Порт уплыл в руки госкорпорации

Правительство передало «Ростеху» порт Бронка

Правительство РФ передало госкорпорации «Ростех» находящуюся в собственности государства 100-процентную долю ООО «Феникс», которое является оператором многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка». Эксперты допускают возможность применения санкций в отношении порта, но не думают, что в структуре грузооборота произойдут существенные изменения.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Соответствующее распоряжение правительства № 253-р от 15 февраля 2022 года с подписью Михаила Мишустина опубликовано вчера на официальном интернет-портале правовой информации.

В соответствии с распоряжением, 100-процентная доля компании передается «Ростеху» в качестве имущественного взноса РФ, а Росимуществу предписано в 12-месячный срок обеспечить выполнение решения правительства.

Ранее, в январе, в СМИ появилась информация о том, что в конце 2021 года глава госкорпорации Сергей Чемезов обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением о передаче госкорпорации 100-процентной доли оператора порта. В документе в качестве обоснования указана Стратегия военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами до 2025 года, для исполнения которой требуются специализированные портовые перегрузочные комплексы для кратковременного хранения и дальнейшей транспортировки продукции военного назначения в интересах третьих стран. ММПК «Бронка» был признан наиболее перспективным как имеющий необходимую инфраструктуру для работы со специальными промышленными грузами. Резолюцию о своем согласии глава государства поставил 4 января.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский подчеркивает: «Тот факт, что порт передан "Ростеху" и может использоваться для перевалки грузов, относящихся к экспорту продукции ВПК, не значит, что госкорпорация будет использовать его мощности исключительно для этих целей. Это как минимум нерационально с точки зрения использования одного из самых современных и технически оснащенных портов в стране».

До 2017 года ММПК «Бронка» принадлежал АО ХК «Форум» Дмитрия Михальченко, обвиненного в коррупции при строительстве объектов ФСО. По мнению Генпрокуратуры, полученные незаконным путем средства были направлены на развитие порта. В середине 2021 года решением Никулинского районного суда Москвы по иску Генпрокуратуры 100% долей ООО «Феникс» было обращено в доход государства и в начале декабря передано Росимуществу. В начале февраля это федеральное агентство сменило генерального директора компании: вместо Николая Негодова, совладельца «Бронка-Групп», генерал-лейтенанта ФСБ и бывшего гендиректора ФГУП «Росморпорт», им стал Валерий Емец.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Феникс» зарегистрировано в марте 2005 года для реализации проекта создания в Ломоносове ММПК «Бронка», который начал операционную деятельность в конце 2015 года. Уставный капитал компании составляет 13,3 млрд рублей. Единственным владельцем компании является государство в лице Росимущества.

В «Ростехе» и в «Бронка-Групп» (в состав которой входил ММПК «Бронка») ситуацию не комментируют.

ММПК «Бронка» является единственным глубоководным терминалом в Большом порту Санкт-Петербург. Текущая пропускная способность порта составляет 500 тыс. TEU и 130 тыс. единиц накатных грузов в год. Планы дальнейшего развития порта включали в себя увеличение мощности по обработке контейнерных грузов до 1,9 млн TEU в год, накатных грузов — до 200 тыс. единиц в год. Реализация проектов развития железнодорожной и складской инфраструктуры должна была дополнительно увеличить мощность перевалки грузов в ММПК «Бронка» до 25 млн тонн к 2025 году.

Начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский считает, что передача порта Бронка с грузооборотом в 25 млн тонн в год «Ростеху», безусловно, через некоторое время может привести к попаданию в санкционные списки из-за перевалки оборонных грузов. «Если порт сохранит универсальный профиль, продолжит обрабатывать контейнеры, генеральные и накатные грузы, то санкции его могут и не затронуть. У "Ростеха" уже есть партнерство в угольном порту Вера на Дальнем Востоке, и под санкции этот бизнес не попал»,— говорит аналитик. Он также напомнил, что за последние годы это не единственный и, судя по всему, не последний случай крупной национализации: «Портов не было, а компаний уже было две: "Башнефть" и "Башкирская содовая компания". Скоро будет Соликамский магниевый завод».

Экспорт продукции ВПК в нашей стране является одним из стратегически важных, но география поставок такова, что порт Бронка для его обслуживания подходит лишь отчасти: большинство этой продукции идет не в западном, а в восточном и южном направлении, для чего больше подходят порты Черного моря и Дальнего Востока, считает господин Жарский. «Поэтому я думаю, что существенного изменения в номенклатуре грузов, перевалка которых осуществляется в Бронке, не произойдет. Да, возможно, какие-то компании из порта уйдут под давлением санкционных рисков, связанных с "Ростехом", что действительно позволит использовать больше мощностей под хранение продукции оборонки»,— прогнозирует эксперт.

Вячеслав Калашников

Вся лента