«Пятерочку» тянет «Магнитом»

Федеральные сети продолжают экспансию в Татарстан

Сеть «Пятерочка» исчерпала лимит своего расширения почти на половине территории Татарстана и не сможет открывать там новые магазины. В 19 из 43 районов республики ее доля в продажах продовольствия превысила 25%, дозволенные законом о торговле. В республике за 2019 год сеть приросла 54 объектами и достигла 670 единиц. Немного по темпам экспансии отстает «Магнит», насчитывающий в регионе 512 продуктовых магазинов. Участники рынка опасаются, что в скором времени федеральные ритейлеры поглотят региональные торговые сети.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Федеральный ритейлер ООО «Агроторг», в ходящий в X5 Retail Group, исчерпал лимит для расширения сети своих магазинов «Пятерочка» в 19 из 43 районах Татарстана. Как следует из отчета регионального управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), в этих районах сумма розничных продаж компании в 2019 году превысила установленные законом о торговле 25% объема всех реализованных продовольственных товаров. Согласно ст. 14, в связи с этим ритейлер «не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности».

Речь, в частности, идет об Азнакаевском, Алексеевском, Буинском, Высокогорском, Дрожжановском, Елабужском, Зеленодольском, Камско-Устьинском, Лаишевском, Лениногорском, Менделеевском, Мензелинском, Новошешминском, Пестречинском, Рыбно-Слободском, Сармановском, Черемшанском и Ютазинском районах республики. При этом в Верхнеуслонском районе, как отмечают в УФАС, доля продаж «Пятерочек» достигла 55,4% общего объема реализации продовольственных продуктов.

«Магнит» не сможет расширяться в Ютазинском районе, где на него приходится 27,94% общего товарооборота, отмечают антимонопольщики.

В Татарстане, как уточнили “Ъ” в региональном Минпромторге, работают около 12 федеральных торговых сетей, располагающих примерно 1,3 тыс. магазинов. Из них, по данным Госалкогольинспекции, 670 принадлежат сети «Пятерочка», 512—– «Магнит».

В УФАС пока не располагают сведениями о доле ритейлеров в продажах продуктов питания во всем регионе за 2019 год: цифры будут обработаны только к маю. По итогам 2018 года в розничном товарообороте продовольствия в сумме 348,97 млрд руб. на ООО «Агроторг» («Пятерочка») приходилось 14%, еще 1,65% выбирало также входящее в X5 Retail Group АО «Торговый дом „Перекресток“». Доля АО «Магнит» составляла 8,15%. Остальные игроки отставали существенно: ООО «Оптовик» (магазины «Эссен») — 2,45%, ООО «Бахетле-1» — 2,42%, ООО «ТД Челны-хлеб» — 1,58%, ООО «Ашан» — 1,26%, АО «Торговая компания Эдельвейс» — 1,02%, ООО «Союз Святого Иоанна Воина» (сеть «Верный») — 0,51%, ООО «Арслан» — 0,39%.

Как сообщили “Ъ” в Госалкогольинспекции Татарстана, за 2019 год количество «Пятерочек» в Татарстане увечилось на 54 магазина (почти на 9%), сеть «Магнитов» — на 34 (более 7%). Обе компании — единственные, кто проник со своими торговыми точками во все районы и города республики.

«В 2020 году компания продолжит свое развитие в Татарстане»,— заявили “Ъ” в АО «Магнит». В пресс-службе отметили, что с учетом всех форматов «Магнит» в прошлом году расширил сеть в республике на 150 торговых точек, она превысила 700 объектов, находящихся в 71 населенном пункте: около 500 магазинов «у дома», 12 супермаркетов «Магнит Семейный», один «Магнит Опт», около 190 «Магнит Косметик» и около 40 аптек. «„Магнит“ сохраняет интерес к рынку Татарстана»,— заверили в компании, отметив, что в ходе экспансии сеть «полностью соблюдает российское антимонопольное законодательство».

В X5 Retail Group не ответили за запрос “Ъ”. Между тем ритейлер вчера распространил данные отчета за 2019 год. Согласно ему, чистая розничная выручка (без НДС) всех «Пятерочек» в стране за год выросла на 14,1% — до 1,37 трлн руб. Средний чек составил 352,9 руб., увеличившись на 1,8%. А количество покупок в «Пятерочках» достигло 4,46 млрд, с ростом 14%. К началу текущего года сеть превысила 15,35 тыс. магазинов «Пятерочка», из которых 1,8 тыс. были открыты в 2019 году.

Аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов отмечает «внушительное количество» «Пятерочек» в Татарстане «в сравнении даже с соседним Башкортостаном, где число магазинов не превышает 260 точек». Эксперт считает, что ритейлер не снизит своих позиций в регионе, но будет «брать не количеством торговых точек, так как места с годами на всех будет не хватать, а качеством оказываемых услуг и предлагаемого ассортимента».

Генеральный директор и совладелец АО «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев с удовлетворением отметил в беседе с “Ъ”, что два года назад вышел из числа собственников региональной сети «Эссен» (сеть в последнее время закрыла несколько магазинов). «Количество региональных сетей сокращается, развиваются только федеральные. Лидируют „Пятерочка»“ и „Магнит“»,— аргументировал он.

Господин Барышев пояснил, что местные ритейлеры не выдерживают конкуренции с федеральными игроками. Им, в частности, отдают предпочтение владельцы недвижимости при выборе арендатора, поскольку крупные сети готовы платить больше — примерно на 20%. «При заходе на рынок федеральные сети дают по 1 тыс. руб. за квадратный метр. Правда потом снижают до 600 или выплачивают до 4% от оборота, но ни одна региональная сеть не может перебить эту ставку»,— говорит бизнесмен.

В качестве примера он привел сеть «Эссен», которая вынуждена закрыть магазин в Казани. «Мы с 1 января подняли им аренду на 7%: на 5% из-за инфляции и на 2% из-за роста налога на недвижимость. Эти площади займут федеральные игроки, что принесет нам дополнительно 170 млн рублей»,— добавил господин Барышев.

Ольга Кудрина

Вся лента