Коротко

Новости

Подробно

СМИ

Журнал "Коммерсантъ Власть" от , стр. 62

За первые десять лет своего существования российские негосударственные СМИ чаще переживали взлеты, чем падения. Впрочем, это не помешало им оказываться в центре крупных скандалов не реже, чем героям их собственных публикаций и передач.
       
1991

 
       С 1 января начинает регулярно (три раза в неделю) выходить учрежденная Моссоветом "Независимая газета". Первый номер газеты отпечатан 22 декабря 1990 года тиражом 150 тысяч экземпляров в издательстве "Известия". Его издание оплачено за счет беспроцентного кредита Моссовета, бумага выделена из фондов Госплана СССР. Главный редактор Виталий Третьяков заявляет, что располагает "достаточными средствами для выпуска абсолютно независимой газеты".
       В мае в полном объеме начинает вещание созданная в 1990 году Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК).
       В декабре зарегистрировано основанное Сергеем Лисовским и Владимиром Жечковым рекламное объединение Premier SV. На правах партнеров в него входят 12 рекламных фирм, в том числе РО "Аврора", ЛИС`С, TISSA.
       27 декабря принят закон "О средствах массовой информации". В этот же день правительство на основании указа президента учреждает на базе Гостелерадио СССР Российскую гостелерадиокомпанию "Останкино".
       
1992
 
       В мае зарегистрирована продюсерская компания "Видео Интернэшнл". Ее учредителями стали Михаил Лесин, Оганес Соболев, Юрий Заполь, Александр Гуревич и Владимир Перепелкин.
       В октябре издательский дом "Коммерсантъ" (ведет свою историю с основанного в 1988 году кооператива "Факт") приступает к выпуску ежедневной газеты "Коммерсантъ-Daily". В первом номере: суд над рижским омоновцем Сергеем Парфеновым, торговля данными с российских разведспутников и краткая инструкция "Как читать Ъ-Ddaily".
       Голландец Дэрк Сауэр приступил к выпуску первой независимой англоязычной газеты в России — The Moscow Times,— заложив первый камень в основание будущего издательского дома Independent Media.
       
1993
       В январе шесть агентств поделили рынок телевизионной рекламы. Premier CV, "Видео Интернэшнл", "Лот", "Контакт", "Блик коммуникейшнс" и "Аврора" подписывают соглашение с РГТРК "Останкино", по которому получают существенные льготы по оплате рекламы в обмен на обязательство выкупать фиксированные объемы эфирного времени на первом и четвертом каналах "Останкино".
 
       В феврале вышел в свет первый номер газеты "Сегодня". Костяк редакции составили журналисты, перешедшие в новое издание из отделов политики и культуры "Независимой газеты". Возглавил "Сегодня" бывший заместитель главного редактора "Независимой" Дмитрий Остальский. Выпуск газеты профинансировала "Группа 'Мост'".
       В октябре в эфире пятого ("Санкт-Петербургского") канала передачей "Итоги" дебютировала независимая коммерческая телекомпания НТВ. Создание телекомпании профинансировал консорциум в составе "Группы 'Мост'" и банков "Столичный" и "Национальный кредит".
       В конце года радиостанция "Эхо Москвы" получает кредитную линию Мост-банка в обмен на 51% своих акций. "Эхо" получило известность в 1991 году после репортажей о событиях в Вильнюсе (штурм телебашни) и августовском путче в Москве.
       
1994
       В январе президент Борис Ельцин подписывает указ, позволяющий телекомпании НТВ вещать на четвертом канале. Этот указ пролоббировал советник президента по спорту Шамиль Тарпищев по просьбе своего друга — банкира Александра Смоленского, ставшего одним из спонсоров проекта.
       В ноябре по указу президента РФ "О совершенствовании эксплуатации первого частотного канала телевидения и сети его распространения" создается АО "Общественное российское телевидение" (ОРТ). Контрольный пакет акций (51%) закреплен за государством в лице Госкомимущества. Оставшийся пакет, согласно указу, делится между банками МЕНАТЕП, "Столичный", "Российский кредит", Инкомбанк, а также АО "Аэрофлот — Российские международные авиалинии" и АО "АвтоВАЗ".
       
1995
       В январе генеральным директором ОРТ становится Владислав Листьев, который немедленно затевает серьезные преобразования в хозяйственной политике компании. Совет директоров ОРТ принимает беспрецедентное решение о прекращении с 1 апреля показа рекламы на первом канале. Это решение направлено в первую очередь против объединения рекламных агентств, контролировавших размещение 100% рекламы на первом канале. Главенствующую роль в этом объединении играет Premier SV Сергея Лисовского. Накануне объявления решения совета директоров о приостановлении рекламы проходят переговоры Владислава Листьева и Сергея Лисовского, которые оказываются безрезультатными: по прогнозам экспертов ОРТ, стоимость всего объема рекламы на первом канале в 1995 году должна составить $170 млн, Лисовский же гарантировал только $120 млн. Альянсу во главе с Premier SV руководство канала ищет замену.
 
       1 марта Владислав Листьев застрелен на лестничной площадке собственного дома. Убийцы и заказчики преступления не найдены до сих пор. Мораторий на показ рекламы на первом канале был введен, но просуществовал лишь до 1 августа.
       В сентябре группа журналистов во главе с Михаилом Рогожниковым, Никитой Кириченко, Александром Приваловым и Андреем Шмаровым покинула издательский дом "Коммерсантъ". При финансовом участии ОНЭКСИМбанка они создают еженедельный деловой журнал "Эксперт".
       В октябре продолжено перераспределение рекламных финансовых потоков ОРТ. Создан центр продаж "ОРТ-реклама", учредителем которого стала сама телекомпания. Первым шагом "ОРТ-рекламы" стала аккредитация при канале рекламных агентств на основе тендера, который выиграли агентства "Остер", "ЛогоВАЗ-пресс", "Максима", "Видео Арт" и Premier SV, взявшие обязательства о размещении максимального объема рекламы.
       
1996
 
       С 1 января полностью запрещена телевизионная реклама табачной и алкогольной продукции.
       В марте глава Мост-банка Владимир Гусинский начинает издавать журнал "Итоги". Главным редактором журнала становится Сергей Пархоменко. Вскоре в медиахолдинг Мост-банка входит радиостанция "Эхо Москвы".
       В апреле к пятерке рекламных агентств, аккредитованных при канале ОРТ, присоединяется агентство "Аврора".
       В мае в рамках подготовки к президентским выборам создана концепция кампании "Голосуй или проиграешь!", призванная убедить молодежь прийти на выборы. 9 мая в ходе предвыборной поездки в Волгоград Борис Ельцин появляется перед многотысячной молодежной аудиторией на рок-концерте и даже пытается танцевать. После победы Ельцина на выборах члены его команды будут утверждать, что ощутимый перелом в кампании произошел именно во время волгоградской поездки президента.
       Через месяц разгорается политический скандал: НТВ, а затем и ОРТ сообщают, что в Доме правительства сотрудниками Федеральной службы охраны были задержаны Сергей Лисовский и помощник Анатолия Чубайса Аркадий Евстафьев — создатели программы "Голосуй или проиграешь". Поводом для задержания стало обнаружение у Лисовского и Евстафьева коробки из-под "ксерокса" с полумиллионом долларов наличными. Коробка на самом деле была не от аппарата, а от фирменной бумаги, но марка Xerox на некоторое время стала самой упоминаемой в СМИ. Через несколько часов обоих выпускают на свободу, а на следующий день Борис Ельцин объявляет о снятии с должностей первого зампреда правительства Олега Сосковца, руководителя ФСБ Михаила Барсукова и начальника президентской службы безопасности Александра Коржакова.
 
       В середине сентября Борис Ельцин подписывает указ об образовании в составе администрации президента управления по связям с общественностью. Его начальником назначен Михаил Лесин.
       В середине октября по субботам на ОРТ начинает выходить еженедельная аналитическая программа "Время", ведущим которой становится Сергей Доренко. Наблюдатели отмечают возникновение совершенно нового феномена: выходящие по выходным три аналитические программы — "Итоги" (НТВ, ведущий Евгений Киселев), "Зеркало" (РТР, ведущий Николай Сванидзе) и "Время" превращаются из итоговых обзоров жизни страны за неделю в самостоятельные политические шоу.
       С 11 ноября телекомпания НТВ начинает вещание в полном объеме на отвоеванном у ВГТРК четвертом канале. В ноябре же стартует проект "НТВ плюс" — первопроходец российского платного спутникового телевидения. Первоначально транслируются четыре канала — "Наше кино", "Мир кино", "Спортивный канал" и "Музыкальный канал". Абонентом может стать любой житель европейской части России, готовый заплатить $199 за установку комплекта оборудования и выкладывать 90 рублей в месяц в качестве абонентской платы.
 
       В декабре по примеру других телеканалов Московская независимая вещательная корпорация (МНВК), работающая под маркой ТВ-6, отдает эксклюзивное право на размещение рекламы на своем телеканале. Партнером МНВК становится агентство Premier SV.
       На прошедшем в конце года собрании акционеров ОРТ из состава учредителей телекомпании выведены Национальный фонд спорта, банк "Национальный кредит" и компания "Микродин". В консорциум частных совладельцев телеканала, контролирующих в целом 49% его акций, помимо "Газпрома" (3% акций) и ЛогоВАЗа (8% акций), вошла новая структура — "ОРТ-Консорциум банков" (ОРТ-КБ), контролирующий в общей сложности 38% акций ОРТ. В ОРТ-КБ вошли, объединив свои акции, Альфа-банк, МЕНАТЕП, Объединенный банк и Столичный банк сбережений (СБС), а возглавил консорциум глава СБС Александр Смоленский.
       
1997
       27 января Владимир Гусинский слагает с себя полномочия президента Мост-банка и генерального директора "Группы 'Мост'" для того, чтобы возглавить ЗАО "Медиа-Мост".
       В марте совет директоров АОЗТ "Комсомольская правда" — издателя одноименной газеты — принимает решение о продаже 20-процентного пакета акций общества ОНЭКСИМбанку за $20 млн.
       Вскоре ОНЭКСИМбанк приобретает 22% акций ОАО "Редакция газеты 'Известия'", еще 20% акций газеты приобрела контролируемая тогда ОНЭКСИМбанком нефтяная компания СИДАНКО. При этом 50% акций газеты контролируется ЛУКОЙЛом.
       В июне проходит внеочередное собрание акционеров "Известий". В избранный собранием совет директоров от "Известий" вошли главный редактор Игорь Голембиовский и обозреватель Отто Лацис, от ОНЭКСИМбанка заместитель председателя правления банка Михаил Кожокин и заместитель начальника управления Вадим Горяинов. ЛУКОЙЛ провел в совет трех представителей — вице-президента концерна Леонида Федуна, начальника управления общественных связей Александра Василенко и заместителя гендиректора пенсионного фонда "ЛУКОЙЛ-Гарант" Бориса Тихомирова. Председателем совета директоров избран Михаил Кожокин.
       В июле новый совет директоров "Известий" отправляет Игоря Голембиовского в досрочную отставку. Голембиовский ведет переговоры с Владимиром Гусинским и Борисом Березовским о финансировании выпуска нового издания — газеты "Новые известия".
       В том же месяце ОНЭКСИМбанк учреждает газету "Русский телеграф". А холдинг "Интеррос" создает ЗАО "Проф-медиа" для управления медийными активами.
       1 ноября начинает вещание телеканал "Культура", учрежденный правительством, ВГТРК и администрацией Санкт-Петербурга.
       
1998
 
       В январе рекламная группа Premier SV покупает у телеканала ОРТ эксклюзивные права на показ рекламы на канале за $180 млн. Рекламная группа Premier SV владеет эксклюзивом на продажу рекламы на телеканалах ОРТ и ТВ-6. "Видео Интернэшнл" — на каналах НТВ и РТР.
       Создается информационный холдинг "Газпром-медиа". На момент создания холдинга "Газпрому" принадлежат телерадиокомпания "Прометей", контрольный пакет акций газеты "Рабочая трибуна", 3% акций ОРТ, 30% акций НТВ (они находятся в доверительном управлении у "Медиа-Моста") и акции многочисленных региональных СМИ. Руководителем холдинга становится бывший помощник президента Ельцина Виктор Илюшин. Пресса расценивает появление Илюшина в руководстве "Газпром-медиа" как сигнал о начале формирования медиахолдинга, призванного поддержать на президентских выборах 2000 года Виктора Черномырдина.
 
       В начале марта мэр Москвы издает постановление о проведении тендера среди московских рекламных агентств на право заключать прямые договоры аренды рекламных площадей с московским правительством. Предполагается, что по итогам тендера будут объявлены четыре победителя. Остальные же агентства, занимающиеся наружной рекламой (их в Москве около тысячи), должны перейти в разряд субарендаторов. По оценке рекламистов, после проведения конкурса расценки на размещение наружной рекламы выросли бы не меньше чем на 40%. Но под нажимом рекламных агентств, не рассчитывавших на успех, мэрия отказывается от проведения тендера.
 
       В марте о создании собственного медиахолдинга "Московит-медиа" объявляет певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Планируется, что в "Московит-медиа" войдут издаваемая в Израиле газета "Русский израильтянин", подростковый журнал "Детки" и кабельное "Радио-1".
       В апреле под эгидой московских властей рождается медиахолдинг "Метрополис". В него входят рекламное агентство "Максима", ежедневная газета "Россiя", бесплатная газета "Метро" и "Литературная газета".
 
       В апреле же становится известно о скором запуске круглосуточного телевизионного музыкального канала "MTV-Россия". Председателем совета директоров телеканала становится президент продюсерской компании BIZ Enterprises Борис Зосимов, подписавший пятилетнее лицензионное соглашение с председателем совета директоров MTV Networks Томом Фрестоном. "MTV-Россия" становится восьмым региональным каналом MTV после MTV-USA, MTV-Asia, MTV-Australia, MTV-Brazil, MTV-Europe, MTV-Japan и MTV-Latin America.
 
       В августе в Москве происходит очередная реформа, связанная с контролем над столичными рекламными щитами: создается управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города. Основная задача управления — пополнение городской казны. По требованию мэра наружная реклама должна давать городу не менее $33 млн в год (в 1997 году доходы столицы от наружной рекламы составили около $20 млн). Главой нового управления становится бывший начальник территориального рекламного агентства при префектуре Центрального округа Владислав Котов.
       В сентябре гендиректор ОРТ Ксения Пономарева подает заявление об отставке. Поводом для отставки стало несогласованное с ней возвращение на канал Сергея Доренко. Пост гендиректора ОРТ занимает Игорь Шабдурасулов.
 
       Не выдержав последствий августовского экономического кризиса, закрывается ежедневная газета "Русский телеграф".
       В ноябре на одном из заседаний Госдумы разгорается громкий скандал: Виктор Илюхин объявляет, что в декабре 1994 года президент Борис Ельцин получил взятку в виде права в течение трех лет распоряжаться по доверенности 26% акций Общественного российского телевидения. Гендиректор ОРТ Игорь Шабдурасулов называет заявление Илюхина "полным бредом".
       22 ноября стартовавшая с мыса Канаверал ракета "Дельта-2" выводит на орбиту спутник "Бонум-1", созданный по заказу холдинга "Медиа-Мост". Спутник предназначен для трансляции 48 телевизионных каналов "НТВ плюс" на территорию западных регионов России и Израиля. Спутник обошелся в $76 млн, столько же потрачено на его запуск.
 
       В середине декабря в Москве начинает вещание FM-радиостанция "Наше радио" — проект медиахолдинга "ЛогоВАЗ-News Corporation", принадлежащего Борису Березовскому и австралийскому медиамагнату Руперту Мердоку. Для вычисления потенциальной аудитории будущей станции на социологические исследования было потрачено $20 тыс. По итогам исследований было решено транслировать в основном русскую рок- и в меньшей степени дэнс-музыку 80-90-х годов. "Мы будем немножко старыми для тинейджеров и немножко модными для людей старше тридцати пяти"-- так определил формат станции ее директор Михаил Козырев.
       
1999
 
       В середине марта ОРТ получает от Внешэкономбанка кредит объемом в $100 млн под залог своих акций. В марте же в СМИ просачивается информация о том, что президент МНВК ТВ-6 Эдуард Сагалаев продал принадлежащие ему 37,5% акций МНВК Борису Березовскому.
       В марте разгорается скандал вокруг показа программой "Вести" трехминутного ролика с участием "человека, внешне напоминающего Юрия Скуратова", и двух девушек легкого поведения. Ролик демонстрируется вскоре после громкого заявления генерального прокурора о взятии им под личный контроль расследования дела о подкупе высокопоставленных кремлевских чиновников швейцарской компанией "Мабетекс". В начале апреля президент отправляет Скуратова в отставку.
 
       В июле появляются сообщения о том, что некая компания American Capital Group, принадлежащая американцу иранского происхождения Киа Джурабчиану, приобрела у основателя издательского дома "Коммерсантъ" Владимира Яковлева принадлежащий ему контрольный пакет акций издательского дома. В интервью "Коммерсанту" это подтверждает сам Владимир Яковлев. Однако очень скоро становится известно, что на самом деле издательский дом "Коммерсантъ" был продан структурам, близким Борису Березовскому. 6 августа об этом объявлено официально. Сразу же после продажи уволено практически все руководство издательского дома, включая шеф-редактора объединенной редакции и главного редактора газеты "Коммерсантъ" Рафа Шакирова. На это место назначен Андрей Васильев.
 
       Указом президента в России создано Министерство по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций. 19 августа министром печати становится Михаил Лесин. Он обретает громадный политический вес, получив право выдавать и отбирать лицензии у телеканалов.
       В сентябре выходит в свет первый номер газеты "Ведомости", учрежденной издательским домом Independent Media совместно с Financial Times Group и Dow Jones International. Новая газета претендует на то, чтобы быстро занять лидирующие позиции на рынке деловой прессы, опираясь на независимость от отечественных финансовых групп.
       
2000
       В июне руководитель "Медиа-Моста" Владимир Гусинский арестован Генеральной прокуратурой. Через три дня ему предъявлено обвинение в хищении более 10 млн долларов при приватизации государственной компании "Русское Видео".
       В августе Москва и Московская область несколько дней живут без телевидения: пожар, целые сутки бушевавший на Останкинской башне, уничтожает передающее оборудование. Москвичи выстраиваются в многосотметровые очереди в пункты проката видеокассет, а телевизионщики лихорадочно ищут способы восстановить вещание. Большинство москвичей получают сигнал на свои телевизоры по кабелю с промежуточных антенн, расположенных на высоких домах. "НТВ плюс" предлагает в аварийном темпе установить вместо этих промежуточных антенн свои спутниковые тарелки. Несомненный изъян проекта — необходимость немедленно найти $1 млн на установку оборудования "НТВ плюс". Выдвигаются проекты установки передатчиков на радиобашне на Шаболовке, на высотке Гидропроекта и даже на крыше МГУ. Впрочем, вместо реализации этих проектов ВГТРК в течение недели восстанавливает вещание основных каналов с резервных антенн в Балашихе и радиоцентра в районе Октябрьского поля. Последствия пожара на башне ликвидируются до сих пор.
       В сентябре Борис Березовский объявляет о намерении передать контролируемые им 49% акций ОРТ в управление общественному органу из представителей творческой интеллигенции. Согласно обнародованным намерениям Березовского, эти люди будут управлять его акциями в течение четырех лет и в случае успешного управления получат 20% акций в собственность. 16 октября в гостинице "Radisson-Славянская" подписан проект учредительного договора компании "ТелеТраст". Под проектом подписались Василий Аксенов, Наталия Геворкян, Игорь Голембиовский, Георгий Гулиа, Сергей Доренко, Тамара Замятина, Кирилл Клейменов, Отто Лацис, Юрий Любимов, Владимир Познер, Виталий Третьяков, Рустам Хамдамов, Игорь Шабдурасулов, Егор Яковлев. Идея создания "ТелеТраста" живет недолго: уже 7 декабря Борис Березовский сообщил о намерении отозвать свои предложения по формированию этой компании.
       В начале октября руководство РАО "ЕЭС России" заявляет о том, что одна из его дочерних структур приняла участие в покупке у компании ЛУКОЙЛ телекомпании Ren TV.
АНДРЕЙ КНЯЗЕВ

Комментарии
Профиль пользователя