Поставки гаджетов наткнулись на проверки ФСБ

Почему многие производители стали регистрировать технику в Казахстане и Белоруссии

У производителей техники возникли проблемы с ФСБ. Компаниям нужно разрешение спецслужбы, чтобы ввезти продукцию в Россию. Но, как сообщает РБК, работа с ФСБ в последнее время заметно усложнилась, и нужных документов приходится ждать полтора месяца вместо нескольких дней. В результате поставки техники в страну рискуют сорваться. Теперь многие производители регистрируют смартфоны и ноутбуки не в России, а, например, в Казахстане и Белоруссии. Делать это позволяют правила Евразийского экономического союза. Так поступают, например, Intel, HP, Asus и Huawei.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

О том, зачем бизнесу разрешение от ФСБ и почему с ними возникли проблемы, рассказал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «Сегодня практически любая техника использует те или иные алгоритмы шифрования. В России оборот криптосредств контролируется государством. Тот же чип Bluetooth, встраиваемый в огромное количество техники, ваш браузер, которым вы пользуетесь на мобильном телефоне, компьютере, тоже имеет алгоритмы шифрования. Производители должны уведомлять ФСБ о том, что они используют те или иные алгоритмы и указывать их параметры — эта процедура носит заявительный характер.

Из-за пандемии, во многом из-за ограниченности ресурсов возникли задержки с нотификациями. Это привело к тому, что возникла очередь. То есть не все компании работают так, что заведомо знают, что такого-то числа мы должны привезти определенное оборудование и прочее. Касается это новых моделей. Производитель должен отправить пакет документов в ФСБ “Почтой России”. Если бумаги заполнены правильно, нет никаких ошибок и прочее, они возвращаются в течение двух недель. Из-за огромного числа обращений возникла пробка, потому что скорость их обработки не очень высока. Поставить технику без нотификаций, уведомлений в Россию нельзя. По сути, этот процесс затягивается. Вина, в общем-то, здесь лежит на всех участниках процесса. С одной стороны, нужно вовремя подавать. С другой стороны, возникла пробка, которая на данный момент фактически рассосалась, и проблема решена».

При этом компания Intel до сих пор получает разрешения через Казахстан. Источники РБК говорят, что там процедура проходит более прозрачно и адекватно: документы можно подать в электронном виде, заявку одобряют за пять дней. Производители могут сэкономить на регистрации в другой стране, полагает главный редактор vilianov.com, IT-эксперт Сергей Вильянов. Это едва ли влияет на цену для потребителя, но техника, по крайней мере, быстрее добирается до России. «Что хочет потребитель? Чтобы все было дешевле и быстрее, чтобы товар, который анонсирован на международном мероприятии, скорее появился в нашей стране.

Я предположу, что выбор других мест для “прописки” связан именно с тем, что это, во-первых, дешевле — тарифы все-таки отличаются в разных странах, есть разные курсы валют. Во-вторых, Россия — страна большая, и даже какая-то банальная логистика занимает гораздо больше времени, чем, например, в Казахстане. Негатив, наверное, связан с тем, что Россия недополучает деньги, потому что этот процесс, так или иначе, связан с какими-то выплатами.

Возможно, это не очень хорошо, но я думаю, что на фоне общих бюджетных доходов страны это совсем не критично. А то, что потребитель быстрее получает доступ к новинкам, разве это может быть плохо?

Если бы производители заходили через Россию, то я не уверен, что гаджеты были бы дороже для потребителей, потому что есть такое понятие, как “рекомендованная цена”, которая привязана к курсам валют. Эти расходы связаны с диверсификацией и прочим и составляют очень незначительную долю в себестоимости продукции. Поэтому я не думаю, что они для потребителя были бы дороже. А вот что касается сроков, да, это приятно».

Рынок гаджетов в последнее время испытывает серьезные трудности из-за дефицита комплектующих. В результате, например, в компании Samsung заявили, что не успеют выпустить новые смартфоны в срок. А в IBM считают, что кризис может затянуться на два года.

Илья Сизов

Вся лента