых СМИ широко применялся в Башкирии во время первого президента Муртазы Рахимова. Тогда с этим сталкивались сразу несколько изданий, в том числе «Аргументы и факты» и «Отечество».

«Узнаю Башкирию! Везде все меняется, но только не здесь! — отреагировал на действия типографии политолог Сергей Маркелов.— Ничего лучше, чем скандал, для популяризации этой редакционной заметки нельзя было и придумать. Тот самый случай, когда виноват не столяр, который не удержал молоток, а молоток, который ударил по пальцу. История лишний раз демонстрирует, что Башкирией управляет олдскульная администрация, которая не готова работать над имиджем в условиях информационного общества. Правильнее было бы начать пиарить лифтовую компанию и ее владельца, а не запрещать печать газеты, которая раскопала, и пусть не без язвительности, но достаточно в нейтральном ключе осветила этот факт».

Наталья Павлова


Комментарии

обсуждение

наглядно

Профиль пользователя