«Большой и Малый стали именами собственными»

Дмитрий Буткевич — об открытии театров в Москве

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о столичных культурных учреждениях.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

История этой недели полна театральных и кинособытий. В конце октября в разные годы открылись три крупных столичных театра. В 1824-м — Малый, который так назывался исключительно из-за меньшего, чем соседний Большой театр, размера здания — особняка купца Василия Варгина, который для Малого театра перестроил архитектор Осип Иванович Бове. Сначала даже писались они не с заглавных букв.

Позднее Большой и Малый стали именами собственными. В Малом театре еще при жизни Александра Пушкина были поставлены «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан». Но главным для театра всегда был, да и остается Николай Алексеевич Островский. Впрочем, Островского любили ставить много где. Вот и в образованном 29 октября 1922-го Театре Революции (ныне театр им. Владимира Маяковского) Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Доходное место», прогремевший на всю столицу.

27 октября 1927 года открылся Центральный театр рабочей молодежи, теперь это театр «Ленком». А в 1892-м публике был впервые явлен Оптический театр. Художник и изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал свой аппарат — праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Прародитель анимационного кино. Так что поэтому международным Днем анимации считается именно 28 октября.

Наконец, 15 октября в московском театре «Колизей» была представлена первая российская фильма — «Понизовая вольница. Стенька Разин». На премьере хор певчих пел «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень».

Не смог пройти я и мимо историй, связанных с радио. В 1935 году в Германии было запрещено транслировать джаз, если в группе есть евреи или чернокожие. А куда же без них? Их признали в том же году неполноценными народами. А 30 октября 1938 года вызвала настоящую панику слишком натуралистичная радиопостановка пьесы Герберта Уэллса «Война миров».

Вся лента