Коротко

Новости

Подробно

Средства массовой информации

Журнал "Коммерсантъ Власть" от , стр. 62
ФОТО: ДМИТРИЙ АЗАРОВ
Медиаотрасль в России в последние четыре года росла устойчиво и быстро — прежде всего за счет роста рекламного рынка. За это время объем рекламных поступлений вырос почти в три раза — с $1,1 млрд в 2000 году до $3,1 млрд (по прогнозам) в 2004-м. Впрочем, рост происходил в основном не из-за увеличения телеаудитории или роста тиражей, а из-за так называемой медиаинфляции — роста цен на размещение рекламы, спровоцированного восстановлением рынка после кризиса. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за четыре года совокупные тиражи печатных СМИ практически не выросли и едва превысили докризисный уровень, хотя число зарегистрированных изданий увеличилось в полтора раза — до 41 тыс.
Телевизионные компании эти годы прожили в жесткой конкуренции за зрителя. В настоящий момент на телевизионном рынке основные игроки распределились парами, плотно конкурируя между собой. Основная пара конкурентов — "Первый канал" и "Россия" (у этих каналов примерно по 20-25% доли аудитории), следующая пара — НТВ и СТС (10-12% аудитории соответственно), затем идут ТНТ и Ren-TV (5-7% соответственно). ТВЦ и "Культура" имеют 3-5%, остальные телекомпании ("Муз-ТВ", ДТВ, 7ТВ, MTV) имеют около 1%, а иногда и менее 1% зрительской аудитории.
       Печатные СМИ и радио также в условиях конкуренции переживали процессы концентрации бизнеса. Сейчас на десять ведущих издательских домов приходится почти 60% рекламных доходов. В радио ситуация еще более показательна — один лидер московского рынка "Русская медиагруппа" сейчас контролирует около трети всех рекламных бюджетов.
       
История: 2000-2004
       Последние четыре года были отмечены ростом рынка печатной продукции, поиском новой аудитории радиостанций и появлением новых телеканалов. Однако главный итог первого президентского срока Владимира Путина — завершение длившейся с 1995 года эпохи олигархического телевидения.
       
История телевизионная
       За время первого президентского срока Владимира Путина два крупнейших российских олигарха Борис Березовский и Владимир Гусинский, владевшие двумя ведущими телеканалами — ОРТ и НТВ, перестали быть их владельцами.
       В случае с ОРТ, где 51% акций принадлежал государству, а 49% находились под контролем структур Бориса Березовского, все началось в августе 2000 года с катастрофы подводной лодки "Курск". Телеканал критически оценил действия властей и лично президента Путина. Кремль этого Березовскому не простил, и уже через месяц от эфира был отстранен телеведущий Сергей Доренко — его программа была закрыта гендиректором канала Константином Эрнстом без объяснения причин. Вслед за Доренко были отстранены от работы руководители дирекции информационных программ ОРТ Татьяна Кошкарева и Рустам Нарзикулов. Все "отставники" были главными проводниками политики Бориса Березовского на ОРТ.
       Никакой официальной информации о том, что Борис Березовский перестал быть владельцем 49% акций ОРТ, так и не было. Но в начале января 2001 года в прессе появились сообщения, что олигарх был вынужден продать свой пакет акций ОРТ структурам, близким к Роману Абрамовичу. Фактически акции телекомпании вернулись под контроль государства.
       После этого Константин Эрнст стал полновластным руководителем канала. Спустя год телекомпания ОРТ стала именоваться "Первым каналом". В настоящее время совет директоров телекомпании целиком состоит из представителей государства, а на вопрос, кому сейчас принадлежат 49% акций "Первого канала", Константин Эрнст уклончиво отвечает: "Частным акционерам" (официально акции числятся за двумя компаниями, зарегистрированными в офшорах).
       У медиаимперии Владимира Гусинского проблемы начались еще в конце 1999 года — налоговые структуры и Внешэкономбанк предъявили медиакомпаниям Гусинского финансовые претензии. В июне 2000 года был арестован сам Владимир Гусинский, но, просидев три дня в Бутырской тюрьме, он был выпущен и покинул Россию. Освещение НТВ катастрофы подводной лодки "Курск", как и в случае с ОРТ, вызвало резкое раздражение президента Владимира Путина. На фоне недовольства власти информационной политикой НТВ шла борьба за переход контрольных пакетов телекомпании и других медиаактивов "Медиа-Моста" под контроль "Газпрома" (а фактически государства).
       В апреле 2001 года после полуторагодовой судебной тяжбы гендиректору "Газпром-медиа" (на тот момент миноритарного акционера НТВ и "Медиа-Моста") Альфреду Коху удалось передать в руки "Газпрома" контроль над всей медиаимперией Владимира Гусинского. А на НТВ в апреле 2001 года произошел раскол. Большая часть журналистского коллектива во главе с Евгением Киселевым приняла предложение Бориса Березовского и перешла на канал ТВ-6. Другая часть осталась на НТВ под началом нового гендиректора телеканала и одновременно главы "Газмром-медиа" Бориса Йордана.
       В конце октября 2002 года резкое недовольство Кремля вызвало освещение на НТВ ситуации с захватом заложников в театральном центре на Дубровке. Это стало одной из основных причин, по которой уже в начале января 2003 года, несмотря на достигнутые успехи в развитии НТВ и "Газпром-медиа", Борис Йордан был отправлен акционерами в отставку без объяснения причин. Гендиректором НТВ в феврале 2003 года глава "Газпрома" Алексей Миллер назначил никому не известного врача-пульмонолога Николая Сенкевича, а кресло гендиректора "Газпром-медиа" занял Александр Дыбаль. 5 июля 2004 года гендиректором НТВ был назначен бывший зампред ВГТРК Владимир Кулистиков, а Николай Сенкевич переместился в кресло гендиректора "Газпром-медиа". Акционер НТВ "Газпром" не сделал ни одного заявления о причинах смены руководства НТВ и "Газпром-медиа". О планах по созданию медиахолдинга с участием "Еврофинанса" и "Газпром-медиа" в настоящий момент ничего не известно.
       Раскол НТВ в 2001 году во многом стал причиной исчезновения двух телеканалов, на которых впоследствии работала часть журналистского коллектива НТВ времен Владимира Гусинского. Ушедшие с канала тележурналисты во главе с Евгением Киселевым продолжили свою работу на ТВ-6, другом канале Бориса Березовского. До 2001 года канал ТВ-6 был в основном развлекательным, и бывшие энтэвэшники кардинально изменили лицо канала, эфирную политику и заметно улучшили его рейтинговые и экономические показатели.
       Однако в сентябре 2001 года один из миноритарных акционеров ТВ-6 негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-Гарант" (он владел 15% акций ТВ-6, еще 10% принадлежали Московскому комитету по науке и технологиям, а 75% контролировали структуры Березовского) подал в арбитражный суд иск о ликвидации телекомпании. 27 сентября суд удовлетворил иск. После многочисленных судебных процессов в январе 2002 года решением главы Минпечати Михаила Лесина вещание ТВ-6 было прекращено.
       После отключения ТВ-6 Владимир Путин лично пообещал, что журналистский коллектив ТВ-6 будет участвовать в конкурсе на частоту канала (хотя лицензия на право вещания по-прежнему принадлежала МНВК). В марте 2002 года конкурс состоялся. Журналистский коллектив во главе с Евгением Киселевым в альянсе с крупнейшими российскими предпринимателями Анатолием Чубайсом, Романом Абрамовичем, Олегом Дерипаской, Александром Мамутом, Олегом Киселевым и другими, а также при участии некоммерческого партнерства "Медиа-Социум" (его, в частности, представляли Евгений Примаков и Аркадий Вольский) создали канал ТВС.
       Вещание ТВС на частоте ТВ-6 началось 1 июня 2002 года. Однако спустя год из-за многочисленных споров между владельцами и хронического недофинансирования ТВС прекратил существование. 22 июня 2002 года Михаил Лесин распорядился отключить вещание ТВС, а компания обанкротилась. Впрочем, ситуация с "шестой кнопкой" по-прежнему остается достаточно запутанной. Летом 2003 года Борис Березовский продал 75% акций МНВК. Кто сейчас является реальным владельцем этих акций, достоверно неизвестно. Акции оформлены на пять юридических компаний, за которыми, по данным СМИ, стоят структуры, так или иначе связанные с окологосударственными компаниями и физическими лицами. А тем временем на частоте шестого телеканала вещает общефедеральный канал "Спорт".
       Самым крупным игроком на телерынке в настоящий момент является Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК). В ее состав входят телеканалы "Россия", "Культура", канал "Спорт" (впрочем, формально канал имеет сложную структуру собственности: его акционерами являются ВГТРК, правительство Москвы, некоммерческое партнерство "Росмедиаком" в лице государственных банков и той же ВГТРК), радиостанции "Маяк", "Радио России", а также более 80 региональных телерадиокомпаний. Кроме основных федеральных каналов — "Первого", "России" и НТВ, на рынке присутствуют и так называемые сетевые коммерческие каналы. Наиболее заметные игроки — СТС, Ren-TV, ТНТ (входит в состав "Газпром-медиа"), ДТВ (бывший "Дарьял-ТВ").
       В апреле 2002 года на СТС произошла смена менеджмента, и канал возглавил основатель одного из крупнейших украинских телеканалов "1+1", известный кино- и телепродюсер Александр Роднянский. Роман Петренко, до этого возглавлявший СТС, через некоторое время получил предложение возглавить канал ТНТ. СТС и ДТВ являются единственными телеканалами, в которых контрольный пакет акций принадлежит иностранным акционерам. В случае с СТС — это StoryFirst Communications (SFC), которому принадлежат 75% минус одна акция. Остальные акции телеканала принадлежат "Альфа-групп". Несмотря на миноритарный пакет, именно "Альфа" определяет политику канала. В частности, кандидатура Роднянского на пост гендиректора СТС была выдвинута именно компанией "Альфа-групп".
       Гораздо более скромные рейтинговые и экономические показатели имеет канал ДТВ, контрольным пакетом которого владеет шведская медиакомпания Modern Times Group (MTG). Еще 25% акций, по разным данным, принадлежат основателям канала "Дарьял-ТВ" писателю Аркадию Вайнеру и его дочери Наталье Дарьяловой. В настоящее время телеканал возглавляет представитель MTG Март Луйк. В 2003 году частота ДТВ была выставлена на конкурс: канал имел несколько предупреждений от Минпечати. В итоге концепция развлекательно канала, представленная MTG, одержала победу, и ДТВ получил новую лицензию сроком на пять лет.
       Среди сетевых каналов особняком стоит Ren-TV. В отличие от других сетевых каналов с исключительно развлекательной концепцией вещания Ren-TV имеет достаточно большой объем информационного и общественно-политического вещания. Телекомпания существует на рынке около 10 лет, ее основателями являются Ирена Лесневская (президент) и ее сын Дмитрий Лесневский (гендиректор). Они владеют 30% акций телекомпании. С 1997 года 70% акций принадлежали компании ЛУКОЙЛ. В октябре 2000 года этот пакет выкупило РАО "ЕЭС России". Впоследствии, по данным СМИ, пакет акций Ren-TV был оформлен на дочерние компании РАО и ряд физических лиц, включая главу РАО Анатолия Чубайса.
       В течение последнего года в прессе неоднократно появлялась информация о том, что Ирена и Дмитрий Лесневские ведут переговоры о выкупе у РАО ЕЭС 70% акций. Среди возможных покупателей этого пакета Ren-TV фигурируют банк "Еврофинанс" и некий иностранный инвестор. Правда, о том, ведутся ли в действительности такие переговоры, руководство компании не сообщает.
       
История печатная
       Кризис 1998 года, как ни странно, во многом был полезен для издательской индустрии. После него прекратила существование, особенно в регионах, значительная часть дотируемых изданий, запущенных на скорую руку для решения текущих политических задач, удовлетворения амбиций или просто из-за того, что некуда девать лишние деньги. Выжили (разумеется, за некоторыми исключениями) ориентированные на рыночную работу издательские дома и самостоятельные издания. Сейчас рынок печатной периодики дорос до вполне приличного объема — приблизительно $2,5 млрд. В 2003 году российские печатные СМИ заработали примерно $1,5 млрд от продаж тиража в розницу и по подписке и чуть более $1 млрд на рекламе.
       На молодом, но уже сформировавшемся рынке начались процессы концентрации бизнеса и появился иностранный издательский капитал. Правда, относится это в первую очередь к журнальному сегменту рынка. Зарубежные издатели и инвесторы по-прежнему считают российские газеты слишком политизированным, а потому рискованным активом и не стремятся вкладывать в них средства.
       Опасения не лишены оснований. Типичный и самый яркий пример концентрации издательского бизнеса за последние четыре года — сделка между принадлежащим "Интерросу" ИД "Проф-медиа" и Independent Media, которая состоялась в феврале 2003 года. Тогда "Проф-медиа" купил 35% акций Independent Media (по разным данным, за $35-40 млн). И сами участники сделки, и эксперты расценивали эту покупку как один из этапов слияния двух лидеров издательского рынка, однако до сих пор дальнейших шагов к объединению не последовало. По неофициальной информации, слиянию помешало именно политическое решение о нежелательности появления представителей формально голландского Independent Media в руководстве общенациональных газет "Известия" и "Комсомольская правда", которые издает "Проф-медиа".
       Впрочем, были и удачные примеры укрупнения издательского бизнеса. В июне 2004 года было завершено объединение издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev и группы компаний "Интермедиагруп" — в собственности Hachette оказались 85% акций "Интермедиагруп". Объединенная компания стала одним из крупнейших участников рынка, заняв вторую строчку по объему рекламных доходов (в прошлом году почти $80 млн) и третью по объему аудитории.
       Летом 2003 года расширил свои издательские активы и Промсвязьбанк. Владевший до этого контрольным пакетом ИД "Аргументы и факты" банк купил крупный пакет акций издательства "Труд". Занялся издательским бизнесом и крупнейший российский рекламщик — группа компаний "Видео Интернешнл" (ВИ). В августе прошлого года ВИ приобрела у "Базового элемента" контрольный пакет акций крупнейшего оператора российской подписки и крупного розничного распространителя периодики компании "Роспечать", а в сентябре объявила о покупке (через инвестфонд Russian Media Ventures) ИД "ОВА-пресс", в который вошел и купленный чуть ранее журнал "Огонек". Концентрируя бизнес, крупные издательские дома идут в смежные отрасли. В 2003 году Burda и Independent Media учредили СП, занявшееся розничным распространением периодики, а ИД "Проф-медиа" и ИД "Экстра М" принимают участие в строительстве типографий.
       Естественно, растущий российский рынок периодики не мог не заинтересовать иностранных издателей, особенно европейских, которым на своих родных рынках последние годы приходится несладко: тиражи падают, доходы от рекламы сокращаются. Первая волна зарубежных компаний (среди которых Burda, Gruner+Jahr, Hachette Filipacchi) пришла в Россию еще до 1998 года. Однако кризис надолго отпугнул тех, кто собирался последовать за первопроходцами. В сентябре 1998 года вышел первый номер российского Vogue крупного американского издательского дома Condenast. А следующий крупный международный издатель пришел в Россию только в 2002 году. Это был один из крупнейших немецких издательских домов Henrich Bauer Verlagsgruppe, создавший совместное предприятие с российским ИД "Логос". За ним последовали швейцарская Edipresse (компания купила 52% акций российского ИД "КОН-Лига пресс") и немецкий Axel Springer.
       Отдельным направлением концентрации издательского бизнеса стал запуск российскими компаниями популярных зарубежных журналов по лицензии. Одним из наиболее известных мировых журнальных брэндов, пришедших в Россию за эти годы, стал National Geographic (издается группой АСТ). Весной 2004 года пополнился список изданий ИД "ОВА-пресс" — он начал выпуск журнала о знаменитостях Hello. Петербургские издательские дома SPN Publishing и "Собака" заключили договор на выпуск журналов Rolling Stone и Time Out.
       О том, что рынок сформировался, говорят и первые примеры портфельных инвестиций в отрасль. Весной 2004 года международный инвестиционный фонд Mint Capital за $2 млн приобрел 20% акций российского издательского дома Gameland. В истории отечественного рынка печатных СМИ это был первый пример инвестиций в издательский бизнес со стороны непрофильной компании.
       Газетный сегмент рынка все эти годы оставался достаточно пассивным. Аудитория газет, прежде всего ежедневных, медленно, но неуклонно сокращается. Рекламные доходы в газетах растут медленнее, чем в журналах. Исключение составляют только специализированные рекламные и рекламно-информационные газеты. Но и с учетом их рекламных сборов уже в следующем году журналы заработают на рекламе больше или по крайней мере не меньше, чем газеты. Поэтому зарубежные издатели не спешат приходить в Россию с международными газетными проектами или участвовать в выпуске существующих (исключения — газеты "Ведомости" и "Деловой Петербург"). Сами издатели рассчитывают, что ситуацию поможет исправить модернизация полиграфического производства, которая позволит большинству газет перейти на качественную цветную печать, которая привлечет крупных рекламодателей.
       Очевидно, что в ближайшие годы укрупнение издательского бизнеса продолжится. Создание многопрофильных медиахолдингов, включающих помимо издательского терерадиовещательный и кинотеатральный бизнес,— путь развития большинства транснациональных медийных компаний. Такие примеры уже есть и в России: "Газпром-медиа", "Проф-медиа". Помимо этих так или иначе ассоциируемых с государством компаний с развитием рекламного рынка и ужесточением конкуренции все больший вес будут приобретать частные издательские холдинги, которые смогут укрепить свои позиции за счет поглощения менее сильных игроков. Интервенция же западных издательских брэндов замедлится: большинство издающихся по всему миру журналов в Россию уже и так пришли.
       
История радиовещательная
       Радио в России оказалось самым далеким от политики СМИ. С начала 90-х годов в FM-диапазоне доминировали развлекательные радиостанции, которые и определяли ситуацию на рынке, контролируя основные рекламные потоки. Осенью 2003 года произошло важное событие — рейтинг лидера FM-диапазона развлекательного "Русского радио" превысил рейтинг проводного "Радио России", входящего в холдинг ВГТРК. Это убедительно говорит о том, что российский радиорынок развивается по мировым канонам. Самыми успешными на нем оказываются музыкальные станции, рассчитанные на широкую аудиторию.
       Впрочем, есть и отличия. На развитых радиорынках помимо станций музыкальных форматов всегда присутствует несколько разговорных и новостных проектов. В России, как показывает история, эти форматы не приживаются. Все четыре года президентского срока Владимира Путина успешно работало "Эхо Москвы", которое приносит небольшую, но стабильную прибыль. Другие радиостанции, пытавшиеся работать в новостном или дискуссионном формате, потерпели неудачу. Государственный "Маяк-24", хотя и продолжает работать, имеет невысокий рейтинг; радио "Он-лайн", входящее в холдинг "Проф-медиа", прекратило существование и весной этого года превратилось в радиостанцию "Диско". Для не слишком окрепших российских радиохолдингов дорогая новостная радиостанция пока чересчур обременительна.
       Зато диверсификация рынка, поиск узких нишевых форматов в радио вполне укладываются в рамки мировых тенденций. За последние четыре года в радиоэфире появились и чувствуют себя вполне уверенно "Love радио", ориентированное на женскую аудиторию, радио "Джаз" и радио "Шансон". Борьба за отдельные ниши не обошлась без потерь. Особенно жесткой она была в рок-формате, где победителями на сегодня оказались Maximum, "Наше радио" и "Ультра". Нишевые радиостанции, как правило, недороги в обслуживании и имеют хотя и небольшую, но лояльную аудиторию и работают с нормой прибыли, недостижимой для других СМИ (до 100%).
       Концентрация бизнеса, характерная для других СМИ, наблюдается и в радиовещании. Если к началу 2000 года холдингами с натяжкой можно было назвать лишь тандемы "Европа плюс" и радио "Ретро", а также "Русское радио" и радио "Монте-Карло", то сегодня холдинговых компаний на рынке уже шесть: "Русская медиагруппа" ("Русское радио", "Монте-Карло", "Хит-FM", Maximum), вещательная корпорация "Проф-медиа" ("Авторадио", "Энергия-FM", "Диско"), группа радиостанций "Газпром-медиа" ("Первое популярное радио", "Тройка", "Спорт-FM", "До-Радио"), "Европа плюс" (включая радио "Ретро"), группа станций News Corp ("Наше радио", "Ультра") и радиостанции холдинга Arnold Prize ("Наше время на милицейской волне", "Джаз", "Классик").
       Одиночек на рынке уже немного, а в ближайшем будущем, вероятно, останется еще меньше. Немногие оставшиеся незанятыми частоты разыгрывают между собой основные игроки рынка. Например, на последнем конкурсе победили две заявки компании АРС ("Love радио"), одна заявка "Проф-медиа" и одна — ВГТРК.
       В эти годы стало очевидным и желание радиовещателей расширить аудиторию — в первую очередь за счет привлечения более возрастных слушателей. В эфире появились "Наше время на милицейской волне", "Русское радио-2", "Ретро-FM", предназначенные для слушателей старше 35 лет. Такие попытки легко объяснимы: как показывает мировая практика, эта аудитория весьма привлекательна для рекламодателей (а реклама приносит радио 90% доходов), а ориентированные на нее станции работают весьма успешно.
       Рекламы же радиовещателям явно не хватает. Их доля на рекламном рынке — менее 5% (в 2003 году — $115-120 млн), темпы прироста рекламных доходов ниже, чем среднерыночные. В 2002-2003 годах московские радиостанции, обычно жестко конкурирующие в борьбе за рекламодателя, смогли даже договориться о проведении общей акции под девизом "Реклама на радио — очень эффективно, очень выгодно". Однако заметных успехов акция не имела. Впрочем, не исключено, что в ближайшее время ситуация может измениться. С формированием крупных холдингов ("Русская медиагруппа", например, контролирует сейчас около трети рынка) радиостанции обретут возможность диктовать многим рекламодателям свои условия.
АРИНА БОРОДИНА, КОНСТАНТИН ВОРОНЦОВ

       
Сошли со сцены
       Борис Березовский
       Говорить о том, что Борис Березовский в первый президентский срок Владимира Путина ушел с российской медиасцены, не совсем корректно: олигарх по-прежнему владеет ИД "Коммерсантъ". Впрочем, "Коммерсантъ" остался последним из крупных российских медиаактивов Березовского. Власти России достаточно последовательно отбирали с конца 1999 года все, что принадлежало в стране лондонскому эмигранту. Это и пакет акций Общественного российского телевидения, и "Независимая газета", и телеканал ТВ-6. Никакой видимой пользы российскому государству и его союзникам конфискация не принесла. Впрочем, расчет, очевидно, и не был денежным. Единственной мотивацией конфискации имущества Березовского в России, в отличие от Владимира Гусинского, были его политические воззрения, а не деятельность в качестве предпринимателя в медиасфере.
       
Александр Вайнштейн
       Александр Вайнштейн буквально в течение полугода распрощался со всем медийным бизнесом без указания причин. Продав "Русской медиагруппе" имевшиеся у него 50% акций радио Maximum, а фонду "Открытая Россия" права на брэнд "Московские новости", Александр Вайнштейн остался владельцем здания "МН" на Пушкинской площади, из которого, по неофициальной информации, собирается сделать гостиницу.
       
Вадим Горяинов
       Вадим Горяинов, с 1997 года генеральный директор "Проф-медиа", одного из крупнейших медиахолдингов на рынке, уволился с этой должности в начале 2004 года. За это время он успел построить для "Проф-медиа" типографию, создать радиохолдинг, купить несколько региональных телестанций. Ушел, очевидно, из-за недовольства акционеров холдинга ("Проф-медиа" принадлежит "Интерросу") незавершенностью сделки по слиянию с издательским домом Independent Media. Уходя, собирался заняться продюсированием кино, что, учитывая последние данные о сборах "Ночного дозора", представляется весьма дальновидным решением.
       
Владимир Гусинский
       Крупнейший совладелец группы "Мост" Владимир Гусинский — наиболее крупный и яркий представитель медиабизнеса середины 1990-х годов, потерявший все более или менее значимые медиаактивы в России в первый президентский срок Владимира Путина. Было бы нечестно говорить, что холдинг "Медиа-Мост" Владимира Гусинского ушел в небытие только из-за политического конфликта с президентом России. Хотя, несомненно, главную роль сыграл именно этот конфликт. Это едва ли не напрямую зафиксировано в "шестом протоколе", подписанном Владимиром Гусинским в тюрьме. В нем Гусинский получал свободу в обмен на продажу структурам "Газпрома" большей часть своих российских медиаактивов, в том числе телеканалов НТВ и ТНТ. Однако вместе с Гусинским, находящимся в политической эмиграции, из российской действительности исчез и целый бизнес — медиафинансовые холдинги, строящие свое финансовое благополучие на агрессивной медийно-политической деятельности, после истории с Гусинским в России больше никто строить не решается.
       
Борис Йордан
       Борис Йордан возглавил НТВ в апреле 2001 года в очень непростое для компании время — канал был обременен большими долгами, программного продукта практически не было, а большая часть журналистов, которых принято было считать лицами НТВ, покинули телекомпанию. Да и самого Йордана первое время сопровождал шлейф "душителя свободы слова". Но почти за два года его команда смогла добиться весьма высоких результатов: реструктуризации долгов НТВ и всего "Газпром-медиа", увеличения доли аудитории канала и создания новых телепроектов, к числу которых прежде всего относится "Намедни" (два месяца назад программа была закрыта Николаем Сенкевичем). А в сентябре 2002 года глава "Газпрома" Алексей Миллер публично объявил о продлении контракта с Борисом Йорданом еще на три года, продекларировав тем самым одобрение курса менеджмента НТВ и "Газпром-медиа". Тогда было объявлено и о создании нового медиахолдинга с "Еврофинансом", куда должны были войти все медиаактивы "Газпрома". Однако спустя несколько месяцев ситуация на НТВ резко изменилась. В конце октября 2002 года недовольство Кремля вызвало освещение НТВ ситуации с захватом заложников в театральном центре на Дубровке. Тогда "Газпром" резко изменил свою позицию — политическая лояльность взяла верх над экономической эффективностью. Йордана отправили в отставку.
       
Вячеслав Лейбман
       Совладелец энергетической компании "Феникс Холдинг" в 2002 году купил "Общую газету" за $1,5 млн, немедленно ее закрыл и начал выпускать вместо нее газету "Консерватор" — по его словам, "спокойное, сдержанное, консервативное и умное СМИ". Впрочем в медиамагната Лейбману превратиться не удалось — меньше чем через год финансирование газеты прекратилось, "Консерватор" закрылся. Так или иначе, в итоге Лейбман больше прославился не как издатель еженедельника, а как бойфренд Ксении Собчак.
       
Взошли на сцену
       Рафаэль Акопов
       Председатель совета директоров, а затем генеральный директор компании "Проф-медиа" Рафаэль Акопов пришел в издательский бизнес с НТВ. Акционеры "Проф-медиа", видимо, предложили ему сменить стратегическое руководство холдингом на оперативное для форсирования переговоров о слиянии с Independent Media. Однако слияния пока нет и, видимо, не предвидится — по политическим соображениям Акопову "не рекомендовали" сливать "Комсомольскую правду" и "Известия" с голландским издательским домом. Следующей после слияния задачей Акопова должен был стать вывод "Проф-медиа" на биржу. Однако первичное размещение акций по тем же соображениям, что и сделка с Independent Media, пока откладывается.
       
Сергей Архипов
       Президент "Русской медиагруппы" пришел в бизнес, судя по всему, всерьез и надолго. За прошедшие четыре года из двух небольших радиостанций был создан крупнейший в России радиохолдинг, контролирующий треть московского радиорынка. Доходы РМГ, которая помимо радиостанций включает журнал, рекламное агентство, службу новостей и студию звукозаписи, оцениваются в $20-30 млн в год. Группа при этом сохраняет активность на рынке и постоянно находится в поиске новых активов для покупки.
       
Арнольд Уваров
       Арнольд Уваров совершенно самостоятельно создал медиахолдинг сегмента "премиум" Arnold Prize с модными журналами Apriori и Arnold Style Magazine (а также "Она", "Парад" и XXL), очень удачными нишевыми радиостанциями "Джаз" и "Классик" и не менее модным, чем журналы, телеканалом Style. Немного не вписывается в картину радиостанция холдинга "Наше время на милицейской волне", но это не собственное радио Arnold Prize — холдинг управляет этой станцией на частоте, принадлежащей МВД.
       
Комментарии
Профиль пользователя