«Жизнь стала подбрасывать большие сюрпризы, и в основном негативные»

Предприниматели, губернатор и благотворитель о своем горизонте планирования в сложных условиях

«Ъ» спросил глав компаний и одной области, строят ли они планы в нынешнее время и сколько времени на них закладывают.

Александр Шевелев, генеральный директор компании «Северсталь»:

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

— Горизонт планирования становится короче. Но я бы сместил акцент с вопроса о том, на какой период планировать, на вопрос «как планировать?». Сейчас особенно важна гибкость и скорость реакции. Всегда говорил: плох тот план, который не может быть изменен. У нас есть набор бизнес-инструментов, которые позволяют делать процесс планирования гибким.

Если говорить о краткосрочном планировании, это еженедельные «штабы» ключевых руководителей по направлениям, которые позволяют учитывать новые вводные и оперативно корректировать действия. При этом нельзя пренебрегать более долгосрочным планированием. Но планы должны учитывать разные сценарии — от негативных до благоприятных, а также включать регулярную оценку ключевых элементов.


Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Олег Сысуев, президент, председатель совета директоров Альфа-банка:

— В банке мы стараемся планировать все так же, как планировали и раньше. Но мы понимаем, что надо жить и сегодняшнем днем, то есть планировать на коротком промежутке времени. Самое неприятное, что жизнь стала подбрасывать большие сюрпризы, и в основном негативные.

Горизонт же моего личного планирования стал не больше недели. Уж не знаю кто, Бог или кто-то еще, но там, на небе, очень много и постоянно смеется по поводу наших планов. Я всегда планировал отпуск и выходные, а сегодня большая удача, если хоть что-то получается.

В последнее время планы или нарушаются, или просто не получаются. У меня есть ощущение, что такая ситуация будет продолжаться достаточно долго. И для меня, человека уже в возрасте, это является очень негативным фактором. Я думаю, что молодые точно доживут до времен, когда можно будет планировать и реализовывать намеченное с горизонтом год и больше, а вот моему поколению, боюсь, это уже не удастся.


Фото: Из личного архива Алексея Васясина

Алексей Васясин, гендиректор объединенной киносети «Формула Кино», «Синема Парк», «Кино Окко»:

— Горизонт отсутствует из-за непредсказуемости ситуации. Планирование предусматривает, что вы основываетесь на какой-то статистике, базе данных. То, что сейчас происходит в стране и в мире, беспрецедентно. Соответственно то, что вы планируете,— это гадание, а я никогда этим не занимался ни на картах, ни на кофейной гуще.

Да, мы что-то там думаем, но по сути это не относится к планированию. Есть набор понятных действий на ближайший период, когда мы четко знаем, что такие-то релизы выйдут, что геополитическая ситуация резко не изменится и так далее. Это сейчас один-два дня максимум. Все личное ушло на второй план. Отдыхать будем в следующей жизни.


Фото: Виталий Смольников, Коммерсантъ

Олег Сирота, владелец «Истринской сыроварни»:

— Планирую на два-три месяца — по календарю наших дедов. Осень — самый сложный период, так как надо успеть собрать, сохранить и переработать урожай. Потом — дожить до Рождества. И если дотянем до Пасхи, то уже скоро лето, а там легче и видно будет, что дальше.

А пока тяжело — мобилизуют сотрудников, осталась только половина трактористов. После 21 сентября падает спрос, к тому же банки стали закрывать кредитные лимиты, опасаясь, что руководитель фермерского хозяйства может попасть под частичную мобилизацию. А это фактически означает банкротство.

Но даже в такой реальности, если я не найду время на бег или на спортзал, то не засну. А после часовой пробежки удается отключиться от всех проблем и позитивно настроиться на завтрашний день.


Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

Василий Голубев, губернатор Ростовской области:

— Привычный горизонт — пятилетка, чтобы не утонуть в текучке, и среднесрочное — планы по годам, шаги к достижению целей. Оперативный план в моей работе — распорядок на три месяца. Это очень подробный график, в котором дела расписаны буквально по часам. Эти планы довольно точно исполняются. И если меня спросят, чем я занимался в определенный день и час два, три или семь лет назад, я отвечу конкретно.

Конечно, планы не догма, и они тоже могут меняться. Но системности и основательности в работе, а значит, и результативности они добавляют однозначно. Ну и позволяют выкраивать 25-й час в сутках, чтобы пообщаться с близкими. Это — лучшая подзарядка.


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Лев Амбиндер, президент Русфонда:

— Горизонт планирования — от нескольких дней до 15 месяцев. Сегодня мало кто знает, что будет завтра, а от нас вообще почти ничего не зависит. Поэтому какой горизонт, какое планирование? Но с другой стороны, мы надеемся, мы хотим и мы верим.

Уверенность вселяет то, что по фандрайзингу Русфонд пока отстает всего на два дня в сравнении с прошлым годом. Поэтому есть надежда, что 1,5 млрд руб. на поддержку тяжелобольных детей в этом году, как и в прошлом, мы соберем. Не менее важная проблема этих дней — как вписать наш национальный регистр доноров костного мозга (национальный РДКМ) в формирующийся сейчас федеральный регистр.


Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Владимир Сорокин, гендиректор торговой сети гипермаркетов «Лента»:

— Мы продолжаем реализацию стратегии роста компании до 2025 года. Текущая ситуация отличается от той, что была, когда мы разрабатывали стратегию. Тем не менее мы не планируем ее пересматривать, так как суть задачи для нас не изменилась.


Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры»:

— Горизонт планирования — до полутора-двух лет. И в стартапы уже не вкладываемся, а инвестируем только в свои. Начиная новый проект, вообще-то не рассчитываешь, что он через год закроется. Для работающих проектов есть годовые бизнес-планы.

И нельзя не планировать отпуск, который мы с семьей проводим, как правило, в походах по 10–14 дней. Примерно за полгода до старта выбираем на карте нашей страны какие-то конкретные горы или речку. И заблаговременно и детально определяем маршрут, оборудование, билеты и инструктора.


Фото: Из личного архива Юрия Левитаса

Юрий Левитас, ресторатор, совладелец сети ресторанов быстрого питания Black Star Burger:

— Горизонт планирования — в лучшем случае до конца недели, в худшем на три часа. Все из-за непонимания того, что будет происходить в стране и мире. Соответственно, и планы на бизнес, к сожалению, выжидательные: стараемся что-то предпринимать исходя из обстановки, но придумывать новое сложно.

Не лучше и с личными планами, хоть здесь горизонт может чуть побольше — от одного дня до месяца, но не более. На ближайший период пока ничего интересного нет. А про отдых, новогодние подарки, тем более что-то долговременное я совсем не думаю.


Фото: Из личного архива Романа Аранина

Роман Аранин, гендиректор компании по производству реабилитационной техники для инвалидов Observer:

— Для меня понятен план работы предприятия на ближайшие пять-десять лет. После некоторой неопределенности в разгар санкций мы с марта закупили оборудования на 18 млн руб. и поставили задачу полностью оградить себя от запретительных барьеров.

Казалось бы, простейшая железяка, а попробуй закажи ее, привези из Китая. Нашли и сделали в стране и в три раза дешевле! Есть небольшое напряжение с моторами для колясок, но немцы-поставщики получили лицензию на экспорт, и надеюсь получить их в срок и в нужном объеме. К тому же у нас есть определенная поддержка от влиятельных чиновников Евросоюза.


Фото: Соцсети Натальи Зубаревой

Наталья Зубарева, основатель и руководитель «Клиники превентивной медицины»:

— У нас с командой есть план А, план В и даже план С. Планов сейчас больше, чем когда-либо. Но и трудиться приходится во много раз больше, чем еще даже год назад. В ближайший год планирую расширение бизнеса.

У меня трое детей, и стараюсь сейчас уделять им больше внимания, чем обычно. На выходные бронирую столик в ресторане — это уже традиция. А вот отпуск теперь приходится планировать за полгода, а не за месяц, как раньше.

Группа «Прямая речь»