Цена парковки не стоит на месте

Тарифы в Москве, скорее всего, повысятся

Столичные власти готовят горожан к увеличению тарифов на парковку: корректировка цен «назрела», заявили вчера чиновники транспортного комплекса Москвы. Действующие тарифы, которые достигают 200 руб. в час, не сдерживают водителей: места для стоянки в центре города постоянно забиты машинами, автомобилисты в поиске парковок создают «блуждающий» трафик. Новые расценки на парковку могут быть введены прежде всего на улицах Большая Дмитровка, Неглинка, Петровские Линии.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Поводом для обсуждения новых парковочных тарифов стало исследование Российского экономического университета (РЭУ) имени Плеханова о парковочной политике в Москве. Ученые пришли к выводу, что на многих улицах в пределах Бульварного кольца парковка постоянно загружена на 100%. В результате водители в поисках свободных мест «наматывают круги», создавая паразитный трафик и провоцируя аварийные ситуации. В качестве примера приведены Нижний Кисельный переулок, Козицкий переулок, улицы Большая Якиманка, Петровка. Для анализа использовались данные собственных наблюдений РЭУ имени Плеханова и отчеты мэрии Москвы. В итоге авторы исследования предложили поднять цены уличной парковки до тарифов, действующих в торговых центрах (400–500 руб. в час), отменить бесплатную парковку по воскресеньям и право бесплатно стоять первые 15 минут.

Представители вуза, а также руководство транспортного комплекса Москвы вчера выступили с пояснениями. За последние годы удалось увеличить среднюю скорость движения в целом по городу, но в центре она упала на 8% с июля 2018 года, в том числе из-за «блуждающего» трафика, который создают машины в поисках парковки, рассказал заместитель главы Центра организации дорожного движения Москвы Ансар Арифуллин. Власти европейских городов стремятся к тому, чтобы парковки были заполнены не более чем на 80–85%, пояснил соавтор исследования, завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова Дмитрий Завьялов.

«Корректировка тарифов назрела, и она, скорее всего, необходима,— заявил гендиректор "Администратора московского парковочного пространства" Александр Гривняк.— Другое дело, что та цифра, которую предлагают коллеги, кажется нам несколько завышенной. Вопрос об изменениях не решен». Сколько времени потребуется на их принятие, а также возможные тарифы и адреса господин Гривняк не назвал. Но он отметил, что «особое внимание» сегодня уделяется Малому Черкасскому переулку, улицам Неглинка, Большая Дмитровка, Петровские Линии. Там, как правило, заняты все имеющиеся в наличии места, автомобили паркуются во втором ряду и на тротуарах.

Мэрия Москвы не первый раз пытается ввести ограничения для водителей, используя экспертное мнение. В 2014 году департамент транспорта Москвы, ссылаясь на мнение международных экспертов, вынес на обсуждение планы платного въезда в центр, но после негативной реакции общественности решение отложили (такой сценарий даже не обсуждается, заявил вчера господин Арифуллин). А в конце 2016 года столичные власти подняли цены на парковку на 133 улицах в центре до 200 руб. в час, ссылаясь на исследование Московского автодорожного института.

Впрочем, Дмитрий Завьялов заявил, что университет провел исследование по собственной инициативе, а результатами «не мог не поделиться». Любопытно, что научная работа по парковкам, опубликованная на сайте университета, отличается от тех исследований, которые вуз проводит на экономические темы (допустим, тренды развития экономик субъектов РФ). В ней, например, не указаны авторы. В пресс-службе РЭУ “Ъ” пояснили, что над исследованием работал «коллектив авторов».

Тарифы на парковку будут увеличены с вероятностью 99%, уверен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Это уже отработанная и известная технология, а идея исходит от департамента транспорта Москвы,— считает он.— Все подобные "просьбы" по ухудшению положения водителей, как правило, оперативно выполняются». В действительности, говорит господин Шкуматов, парковочный тариф в центре Москвы сдерживает водителей лишь в первые месяцы после повышения, затем трафик возвращается и места снова заполняются. «В центре сохраняется слишком много точек притяжения автомобилей — рестораны, кафе, различные ведомства. Здесь часто назначают бизнес-встречи. Парковочных мест при этом всего несколько тысяч,— пояснил эксперт.— Людям, которые ездят на машине в центр, все равно, сколько платить — 200 руб. или 500 руб. в час. Некоторым даже проще заплатить штраф 2,5 тыс. руб. за неоплату парковки, если машина стоит много часов. Увеличение тарифа приведет лишь к росту поступлений в городской бюджет, но на трафике это едва ли отразится».

Иван Буранов

Вся лента