Медийный фильтр для выборов

СМИ

Эпоха полного безразличия властей Петербурга к прессе после отставки губернатора Георгия Полтавченко сменилась эпохой медиацентричности. Вышло удачно: к тому моменту, когда руководитель региона решил повернуться лицом к СМИ, значительная часть из них уже была ему подконтрольна.

Сосредоточение в руках администрации города контроля над значительной частью регионального медиапространства затрудняет, если не исключает вовсе, проведение конкурентной избирательной кампании

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Вечером 9 января врио губернатора Александр Беглов в экстренном порядке созвал совещание с членами правительства. На совещание пригласили журналистов. И спешка, и время, и формат — все было нетипичным для петербургского политического уклада, поэтому было ясно: объявят о чем-то очень важном.

Но оказалось, что срочное совещание врио губернатора созвал только для того, чтобы раздать всем чиновникам по «лопате Беглова». Город засыпало снегом, недовольство горожан росло, а тут еще и участок теплосети, ремонт которого врио губернатора держал на контроле, прорвался третий раз подряд, и в СМИ его стали называть «трубой Беглова». Предотвратить коммунальный коллапс решили, запустив контрмем. Во время губернаторства Георгия Полтавченко никому и в голову не могло прийти решать проблемы с помощью пиар-кампаний. А если бы и пришло, такое мемотворчество непременно высмеяли бы в прессе. То ли дело сейчас — новость о главе региона, который заставит нерадивых чиновников расчищать снег именными лопатами, размножили десятки городских и федеральных изданий и телеграм-каналов. Их, кстати, в последнее время появилось неестественно много: каналов с названием «Труба Беглова» — четыре штуки, каналов с названием «Лопата Беглова» — три штуки.

В последние дни ушедшего года Виктор Шкулев, президент медиахолдинга Hearst Shkulev Media (HSM), закрыл сделку по покупке мажоритарной доли ключевого петербургского издания — «Фонтанки.ру». С предложением приобрести актив к господину Шкулеву, как он сам сказал “Ъ”, обратился прежний владелец. Издатель глянца Hearst Shkulev Media на протяжении пяти последних лет развивает сеть региональных интернет-ресурсов (последнюю крупную сделку в этом сегменте холдинг закрыл в 2015 году), но акции «Фонтанки.ру» приобрел не холдинг, а лично господин Шкулев. Сам он объяснил “Ъ”, что его американским партнерам (совладелец холдинга — компания Hearst) покупка «чисто медийного» актива оказалась неинтересна.

Эту сделку многие восприняли как переход «Фонтанки.ру» под контроль петербургской администрации. В команде назначенного в октябре прошлого года временно исполнять обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова за медиаполитику отвечает Ирина Ган, которая в прошлом работала директором по связям со СМИ и государственными органами в Hearst Shkulev Media. Этот аргумент, впрочем, не позволяет судить о том, что покупка «Фонтанки» была спланированной акцией новых городских властей: переговоры с HSM акционеры издания вели еще задолго до отставки Георгия Полтавченко с губернаторского поста и смены чиновничьей команды. Но почему такая версия родилась, понятно: на протяжении последних месяцев петербуржцы наблюдают, как критическое осмысление действий городских властей в редакционной политике значительной части городских СМИ сменилось их единодушной поддержкой.

В прошлом году «Национальная медиагруппа» — холдинг акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука и его партнеров — запустила в Петербурге новый городской новостной телеканал «78». Его создали на базе двух существовавших каналов — петербургского филиала Life и «Пятого канала» (последний вещает до сих пор, но не производит собственного контента). Телеканал Life на тот момент был единственным изданием, оставшимся от некогда крупного игрока петербургского медиарынка — «Балтийской медиа группы» (БМГ). Издания БМГ, а особенно — городской телеканал «100ТВ» (который после смерти президента холдинга Олега Руднова и превратился в региональный филиал канала Life), отличались более или менее независимой от петербургских властей редакционной политикой и часто выступали с критикой в их адрес. БМГ, фактически принадлежавшая «Национальной медиагруппе», сохраняла умеренную оппозиционность петербургской администрации. Эту черту перенял и телеканал «78», в эфире которого часто звучали критические по отношению к бывшему губернатору Георгию Полтавченко высказывания.

Все изменилось в октябре прошлого года, когда временно исполняющим обязанности губернатора Петербурга стал Александр Беглов, переместившийся на этот пост с должности полпреда президента по Северо-Западу. Вместе с ним в администрацию города перешла заместитель полпреда по внутренней политике Любовь Совершаева — ближайшая соратница Юрия Ковальчука, стоявшая у истоков создания «Национальной медиагруппы». Инструмент, который на протяжении многих лет использовался владельцами НМГ для кампаний против администрации города, со сменой власти пригодился для кампаний в пользу администрации.

И без того широко представленная и на федеральном, и на региональном уровне, НМГ (холдингу принадлежат «Первый канал» и «Рен-ТВ», а также газета «Метро») в прошлом году усилила присутствие на петербургском медиарынке еще одним активом. Речь идет о газете «Деловой Петербург», официально проданной компанией Fort Group группе ЕСН Григория Березкина. Однако состав менеджерской команды, пришедшей в «Деловой Петербург» после продажи газеты, говорит о том, что фактический контроль над изданием получила НМГ. Генеральным директором «Делового Петербурга» стала экс-глава комитета по печати Ленинградской области Наталья Шелудько, главным редактором — ее подчиненный Артемий Смирнов, должность редактора заняла бывшая сотрудница пресс-службы губернатора области Вера Хейфец. Это люди, близкие к Любови Совершаевой, которая в статусе полпреда контролировала медиаблок правительства Ленинградской области. Со сменой руководства издание покинули многие журналисты: часть занялась нишевым проектом о ритейле, часть организовала новое деловое онлайн-издание «Новый проспект».

В 2017 году журнал РБК выпустил расследование, показав, как «фабрика троллей» — петербургское агентство, сотрудники которого писали заказные комментарии в соцсетях, — превратилась в большой медиахолдинг с аудиторией более 36 млн человек в месяц. Владельцем этого холдинга (как и организатором «фабрики троллей») считается близкий к Кремлю петербургский бизнесмен Евгений Пригожин. Принадлежащие ему СМИ используются для организованных информационных кампаний, в основном для дискредитации публичных персон (например, они участвовали в кампании против кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина). Многочисленные издания, входящие в холдинг Евгения Пригожина (причем не только региональный сайт «Невские новости», но и те, которые позиционируются как общероссийские — «Федеральное агентство новостей», «Экономика сегодня», «Политика сегодня», Nation News) — ежедневно информируют читателей об успехах врио губернатора Петербурга Александра Беглова. Эти СМИ наряду с телеканалом «78» обеспечивали нужный новому городскому руководству фон для увольнения вице-губернаторов Игоря Албина и Михаила Мокрецова, председателя комитета по инвестициям Ирины Бабюк, выпуская материалы о неудовлетворительной работе этих чиновников. По данным BG, политтехнологическое и пиар-сопровождение Александру Беглову оказывают, среди прочих, специалисты, подчиненные Евгению Пригожину. Наличие собственного медиахолдинга, видимо, стало для политтехнологической команды господина Пригожина преимуществом при продаже услуг новому городскому руководству.

Сосредоточение в руках администрации города контроля над значительной частью регионального медиапространства затрудняет, если не исключает вовсе, проведение конкурентной избирательной кампании. Фактически власти сформировали еще один — помимо муниципального — фильтр для предстоящих губернаторских выборах: фильтр медийный.

Мария Карпенко

Вся лента