Коротко

Новости

Подробно

Вещай, страна огромная

Кто и для чего создает новое телевидение Кремля

Газета "Коммерсантъ" от , стр. 1

спецпропаганда

Вчера было официально объявлено о создании нового круглосуточного информационного канала на английском языке Russia Today ("Россия сегодня"). Его главная задача — сформировать у зарубежного зрителя позитивный образ России. Все причастные к проекту категорически отрицают его пропагандистское значение и участие в нем Кремля. Между тем финансироваться канал будет из госбюджета, его учредителем стало государственное информагентство РИА "Новости", а кураторами от Кремля — помощник президента РФ Алексей Громов и советник президента Михаил Лесин.


"Выглядим в их глазах как медведи: ходим и рычим"


"Я хотела бы показать мою страну такой, какой я ее вижу",— заявила вчера бывшая журналистка кремлевского пула от телеканала "Россия", а ныне главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян. Узнать о происходящем в России и о том, каково ее влияние и реакция на события в мире, англоязычные зрители за рубежом смогут уже с конца этого года.

Идея проекта по формированию позитивного образа России за рубежом не нова: еще в 2001 году ее озвучил министр печати Михаил Лесин. Но тогда она носила исключительно пропагандистский характер. "Я уже давно перестал стесняться слова 'пропаганда',— говорил экс-министр.— Мы должны пропагандировать Россию на международном рынке, ее положительный образ. А то выглядим в их глазах как медведи: ходим и рычим".

Тогда планировалась широкомасштабная рекламная кампания в США с запуском целой серии социальных роликов о России. "Денег на это жалеть не будем",— обещал господин Лесин, утверждая, что средства будут и из госбюджета, и от частного бизнеса, которому "давно небезразлично, как выглядит Россия на Западе". Но в тот раз дальше деклараций дело не пошло. А о своей роли в нынешнем проекте Russia Today Михаил Лесин говорит весьма неохотно, подчеркивая, что, "как советник президента, формально курировать этот проект не может". Отвечая на вопрос Ъ о том, какую же все-таки роль он отводит себе, господин Лесин заявил: "Этот проект наряду с рядом других был разработан еще в недрах Минпечати. Я готов ему помогать всеми силами и всячески его поддерживаю".

По информации Ъ, создание круглосуточного информканала на английском языке стало первым серьезным поручением президента Михаилу Лесину. После отставки с поста министра в феврале 2004 года господин Лесин стал советником президента по вопросам СМИ, спорта и туризма и фактически ушел в тень. Поначалу планировалось, что новый проект будет запущен к 11 сентября — к открытию в Нью-Йорке юбилейной, 60-й Генеральной ассамблеи ООН. Но в эти сроки уложиться не удалось: как сообщают источники Ъ в Кремле, Russia Today в лучшем случае выйдет в эфир в декабре из-за различных организационных и технологических сложностей.

По информации Ъ, среди первых разработчиков концепции канала были экс-шеф "Вестей" Александр Абраменко и бывший собкор ВГТРК в США Евгений Пискунов. Однако их предложения были отвергнуты. Вчера Маргарита Симоньян подтвердила Ъ, что господин Абраменко, не имея официальной должности на канале, продолжает заниматься консультационными вопросами по организации проекта. Затем Михаил Лесин предложил написать концепцию и возглавить проект нынешнему заместителю главного редактора канала "Культура" Григорию Кричевскому. Но, по информации Ъ, его кандидатура и концепция были отвергнуты Кремлем, что, как утверждают высокопоставленные источники, весьма огорчило господина Лесина. По данным Ъ, в числе тех, кто мог бы возглавить англоязычный канал, мелькала даже кандидатура главного редактора журнала "Русский Newsweek" Леонида Парфенова, но она, естественно, была отвергнута Кремлем.

Источники Ъ в администрации президента утверждают, что кандидатура госпожи Симоньян была предложена Михаилом Лесиным. Но трудно представить, чтобы господин Лесин решился поставить во главе разработанного им масштабного проекта малознакомого ему человека. Скорее своей новой работой госпожа Симоньян обязана пресс-секретарю президента Алексею Громову, с которым она достаточно тесно была связана по работе в кремлевском пуле. К тому же новый главный редактор Russia Today в период работы на "России" была одним из любимых журналистов Владимира Путина. Ведь именно ее, как сообщили этой весной сразу в двух выпусках "Вестей", главы России и Таджикистана Владимир Путин и Эмомали Рахмонов лично поздравили с 25-летием, подарив большой букет цветов.

По данным Ъ, именно Алексей Громов является главным куратором проекта Russia Today. Хотя его первый заместитель Дмитрий Песков это отрицает: "Он (Алексей Громов.—Ъ) в курсе этого проекта, слушал и авторов концепции". Говоря о роли администрации президента, господин Песков заявил Ъ, что она "не курирует этот проект": "Учредители и организаторы канала обращались в различные ведомства, в том числе и к нам. В администрации президента идея Russia Today нашла понимание и поддержку. Но говорить о кураторстве было бы большим преувеличением". По словам Дмитрия Пескова, инициатива проекта принадлежит РИА "Новости", с которым Кремль "пересекается в работе по информированию зарубежной общественности и формированию имиджа России за рубежом". Отрицает чиновник и какой-либо контроль над каналом со стороны Кремля: "Указания вряд ли могут быть применимы для англоязычного канала. Тогда его просто не будут смотреть. Важным стимулом для работы должна быть конкуренция. Конечно, никто пока не ставит задачи конкурировать с CNN, ВВС, NBS и другими мировыми каналами. Но бороться за зрителя можно только качеством, оперативной и непредвзятой информацией".

"Возможно, господдержка не потребуется"


Учредителем нового канала будет РИА "Новости", точнее, созданная им автономная некоммерческая организация "ТВ-Новости". "Тем самым мы дистанцируем от нас новый канал, чтобы он проводил максимально независимую от РИА 'Новости' редакционную политику",— пояснила вчера организационную схему глава агентства Светлана Миронюк. Примечательно, что компания "ТВ-Новости" была учреждена при РИА "Новости" еще в середине 90-х Михаилом Лесиным, он же был и ее первым гендиректором. В рамках "ТВ-Новостей" в свое время выходил канал "Деловая Россия" и снимались первые ролики предвыборной кампании Бориса Ельцина в 1996 году. По информации Ъ, брэнд "ТВ-Новости" с тех пор так и сохранился за РИА "Новости".

Планируется, что сигнал Russia Today за пределами России будет распространяться через систему спутников EchoStar и DirecTV. В России в скором времени канал должен появиться в спутниковых системах "Космос ТВ" и "НТВ-плюс". Ведутся переговоры о том, чтобы распространять сигнал через кабельные сети в англоязычных странах. Хотя источники Ъ в Кремле признают, что у каждой страны существуют свои законодательные особенности, связанные с вещанием иностранных телеканалов, и ими приходится детально заниматься. По данным Ъ, одним из ответственных за технологию распространения канала стал бывший первый зам Михаила Лесина в Минпечати Дмитрий Корявов.

В штате канала будет работать около 500 человек, из них журналистов немногим более 100 человек. ВГТРК официально никак не участвует в этом проекте, хотя, по словам источников Ъ, материалы видеообмена будут поставляться всеми российскими телеканалами. Планируется, что в эфире в основном будут работать носители языка — иностранные журналисты. Но, по данным Ъ, в настоящий момент организаторы проекта ведут переговоры и с российскими журналистами, говорящими на английском и имеющими опыт работы за рубежом. "Единственная правильная технология, которая была выбрана и утверждена,— делать новости сразу на английском языке",— сообщил собеседник Ъ, причастный к организации канала. Новости будут выходить на канале каждый час, но что будет между этими блоками, пока не ясно. Маргарита Симоньян утверждает, что на канале будет и бизнес, и спорт, и культура, и погода.

На вопрос Ъ о том, кто будет управлять телеканалом, госпожа Миронюк ответила, что вся полнота власти будет у главного редактора, а гендиректор исполняет лишь "технические функции". Этот пост занял бывший заместитель гендиректора НИИ телевидения и радио Сергей Фролов. Вскоре на канале может появиться и общественный совет. А госпожа Симоньян добавила, что в ее ведении будут и финансовые вопросы.

Впрочем, сначала эти финансы должны поступить из бюджета на счета Федерального агентства по печати (Роспечать). Уже в нынешнем году запланировано финансирование в размере $30 млн, для чего правительство должно будет внести в Госдуму поправки в бюджет. На вопрос Ъ, не станут ли депутаты возражать против столь немалой расходной статьи, высокопоставленный сотрудник администрации президента честно ответил: "А что им остается делать?" Пока же для запуска канала привлекаются заемные средства из государственных и частных банков, размер которых не разглашается. В то же время глава Роспечати Михаил Сеславинский заметил, что кроме "непосредственного финансирования через агентство" телеканал будет получать часть средств в форме грантов на телепроекты, в том числе и от частных компаний. Подразумевается, что у телекомпании будут и "собственные средства" от продажи рекламы. При этом господин Сеславинский не скрывал, что ведутся предварительные разговоры с потенциальными рекламодателями, оптимистично заметив, что "возможно, рекламные потоки будут существенны и господдержка не потребуется".

Отвечая на вопрос о роли государства и Кремля в создании канала, Михаил Сеславинский вчера долго объяснял, что создать канал без помощи государства — "на грани невозможного". "Администрация президента, Михаил Лесин, Алексей Громов знают об этом проекте и поддерживают его,— пояснил глава Роспечати.— Он интересен им, но еженедельно заниматься редакционной политикой они не будут. Не знаю, где в кулуарах власти есть специальный отдел, где люди сидят и красным карандашом что-то вычеркивают на английском языке".

АРИНА Ъ-БОРОДИНА, МАРИЯ-ЛУИЗА Ъ-ТИРМАСТЭ



Комментарии
Профиль пользователя