Плюс реновация всей страны

Олег Сапожков о поиске экономических оснований будущего строительного бума

Работа Белого дома по организации устойчивого потока преимущественно внутренних капвложений в экономику по мере расширения круга участников трансформируется из предмета интереса руководства РСПП в обсуждение, любопытное для всех, у кого есть деньги. Так, оно перешло от кулуарного конструирования системы защиты и поощрения крупных капвложений к более широкой дискуссии о привлечении в инвестсферу средств граждан, вынутых из банков,— “Ъ” писал об этом 17 мая. Экономисты же подводят базу под бум в жилищном строительстве: новый закон о комплексном развитии территорий нуждается в стратегии применения с поправками на то, что жилье — «единственный общедоступный капитал, опора и мелкого бизнеса, и стабильности», говорится в презентации главы профильного направления ЦМАКП Дмитрия Белоусова для Общественной палаты по нацпроектам.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Притом что «рост инвестиций в жилищное строительство на 1 руб. приводит к увеличению добавленной стоимости товаров и услуг в смежных сферах на 0,88 руб. и дополнительному поступлению налогов в размере 41 коп.», а отсутствие спада в стройке сократило падение ВВП в 2020 году на 0,6–0,7 процентного пункта, беспокойство экономистов вызывает рост цен на жилье в отсутствие ответов на вопросы долгосрочного планирования. РСПП уже отметил готовность к запуску проектов на 30 трлн руб. Де-факто в ЦМАКП пытаются очертить круг первоочередных вопросов, возникающих при обсуждении «жилищной» части инвестбума до того, как на волне роста цен новые кварталы вырастут не там, где нужно, а там, где выгодно сегодня.

В жилищный нацпроект упирается и «новая индустриализация» (РФ — один из лидеров по доле жилья в собственности, и люди готовы ехать на новое место работать в новых проектах только при предложении качественного жилья), и демография (отсутствие жилья блокирует рост рождаемости), и другие нацпроекты.

Но под новые стройки в регионах нужна инфраструктура, а для ее создания — в первую очередь разделение ответственности за КРТ между федеральным центром, регионами и бизнесом и «увязка карты жилищного строительства с прогнозом миграции и планами освоения новых территорий».

Опыт Испании, до 2008 года активно развивавшей ипотеку и оставшейся в затяжном кризисе при падении доходов и спроса, для РФ не вполне релевантен. В отличие от Коста-дель-Соль, ждать, что невостребованные квартиры в Екатеринбурге и Новосибирске со временем выкупят иностранцы, увы, не приходится — во всяком случае, не те, кто хочет провести остаток жизни у теплого моря, тратя пенсионные накопления. Это что касается мегаполисов, где, впрочем, недвижимость всегда будет стоить что-то. Но у России есть опыт и пожестче: от предыдущей индустриализации остались моногорода.

Вся лента