«Единственное, чего не хватает Ремарку, это глубины, сложности и изысканности»

Писатели и критики о том, хороший ли писатель Ремарк

Эрих Мария Ремарк, главный романтик потерянного поколения, еще при жизни разделил публику и критиков на два лагеря: одни его безоговорочно обожали, другие проклинали за сентиментальный и пафосный стиль. К пятидесятилетию со дня его смерти пытаемся разобраться, хороший он все-таки писатель или не очень

Эрих Мария Ремарк, 1956

Фото: Werner Kreusch, AP


1
Ремарк писатель плохой, автор расхлябанной прозы, плохой стилист, но сильно нажимавший, в соответствии с традицией, на гуманитарную сторону дела и потому имевший успех. В последнем своем романе, плохом, как и вся остальная его проза, сделал вывод, весьма примечательный, что Германия заслужила фашизм из-за своего равнодушия.

Варлам Шаламов


2
В целом — невыносимое месиво из духов и смерти, экстравагантности и тлена, и это при такой серьезности и подлинности тематической первоосновы, что крайне затруднительно ответить на вопрос: написал ли Ремарк на сей раз бестселлер благородных кровей или это все-таки попытка создать некое подобие литературы?

Rheinischer Merkur


3
Пустой посредственный писатель с претензиями.

Эрнст Юнгер


4
Сладко-горький привкус молодости и медленный прилив тревожной совести, «смешивающей память и желание»,— вот на что подсаживается читатель. Удовольствие столь же горячее и грустное, как и ностальгическое, что-то необъяснимое, пойманное в суматохе времени.

New York Herald Tribune


5
«На Западном фронте без перемен» покоряет, не убеждая, потрясает, не преувеличивая; совершенное произведение искусства и в то же время правда, в которой не усомнишься.

Стефан Цвейг


6
Единственное, чего не хватает Ремарку, это глубины, сложности и изысканности.

The Times


7
После Ремарка не стыдно стало подносить цветы, особенно ворованные.

Андрей Битов


8
Хуже его романов только смокинги, в которых он заявляется на вечеринки под руку с очередной голливудской звездой.

Бертольт Брехт


9
Одно из чувств переживалось им сильнее, чем большинством других писателей: товарищество. Он нашел его в свои 18 лет на войне, с тех пор искал по всему свету — и, как мне кажется, напрасно.

Эмиль Людвиг


10
Через первые страницы «На Западном фронте без перемен» пробираешься натурально с боями. Потом становится гораздо лучше, но все равно не так хорошо, как было обещано. Ужасно жалко, что он успел выпустить военный роман до меня.

Эрнест Хемингуэй


11
Героини Ремарка, прыгающие из постели в постель, к нему самому запрыгнули из романов Хемингуэя.

The New Yorker


12
Половина романа «Триумфальная арка» — это провал в многословную, банальную и псевдоинтеллектуальную брехню.

Уолкотт Гиббс


13
Чуть не умер, пока переписывал диалоги для сценария «Трех товарищей». Какая вымученная скука!

Фрэнсис Скотт Фицджеральд


14
Не будет преувеличением сказать, что Ремарк в своих книгах занимает позицию наблюдателя-импотента.

Saturday Review


15
Образ поколения, существующего меж времен, хроника, сложенная из авантюрных гравюр на дереве, и любовная рапсодия, подобные которой в современной литературе можно пересчитать по пальцам.

Frankfurter Allgemeine Zeitung


16
Бесчеловечно писать о бесчеловечности — это путь в никуда. А Ремарк в «Искре жизни» как рассказчик перенял жаргон эсэсовцев.

Генрих Бёлль


17
Стиль постыден, сентиментальность ужасна, рутина отвратительна.

Марсель Райх-Раницкий


Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих, 1939

Фото: AFP

18
Всегда думал, что главная победа Ремарка — это Марлен Дитрих.

Джон Дос Пассос


19
«Три товарища» написаны с такой неподдельной страстью, с такой душевной теплотой, что могут пробуждать лишь чувство восторженной благодарности.

The Observer


20
Страшен, дети, техницизм,
Биология вредна —
Есть в ней скрытый мистицизм,
Лефовщина, феодализм, механизм,
Непреодоленный ремаркизм.

Илья Ильф и Евгений Петров


Вся лента