Правила игры

в дальневосточных коридорах анализирует заместитель редактора отдела бизнеса Наталья Скорлыгина

Федеральная мода на "честную бедность", воцарившаяся с кризисом в инфраструктурной отрасли, не распространилась на Дальний Восток. Если в более западных регионах стесняются заявлять дорогие транспортные проекты, а в уже утвержденных высшей заслугой топ-менеджера считается сокращение издержек, то на Дальнем Востоке то и дело появляются мегапроекты, смета которых исчисляется сотнями миллиардов рублей.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Вчера анонсировали проект международного транспортного коридора (МТК) "Самарга" — строительство железной дороги от Хабаровска до устья реки Самарга, впадающей в Татарский залив, где будет построен порт на 80 млн тонн. Реализовывать его взялось ООО "Самарга-холдинг", контрольный пакет которого, по Картотеке.ру, принадлежит петербуржцу Александру Терентьеву (владелец Балтийской экспедиторской компании и отеля "Амбассадор"). По оценке компании, проект позволит сократить путь грузов по Транссибу до Тихого океана на 500 км, а издержки перевозчиков — на 350 руб. на тонну.

Стоимость проекта — 400 млрд руб. Акционер "Самарга-холдинга" Александр Васильев, представлявший вчера проект, сообщил, что рассчитывает на приход крупных инвесторов из стран АТР. Компания собирается их искать через агентское соглашение с Торгово-промышленным банком Китая, а гарантией им, по расчетам акционеров, будет служить включение проекта в госпрограмму развития Дальнего Востока.

Крупный форум — всегда время анонсов, нередко авантюрных. Для негосударственного проекта искомая сумма выглядит нереальной. Но, справедливости ради, и более зрелые "коридорные" проекты на Дальнем Востоке, за которыми стоит тот или иной госорган, пока не перешли в твердую фазу. Так, Минвостокразвития продвигает МТК "Приморье-1" (Суйфэньхэ--Находка) и "Приморье-2" (Хуньчунь--Зарубино), который даже при неуточненной смете оценивается более чем в 400 млрд руб. (см. "Ъ" от 23 мая). По данным источников "Ъ" в отрасли, накануне Восточного экономического форума министерство развило бешеную административную активность, пытаясь в ускоренном режиме эти проекты согласовать. При этом, по информации "Ъ", возможность привлечения в некоторые участки проекта китайских денег рассматривается, но пока гарантий финансирования нет. Одновременно Минтранс РФ уже получил согласие китайских коллег на появление в МТК "Приморье-2" экспериментальной трубы Hyperloop для доставки грузов (совместим ли этот проект с более конвенционным форматом МТК, не уточняется). Этот участок Hyperloop также ждет китайского инвестора — туда хотят привлечь фонд "Шелковый путь".

Возможно, именно манящий запах китайских денег провоцирует "коридорную болезнь". Но пока он остается лишь запахом — даже когда речь заходит о проектах с господдержкой.

Вся лента