Алексей Навальный проверяет тюремный иммунитет

Почему основатель ФБК может получить реальный срок

Очередной административный арест оппозиционера, основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального (до 14 октября) может дать основания Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) вновь ходатайствовать о замене нынешнего условного срока оппозиционера на реальный. Ранее суд такие прошения не поддерживал. Алексей Навальный был арестован третий раз за 132 дня и теперь может быть привлечен к ответственности за «неоднократное нарушение порядка проведения митинга» (ст. 212.1 Уголовного кодекса; УК). Судя по статистике Верховного суда, эта статья последние годы не применяется.

Алексей Навальный (слева)

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Согласно статистике Верховного суда, предоставленной “Ъ”, за 2017-й и первую половину 2018 года осужденных по ст. 212.1 Уголовного кодекса «Неоднократное нарушение порядка проведения митинга» в РФ не было. Ее ввели в 2014 году. Уголовное дело по этой статье может быть возбуждено, если гражданин хотя бы трижды получал административный арест за нарушение порядка или организацию митинга в течение 180 дней. Арест Алексея Навального 24 сентября стал третьим за 132 дня. Оппозиционера уже приговаривали к административному наказанию 15 мая (за акцию «Он нам не царь», проводившуюся в тот же день) и 27 августа (за акцию «Забастовка избирателей», проводившуюся 28 января). В этот раз господина Навального осудили за призывы к участию в несанкционированной акции 9 сентября против пенсионной реформы, во время которой неизвестные в Москве повредили полицейскую машину. В зале суда Алексей Навальный записал видеообращение, где обвинил президента Владимира Путина в том, что «он так ненавидит всех людей, которые выступают против повышения пенсионного возраста, что сейчас пытается сфабриковать против него уголовное дело».

Несмотря на систематическую организацию несогласованных митингов, оппозиционер ранее не мог попасть под эту статью УК: в 2017 году временной промежуток между административными арестами составлял 188 дней (первый был 26 марта, третий — 29 сентября).

Пресс-секретарь Алексея Навального Кира Ярмыш заверила “Ъ”, что оппозиционер «заявлял митинги (за что каждый раз подвергался задержанию.— “Ъ”), когда считал правильным, а не потому, что это укладывалось в какой-то график».

Новый арест также может дать основание ФСИН направить ходатайство об отмене условного осуждения согласно ст. 74 УК. Напомним, что в июне 2018 года по просьбе ФСИН суд на год продлил Алексею Навальному испытательный срок по делу «Кировлеса» (приговорен на пять лет условно) — до июля 2019 года. Тогда же он заявил, что не намерен подчиняться требованиям суда и отмечаться, как требовал суд, в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) по месту жительства. Ранее ФСИН неоднократно направляла прошения в суд, с тем чтобы условный срок Алексею Навальному заменили на реальное лишение свободы. Основанием для обращений называли систематическое получение административных арестов, а также неявку оппозиционера в УИИ. Суд ходатайства ФСИН не принимал. По словам Киры Ярмыш, Алексей Навальный был готов к тому, что «условный срок действительно может быть заменен в любой момент». «Вероятно, что ФСИН и в этот раз подаст прошение, для них это почти ритуальное действие, и реальное решение будет принимать не суд, а Кремль»,— сказала госпожа Ярмыш. Хотя господин Навальный «исправно отмечался в учреждении» (пока не находился в спецприемнике), говорит адвокат оппозиционера Ольга Михайлова, у него есть реальная вероятность «сесть» благодаря подобным прошениям ФСИН.

Во ФСИН на вопрос “Ъ” о причинах каждого из своих обращений в суд и выборе вида ходатайства в отношении Алексея Навального не ответили, сославшись на закон «О персональных данных»

«Проблема в том, что неравнозначная мера, которую выбирает для ходатайства ФСИН (продление испытательного срока или замена его на колонию), зависит от усмотрения конкретного чиновника в ведомстве, и никакого объективного критерия выбора нет»,— сказал “Ъ” адвокат юридической фирмы ЮСТ Александр Петров.

Адвокат Дмитрий Аграновский назвал правовую практику в отношении Алексея Навального «эксклюзивной»: «На практике суд сразу удовлетворяет такие ходатайства ФСИН, и обычный человек давно бы находился в тюрьме». «То, что на Навального не действуют нормы права, стало понятно в 2012 году (после дела 6 мая о беспорядках на Болотной площади.— “Ъ”), когда Удальцов сел, а он нет,— говорит доктор политических наук Сергей Черняховский.— Власть демонстрирует, что она не занимается наказанием политических оппонентов, и поэтому закон трактуется двояко». «Навальный — это инструмент борьбы нескольких групп внутри условного политбюро,— сказал “Ъ” политолог Евгений Минченко.— Сейчас, однако, идет тренд на ужесточение режима, и поэтому безопасность Навального от тюрьмы в любой момент может исчезнуть».

Лада Шамардина

История одного Навального

От гражданского активиста до лидера оппозиции и осужденного

Читать далее

Вся лента