Был месяц май

Исполнилось 20 лет сайту Русфонда rusfond.ru

Сегодня rusfond.ru — один из крупнейших интернет-фандрайзеров России (762 млн руб. в 2020 году) и мощный агрегатор наших публикаций в 146 дружественных СМИ страны. Как это было, с чего все началось и к чему привело, рассказывает создатель rusfond.ru генеральный директор Русфонда Сергей Амбиндер.

Стоял 2000 год, мы только что провели «Курск» — мощнейшую акцию для читателей “Ъ” в помощь семьям погибших подводников, акцию, от которой гудела вся страна. Президент Русфонда Лев Амбиндер рассказывал об этом на конференции организованной российскими представительствами фондов Форда и Сороса. Там к нему подошел Вячеслав Бахмин из Института «Открытое общество» и предложил грант на создание сайта «такого эффективного газетного проекта». Так началась история rusfond.ru: один фонд дал $20 тыс. на год, другой — $21 тыс. И нас поддержала компания «Интеррос». Остальное вложил родной “Ъ”. Мы тогда еще не думали, что потребуется обзавестись юридическим лицом и расчетным счетом, чтобы получить гранты. С основания Русфонда в 1996 году в ходу был принцип «деньги через нас не ходят». Строго говоря, со счета в банке и начался знакомый сегодня миллионам россиян Русфонд.

Пока мы обзаводились расчетным счетом, наступил месяц май 2001 года. Так 20 лет назад rusfond.ru увидел свет.

Исторически сайт начинался как зеркало бумажной полосы в “Ъ”. На самом деле вскоре выяснилось, что это только отчасти правда. Мы знали, что у “Ъ” калиброванная аудитория. У сайта она оказалась разночинной: к нам шли бизнесмены и министры, интеллигенция, рабочие, крестьяне, пионеры и пенсионеры — все срезы общества. Когда число посетителей rusfond.ru перевалило за 200 в сутки, мы научились планировать сборы. Родилась методика оценки эффективности: сколько дней держать письмо на сайте будет в аккурат, какие фотографии пользуются популярностью, какие сборы сайту по силам и какие диагнозы трогают душу, а какие не очень. В результате в 2007 году сайт впервые — и уже навсегда — привлек больше жертвователей, чем печатные страницы в “Ъ”. А в 2008 году аудитория rusfond.ru обогнала читателей “Ъ” и в сборах — и тоже навсегда. В 2009 году мы стали создавать региональные бюро, подключать местные телестанции, печатные и интернет-СМИ — и все эти новые сюжеты публиковать на rusfond.ru. Это позволило привлечь как новый трафик на сайт, так и новых жертвователей: зрителей и читателей.

Сегодня наш сайт выступает в двух ипостасях: во-первых, это мощнейшая самостоятельная сборочная площадка, а во-вторых, агрегатор всех наших публикаций в дружественных СМИ. Лучший пример эффективности такой коллаборации — акции Русфонда на «Первом канале». Это была колоссальная совместная работа: во время и после сюжета зрители отправляли эсэмэски, на сайте крутился счетчик, показывая каждые 30 секунд, сколько собрано на данный момент. И когда набиралась достаточная для закрытия очередной просьбы сумма, на сайте появлялась еще одна фотография — еще одно письмо о больном ребенке, которому вы помогли. Шли десятки миллионов рублей, мы публиковали письма пачками — такова была мощность этой сборочной площадки «Первого». В лучшие дни это были «иконостасы» на 50 и более детишек. Мы сидели в фонде до часу, до двух ночи и выставляли, выставляли письма. Пока вы даете деньги — мы работаем. Счастливое было время: 11 октября 2011 года, в день старта проекта «Русфонд на "Первом"», у нас «лег» сайт! И он «лег» не только у нас — «лег» сайт и у ИД «Коммерсантъ»: такова была нагрузка на линии, так откликались миллионы сограждан — количество желающих помочь насчитывало до 150 тыс. в секунду. Люди, идя на rusfond.ru за дополнительной информацией, не только помогали детям, многие еще и понимали, как самим обратиться за помощью к нам. У Русфонда резко выросла почта, да и коллектив утроился — появились новые экспертные группы для подготовки писем. А принципы остались те же: вложился — спас, исчерпывающая помощь на каждую публикацию.

Одно из последних новшеств команды сайта — мобильные приложения. Это тот же сайт, только прямо у вас в кармане. Наши мобильные приложения уже удостоены премий Рунета, «Золотой кот» Ассоциации фандрайзеров и Digital Communications Awards. За 2020 год они собрали 88,8 млн руб.

Дорогие друзья! Многие из вас с нами все 20 лет, другие пришли совсем недавно. Спасибо всем! Спасибо, что спасаете больных детей! Будьте здоровы и по возможности счастливы!

Сергей Амбиндер, генеральный директор Русфонда

Вся лента