Запал не тот

В нескольких регионах России справились с весенними природными пожарами

«Гринпис России» оценил, как повлиял запрет на палы сухой травы, принятый правительством в 2015 году, на ситуацию с весенними пожарами. Наибольший эффект в статистике виден на примере Московской, Брянской, Ивановской, Тверской и Ярославской областей, считают экологи. Продолжают жечь траву в Иркутской области и Красноярском крае.

Фото: Евгений Мирошниченко, Коммерсантъ

«Гринпис России» оценил, как отразились запреты на палы сухой травы на количестве весенних природных пожаров. «Подавляющее большинство таких пожаров — антропогенные»,— говорят экологи. Изменения в Правилах противопожарного режима РФ, предполагающие запрет на палы сухой травы, вступили в силу в 2015 году. Исследование основано на открытых данных спутниковых систем, исключая пожары техногенного происхождения. В исследовании сравнивалось количество термоточек в 2017 и 2016 годах со среднемноголетними значениями 2002–2015 годов. «В 2016 году весенний пожарный сезон в России оказался спокойнее, чем в среднем за предыдущие четырнадцать лет,— говорят экологи.— Весна этого года подтвердила тенденцию. Решение о запрете на бесконтрольное выжигание сухой травы было совершенно правильным и необходимым».

В «Гринписе России» заявляют о положительных изменениях в борьбе с палами травы в Центральной части России и на Северо-Западе. «Пять лучших регионов, в которых, по нашим данным, проделана самая большая работа за последние два года, это Тверская, Ярославская, Брянская, Московская, Ивановская области»,— говорят экологи. Так, по данным «Гринписа», общее число пожаров в пожарном сезоне 2017 года в Московской области в несколько раз меньше по сравнению со средними значениями. «Скорее всего, лесные и торфяные пожары в Подмосковье не станут причиной сильного задымления Москвы и областных городов даже в жаркое и сухое лето»,— считают в «Гринписе России».

«Краснодарский край, Ростовская область, Астраханская область, весь Северный Кавказ по-прежнему сильно горят весной»,— говорят экологи. Кроме того, не соблюдают запрет на палы сухой травы в Калининградской и Иркутской областях, а также в Красноярском крае.

Напомним, 28 апреля в Сибирском федеральном округе был введен режим чрезвычайной ситуации из-за природных пожаров — горело более 330 тыс. га лесов. В Рослесхозе признают, что причиной всех зафиксированных в 2017 году лесных пожаров стал «человеческий фактор», в частности, выжигание сухой травы несмотря на запрет. Тогда от огня пострадали около сотни домов на территории Бурятии и Иркутской области. Президент России Владимир Путин заявлял, что ликвидация последствий природных пожаров станет «проверкой на компетентность и дееспособность глав регионов», в частности, губернатора Иркутской области Сергея Левченко и врио главы Бурятии Алексея Цыденова. «Этим регионам надо будет многое сделать, чтобы отучить людей жечь траву,— считают в “Гринписе России”.— Нужно вести противопожарную агитацию и штрафовать поджигателей, а пожарным и лесникам — оперативно тушить любые пожары весной».

Ольга Никитина

Вся лента