Экономика развивающегося перегрева

Всемирный банк разделяет позицию Банка России о природе инфляции в РФ

Всемирный банк опубликовал свежий доклад об экономиках стран Европы и Центральной Азии, в числе которых и Россия. Аналитики банка повысили прогнозы роста ВВП страны в 2024–2025 годах, но, как и Банк России, отмечают заметный перегрев ее экономики и проблемы с низкой производительностью и засильем государства в отраслях, которые могут быть рыночными.

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

По данным свежего доклада Всемирного банка (ВБ) об экономиках «стран с формирующимся рынком и развивающихся стран Европы и Центральной Азии» (ЕЦА), в 2023 году темпы их роста повысились до 3,3% с 1,5% в 2022 году, тогда как в 2010–2019 годах они составляли в среднем 3,1%, а в 2000–2009-х — 5,1%. Повышение динамики в 2023 году «отражает переход от спада к росту в РФ и на Украине, а также более уверенное восстановление экономики в Центральной Азии», отмечают авторы. Без России и Украины темпы роста в регионе (входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Болгария, Хорватия, Польша, Румыния, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан, Грузия, Турция, Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Черногория, Северная Македония и Сербия) в 2023 году снизились до 3,1% с 4,8% в 2022-м из-за «резкого замедления роста экономик основных торговых партнеров, ужесточения условий финансирования и последствий кризиса стоимости жизни».

В 2024–2025 годах рост экономик ЕЦА замедлится в среднем до 2,8% — в первую очередь из-за более слабого роста в России (прогноз для РФ при этом повышен на 2024 год до 2,2% с 1,3%, на 2025 год — до 1,1% с 0,9%), на Украине и в Турции — на фоне сохранения жесткой экономической политики. В Центральной Азии и на Южном Кавказе рост, предположительно, затормозится в связи с сокращением объемов денежных переводов. В странах Центральной Европы и на Западных Балканах в ВБ ждут заметного ускорения роста ВВП благодаря восстановлению рынков труда, уровня зарплат и росту инвестиций, стимулируемых притоком денег из ЕС. Наиболее существенные риски прогноза — эскалация текущих военных конфликтов в Европе и на Ближнем Востоке, что приведет «к более серьезному нарушению поставок и повышению волатильности цен на энергоресурсы и продовольствие».

Примечательно, что свои прогнозы ВБ делает в рамках основной темы доклада «Создание возможностей для развития частного сектора». В частности, отсутствием прогресса в этом (почти во всех странах региона) аналитики банка поясняют разрыв объема производства в РФ, который, по их оценкам, увеличился, превысив 2% потенциального ВВП, что указывает на значительное усиление инфляционного давления со стороны спроса.

«Из-за перегрева экономик в некоторых странах (в том числе в РФ и Турции.— “Ъ”) существенно повышается риск продолжительного периода высокой инфляции, мотивированный быстрым ростом затрат на рабочую силу»,— отмечают авторы доклада. Схожей точки зрения, напомним, придерживается и ЦБ РФ.

«Замедление роста производительности затронуло экономику практически всех стран региона ЕЦА, но особенно резким оно было в России, на Южном Кавказе и на Западных Балканах»,— считают в ВБ. COVID-19 и конфликт на Украине еще больше усугубили замедление роста производительности, создав препятствия для частных инвестиций, привели к сбоям в образовании, региональной торговле и финансовой интеграции.

В докладе отмечается, что в ЕЦА в среднем плотность регистрации новых предприятий составляет 2,9 на 1 тыс. взрослых трудоспособного возраста — вдвое меньше, чем в развитых странах Европы. Частота регистрации новых патентов компаниями в регионе ЕЦА гораздо ниже, чем компаниями в странах Европы с развитой экономикой или в США, а качество конкурентной среды с 2006 по 2022 год в большинстве стран ЕЦА изменилось незначительно. Наихудшие результаты ВБ фиксирует в вопросах госучастия в экономике. Самые низкие баллы среди стран ЕЦА тут у Казахстана, России и Сербии. В 21 стране региона действуют более 53 тыс. компаний с госучастием, на РФ приходится более половины, и они присутствуют практически во всех отраслях экономики. Доля доходов таких компаний колеблется от немногим более 40% в РФ до немногим более 5% в Албании и Косово. В среднем 55% предприятий с госучастием в ЕЦА работают в конкурентных отраслях, где вмешательство государства может быть менее оправданным на фоне устойчивой работы рыночных механизмов.

Артем Чугунов

Вся лента