Теннисиста догнали девяностые

Спортивный функционер обвинен в убийствах 26-летней давности

Как стало известно “Ъ”, Басманный райсуд Москвы продлил арест известному в прошлом спортивному функционеру и общественному деятелю Валерию Епонешникову. 64-летний мужчина, недавно сменивший имя на Вальтера Вебера, обвиняется вместе с также находящимся под стражей Дмитрием Маденовым в двойном убийстве, совершенном в 1995 году. Об их причастности к расстрелу в центре Москвы следователям СКР стало известно в ходе расследования еще одного убийства прошлых лет. Адвокаты Епонешникова-Вебера, известного не только своим участием в создании партии «Родина», но и популяризации тенниса в России и возрождении ДОСААФ, настаивают, что стрельба в ресторане произошла слишком давно, а сам обвиняемый готов сотрудничать со следствием.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Удовлетворив ходатайство следователя главного управления по расследованию особо важных дел (ГУРОВД) СКР, судья Наталья Дударь оставила обвиняемых Вебера и Маденова под стражей до 18 июля. Она согласилась с доводами о том, что названные ранее при избрании меры пресечения основания для содержания обвиняемых в СИЗО до сих пор не отпали. Тогда следователи упоминали не только стандартные доводы о тяжести преступления, связанного с убийством двух и ранении нескольких человек. Но говорили и о возможности скрыться за границей, где господин Вебер имеет собственность, а также о том, что обвиняемому известно место проживания свидетелей по делу. Защита парировала тем, что вменяемое их доверителям преступление было совершено более 15 лет назад, намекая, что ранее они не пытались сбежать, а тем временем уже истек максимальный срок давности привлечения к ответственности за особо тяжкое преступление.

По данным “Ъ”, основное обвинение Вальтеру Веберу и Дмитрию Маденову предъявлено еще по УК РСФСР, действовавшему до 1996 года.

В начале июня 1995 года в ресторане «Трактир на Мытной», находившемся на одноименной улице, произошла кровавая разборка. В питейном заведении, ранее бывшем обычной столовой, отдыхали несколько крепких молодых людей. В какой-то момент в трактир зашла группа других посетителей, которые, переговорив с первыми, достали пистолеты Luger и открыли огонь. Два человека были убиты, а еще двое получили тяжелые ранения.

Сотрудники уголовного розыска сразу предположили, что произошла очередная криминальная разборка, а возбужденное Симоновской межрайонной прокуратурой уголовное дело долгие годы числилось в разряде висяков. Информацию о предполагаемых киллерах следователи уже СКР получили год назад, когда данное расследование было объединено с другим делом об убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ) — по факту обнаружения трупа некоего Журавлева в Одинцовском районе Подмосковья летом 2004 года. По неподтвержденным данным, он также поучаствовал в разборке на Мытной, а потом якобы решил поделиться информацией о происшедшем с правоохранителями, что и стало причиной расправы.

О том, что в убийстве 1995 года участвовали Валерий Епонешников и Дмитрий Маденов, следствие узнало от ФСБ.

С чекистами же информацией, по некоторым данным, поделился один из охранников экс-владельца Черкизовского ранка Тельмана Исмаилова, который сам объявлен в международный розыск за убийства и похищение человека.

Уже следователи выяснили, что хотя речь идет о двух официально неработающих мужчинах, то в случае с Валерием Епонешниковым — о весьма известном и уважаемом человеке, занимавшем в разное время посты президента Детской международной академии тенниса, вице-президента Федерации тенниса России и одного из руководителей ДОСААФ, стоявшего у истоков его возрождения. При этом о его молодости данные довольны скудны. Известно лишь, что он уроженец Кемерово и, как указано в биографии, до 1995 года, «занимался бизнесом», окончив академию по специальности «экономика и управление предприятием». Насколько бизнес господина Епонешникова был связан с криминалом, сейчас и устанавливает следствие.

Позднее он активно занимался политикой, будучи одним из основателей Социалистической единой партии России и кандидатом в депутаты Госдумы от блока «Родина». Правда, в региональной группе, объединявшей Курганскую и Тюменскую области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, занял только второе место. Кстати, право на само название «Родина» он в судебном порядке пытался оспорить у других партийцев, включая Дмитрия Рогозина, но дело проиграл.

Как следует из судебных документов, имеющихся в распоряжении “Ъ”, некоторое время назад Валерий Епонешников сменил имя и фамилию на Вальтера Вебера, оставив прежним только отчество — Викторович. Поэтому обвинение следователи ГУРОВД СКР предъявили ему уже по новым удостоверениям личности, в том числе в убийстве с отягчающими обстоятельствами (ст. 102 УК). Кстати, один из выживших в разборке на Мытной опознал по фото господина Маденова как стрелка, хотя с учетом прошедших лет сама эта процедура вызвала у его адвокатов серьезные нарекания.

При этом следует отметить, что срок давности в 15 лет по первому преступлению в данном случае уже не работает.

Советский УК предусматривал наказание за такое преступление в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет либо смертную казнь. А новый УК указывает, что вопрос об освобождения от ответственности в таком случае разрешается только судом.

«Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются»,— отдельно указано в действующем УК РФ. А потому предположить, какая судьба ждет господина Епонешникова-Вебера, сложно, тем более что ему могут инкриминировать и более свежее убийство.

В СКР подтвердили сам факт раскрытия преступления 1995 года, предпочтя сохранить в тайне его подробности. Адвокаты от комментариев воздержались, сославшись на подписки о неразглашении.

Сергей Сергеев

Вся лента