Чемпионский матч остался в ничейном русле

Магнус Карлсен и Ян Непомнящий поделили очки в первых пяти партиях

Первая треть матча за титул чемпиона мира между его обладателем Магнусом Карлсеном и Яном Непомнящим, проходящего в Дубае, не принесла никому из соперников лидерства, но, возможно, все-таки слегка изменила расклад в поединке. Все стартовые пять партий завершились ничьими, и чаще тем, кто по ходу этих партий получал шансы побороться за победу, был все-таки считавшийся аутсайдером российский гроссмейстер. Правда, речь, как ни крути, идет именно о призрачных шансах.

Первые пять партий между Яном Непомнящим (слева) и Магнусом Карлсеном завершились вничью, но ближе к победе был все же российский

Фото: Kamran Jebreili, AP

Самое популярное слово, связанное с дубайским матчем,— это пока, похоже, «ничья». Гроссмейстер Морис Эшли, который работал модератором на пресс-конференции после пятой партии, даже был вынужден признать, что множество вопросов от наблюдающих за поединком посвящено именно ей. Ну, если бы Эшли выкинул на помойку политкорректность и вежливость, то он должен был сказать, что интернет уже под завязку заполнен комментариями фанатов-«чайников», негодующих по поводу того, что им предлагают под видом шахматного события высочайшего качества — жутко долгое и скучное зрелище, всякий раз завершающееся, видимо, неизбежным мирным исходом. И пора бы уже тем, кто проводит такие матчи, подумать, как их оживить: есть же не только классический контроль, позволяющий думать над ходом сколько душе угодно, а «рапид», например.

Строго говоря, понять этих людей можно. Если в НХЛ сейчас в тренде подсчитывать голы Александра Овечкина и все сокращающуюся благодаря им дистанцию, отделяющую его от лидера снайперского списка всех времен Уэйна Гретцки, то на шахматных медиаресурсах следят за ничейной серией в матчах за звание чемпиона мира.

На самом деле последние результативные партии в них были сыграны уже давно.

В 2016 году, в позапрошлом матче, Магнусу Карлсену оппонировал другой российский гроссмейстер Сергей Карякин. И тогда ближе к концу поединка случился «взрыв». Карякин повел, выиграв восьмую партию, норвежец ответил ударом на удар в десятой. За взрывом последовали две партии, в которых никто не сумел взять верх, и удачный для Карлсена тай-брейк. На нем играют как раз в быстрые шахматы.

В следующем матче — через два года в Лондоне — Магнус Карлсен и его новый противник, американец Фабиано Каруана сыграли вничью уже все 12 партий (в Дубае «классическая» часть растянута до 14). Карлсен снова разобрался с претендентом на тай-брейке. И вот матч 2021 года добавил в серию еще пять партий, доведя их череду до 19.

Удивляться тут, разумеется, особенно нечему. Теория основных дебютов слишком хорошо изучена, а противники слишком хорошо готовятся к матчу и в принципе слишком сильны, чтобы в условиях, когда грандиозного дефицита времени у них нет, допустить ляп или не найти достойный ответ на попытку игру обострить. Острая коса натыкается на крепкий камень. А попыток обострить немного из-за того, что и чемпион, и претендент ставят на шахматы, для которых Ян Непомнящий в среду подобрал термин reasonable. В данном случае лучше переводить не как «разумные», а как «осторожные»: это когда оба понимают цену риска и ошибки.

Впрочем, кое-какие выводы из состоявшихся пяти партий, кроме констатации факта, что от обилия ничьих при классическом контроле никуда не деться, извлечь можно.

Это, например, вывод о том, что те, кто думал, будто бы Ян Непомнящий в сражении с практически неуязвимым уже много лет Магнусом Карлсеном будет явным аутсайдером, здорово заблуждались. На аутсайдера он совершенно не похож.

На самом деле если кто-то в этом матче и имел, пускай минимальные, шансы побороться за победу, то это скорее россиянин, а не норвежец. Скажем, во второй партии Непомнящий черными создал Карлсену не то чтобы смертельные, но проблемы, а компьютер некоторое время рисовал ему более или менее похожий на серьезный перевес. А в среду гроссмейстер Аниш Гири, один из наиболее популярных у публики комментаторов матча, в какой-то момент, оценив положение на доске, возникшее в традиционной в Дубае для схваток, в которых у Непомнящего белые фигуры, Испанской партии, открытые диагонали и вертикали, сулящие россиянину атакующие возможности, сообщил своей напарнице — венгерской легенде шахмат Юдит Полгар: «Сам Магнус, если белые у него, такие позиции всегда выигрывает». Но Карлсен, чуточку помучившись, снова все выровнял.

Алексей Доспехов

Вся лента