Преодолевая барьеры: в год юбилея «Экран ФЭП» строит планы дальнейшего развития

В этом году новосибирское ЗАО «Экран ФЭП» отметило свое 25-летие. За четверть века предприятие, созданное группой инженеров, — работавших над электронно-оптическими преобразователями (ЭОП), превратилось в одного из лидеров мирового рынка этой продукции. Пройденный «Экран ФЭП» этап отразил всю сложность становления высокотехнологичного бизнеса в России. Он включил поиск своей ниши, трудности конкурентной борьбы, налаживание эффективного сотрудничества с государственными институтами. Но история предприятия доказывает, что таким путем можно дойти до успеха. Об этом рассказал генеральный директор ЗАО «Экран ФЭП» Александр Демин.

Фото: предоставлено пресс-службой Экран ФЭП

— ЗАО «Экран ФЭП» было создано в 1990-е годы — это не самое благоприятное время для развития отечественной промышленности. Тем более высокотехнологичной. Как создатели предприятия решились на столь рискованный шаг?

— «Экран ФЭП» был создан на базе известного новосибирского завода «Экран». Точнее, его конструкторского бюро, которое в советские времена разрабатывало в том числе и продукцию из сферы ночного видения. В целом электронно-оптический преобразователь предназначен для усиления яркости принятого изображения. Он применяется в ядерных исследованиях, астрономии, медицине. Основная же область использования наших ЭОП — это как раз применение в приборах ночного видения, которые используются охотниками, силами правопорядка и т.д.

Во главе этого направления, целой группы специалистов и ученых «Экрана» стоял Владимир Александрович Аксенов. Он является основателем, идейным вдохновителем нашего предприятия, а также основоположником фундаментальной технологии производства ЭОП. В 1996 году, когда появилась возможность коммерциализации научных разработок, и было создано ЗАО «Экран ФЭП». Первоначально это была команда примерно из 20 человек, которая арендовала парк оборудования «Экрана» и на собственные средства создавала коммерческое производство. Стало получаться. На рубеже 1990-х и 2000-х годов руководство предприятия приняло решение передислоцировать производственную площадку ближе к Академгородку — развитие «Экран ФЭП» требует тесных контактов с профильными институтами СО РАН.

Бурное развитие началось именно здесь. Те годы стали временем острого конкурентного соревнования новосибирских предприятий, рожденных на базе завода «Экран». Прежде всего, технологического соперничества. Мы боролись за право стать первыми в разработке ЭОП третьего поколения, которые тогда были только у американцев. Каждый день мог сменить лидера.

В этой борьбе «Экран ФЭП» преуспел. Его ЭОП первого, второго плюс и третьего поколений соответствуют уровню качества и пользовательских параметров лучших мировых образцов. Электронно-оптические преобразователи доступны в исполнении с GaAs фотокатодами (третье поколение), которые в мире производят только Россия и США. Мы смогли наладить собственный выпуск стратегических компонентов преобразователей — микроканальных пластин и волоконно-оптических элементов. Это значительно снижает себестоимость конечной продукции. Тем самым «Экран ФЭП» превратился в единственное предприятие отрасли с замкнутым циклом производства. В 2007 году авторитетный американский деловой журнал Fortune в своей большой статье с удивлением писал о том, как в далекой холодной Сибири предприятие осваивает выпуск самых современных ЭОП.

С 2014 года, ввиду отсутствия гособоронзаказа, «Экран ФЭП» пошел по пути конверсии и развития диверсификации. В результате к 2018 году 100% выпускаемой продукции заняли товары гражданского и двойного назначения, поставляемые за рубеж.

— Владимир Аксенов ушел из жизни в 2008 году. Как это сказалось на работе «Экран ФЭП»?

— Потеря ученого такого уровня, конечно, не могла пройти бесследно. К счастью, Владимир Александрович воспитал целую когорту классных специалистов, которые досконально разбираются в технологии производства. Многие инженеры, прошедшие его школу, работают на нашем предприятии по два десятка лет. Когда на «Экран ФЭП» начались трудные времена, коллектив продемонстрировал свое единство, готовность остаться на какое-то время без работы, чтобы сохранить предприятие, не допустить его ликвидации.

Другое дело, что команда несколько лет работала фактически как конструкторское бюро. Ее целью были не прибыль и не захват рынков, а технологические достижения. «Экран ФЭП» продолжал совершенствовать технологию, привлекая на это средства, которые получал за выполнение небольших заказов. Предприятию не хватало коммуникаций с остальными миром. Поэтому разработки предприятия оставались в тени. О них мало кто знал, хотя продукция была на уровне лучших мировых образцов.

Между тем конкуренты сделали значительный шаг вперед именно в плане развития бизнеса, масштабов производства. Конец этого периода в истории «Экран ФЭП» совпал с организационными трудностями, вызванными взаимоотношениями с госорганами при заключении внешнеторговых контрактов.

— С чем было связано их наступление?

— Если говорить об объективных причинах, то дело в специфике нашего производства. С одной стороны, оно практически полностью ориентировано на экспорт. С другой, мы поставляем за рубеж продукцию двойного назначения. Поэтому деятельность «Экран ФЭП» сопровождается лицензированием, выдачей разрешений на экспорт и, соответственно, тесной коммуникацией с государственными органами. В частности, с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

В августе 2018 года на предприятие поступило письмо от ФСТЭК, в котором указывалось, что продукция «Экран ФЭП» подлежит всеобъемлющему контролю, поскольку есть информация о ее возможном использовании против национальных интересов России. В связи с этим ФСТЭК уведомляла о том, что должна согласовывать все наши контракты.

К сожалению, после этого ФСТЭК стала выдавать «Экран ФЭП» один отказ за другим. В 2019 году мы получили согласование только по двум поданным комплектам документов из более чем 20. Основанием для таких решений назывались «риски использования в незаявленных целях». Указывалось, что наши контракты с зарубежными партнерами могут привести к тому, что продукция «Экран ФЭП» в конечном итоге будет использоваться против России. Хочу отметить, что нам отказывали даже в контрактах на поставку в Белоруссию, с которой Россия образует Союзное государство.

В результате с августа 2018 года предприятие перестало отгружать продукцию. Рынок, который оно занимало, сократился примерно на 90%. Предприятию стало катастрофически не хватать оборотных средств и средств на выплату зарплаты. Большая часть трудового коллектива, а это без малого 200 человек, была переведена на неполный рабочий день. Предприятие начало деградировать и через несколько месяцев было доведено до предбанкротного состояния. Речь шла о том, чтобы продать недвижимость «Экран ФЭП», а ценное оборудование попросту сдать в металлолом. Наверное, это был самый трудный период в нашей истории.

— Какие меры были предприняты для того, чтобы выйти из кризисной ситуации?

— Их можно разделить на две части. Во-первых, весной 2020 года на «Экран ФЭП» пришла новая команда управленцев. Главное внимание она уделила созданию коммерческого блока: ведению переговоров с потенциальными потребителями, продвижению продукции, повышению экономической эффективности производства.

Но все эти решения приходилось принимать в трудных условиях. Достаточно сказать, что первый документ, который я рассмотрел, сев в кресло генерального директора, был списком персонала для предстоящего сокращения. Этот вариант предполагал сохранение на предприятии только костяка из 15–20 высококлассных специалистов для того, чтобы не растерять технологию, наработанную годами. Нужно было либо ставить подпись под этим списком, либо совершать какие-то радикальные действия, чтобы изменить ситуацию. Причем на эти действия отводился месяц, не больше.

Вторая составляющая — это работа с государственными органами. Мы постарались подключить к решению проблемы Федеральную антимонопольную службу (ФАС), правоохранительные органы, областные власти. Неоднократно инициировали обсуждения на различных уровнях и в различном составе. Одновременно «Экран ФЭП» перестроил всю систему экспортного контроля на предприятии. Мы приняли меры, позволяющие четко и прозрачно отслеживать все сделки.

В результате всех этих переговоров и разъяснений ФСТЭК отменила ряд запретов на осуществление наших контрактов. Это позволило в значительной степени нормализовать работу предприятия, вывести его из кризиса.

Впрочем, не все вопросы к ФСТЭК остались отвеченными. Например, как выяснилось от зарубежных контрагентов, наш основной российский конкурент все это время получал разрешение на экспорт аналогичной продукции тем же покупателям! Мы обратились в ФАС, требуя, чтобы антимонопольная служба обеспечила равные конкурентные условия для всех участников рынка. В ходе разбирательств выяснилось, что одна из причин возникновения проблемы — несовершенство законодательства, регулирующего подобный экспорт. Есть перечень компаний, деятельность которых может нанести ущерб РФ, но о них не уведомлены ни участники рынка, ни Федеральная таможенная служба, ни идентификационные центры экспертизы (аккредитованные структуры, разъясняющие потенциальным экспортерам правила продажи за рубеж их продукции). В результате наш конкурент спокойно продавал зарубежным партнерам аналогичную нашей продукцию, даже не обращаясь во ФСТЭК. Понятно, что при таком неравном подходе к производителям иностранные покупатели будут отдавать предпочтение тому экспортеру, который не связан дополнительными ограничениями. Пока эту ситуацию изменить не удалось.

— Каковы планы «Экран ФЭП» на ближайшую перспективу?

— Все они связаны с дальнейшим развитием производства. «Экран ФЭП» совершил в отрасли настоящий технологический рывок, готовившийся с начала 2000-х годов. Речь идет об отказе от ионно-барьерной пленки, которая присутствует в ЭОП третьего поколения, снижая их технические и эксплуатационные параметры. В мире такую «беспленочную» технологию называют четвертым поколением ЭОП. Это дает огромное преимущество для работы на зарубежных рынках. Круг покупателей нашей продукции постепенно расширяется. Сейчас это компании примерно 50 государств.

Мы наладили выпуск приборов ночного видения под собственной торговой маркой. Тем самым «Экран ФЭП» вышел на новый уровень, став предприятием, способным производить весь комплекс продукции, связанной с электронно-оптическими преобразователями. Для нового проекта уже закуплено оборудование, создан производственный участок, получены первые контрольные образцы.

Но этим направлением мы не ограничиваемся. На основе сотрудничества с научным сообществом «Экран ФЭП» планирует внести свой вклад в борьбу с онкологическими заболеваниями. Сегодня предприятие участвует в совместном проекте с Институтом физики полупроводников имени А.В. Ржанова «Развитие перспективных направлений спинтроники и дизайн новых квантовых материалов и наносистем на основе синхротронных исследований их электронной и спиновой структуры». Речь идет, в частности, о создании детекторов, которые могут применяться в ядерных исследованиях, а также в медицине в качестве преобразователей гамма-излучения в позитронно-эмиссионных томографов. Напомню, что борьба с раком сегодня является приоритетом всей мировой системы здравоохранения.

Конечно, сейчас руководство «Экран ФЭП» вынуждено тратить огромные ресурсы на все упомянутые разбирательства в сфере экспорта. Я имею в виду ресурсы материальные, временные, интеллектуальные. Это напрямую негативно сказывается на эффективности собственно производственного процесса.

Но все же наши планы строятся в расчете на то, что государственные структуры в конечном итоге гарантируют равные конкурентные возможности для всех участников рынка. Государство, безусловно, заинтересовано в существовании такого высокотехнологичного бизнеса, как наш. С одной стороны, он обеспечивает позиции России в мировой гонке технологий. С другой, стимулирует развитие науки. Кроме того, любой процветающий бизнес укрепляет фундамент социальной стабильности в стране.

Вся лента