Правила игры

в проверки качества продуктов исследовала корреспондент отдела потребительского рынка Анастасия Дуленкова

Качество продаваемых в России товаров — понятие относительное, если не сказать эфемерное. В законах о нем ничего не говорится, да и сами производители обычно вспоминают, лишь сравнивая себя с конкурентами. Зато желающих определять качество становится все больше. В 2015 году в игру вступило правительство, создав АНО "Российская система качества" ("Роскачество"). Новая организация должна присваивать знак качества отечественным товарам, чьи характеристики не только соответствуют требованиям безопасности, но и превышают их. Предполагается, что все проверки и использование знака будут бесплатными для производителей. Пока формально так оно и есть. Но жалобы в стиле ""Роскачество" просит с бизнеса денег за использование знака качества" уже появляются.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Несложное расследование показало, что дошедшее до нас коммерческое предложение на самом деле исходит от некой Всероссийской организации качества "Российское качество", учрежденной в 2001 году. На ее сайте указывается, что участие в программе стоит 90 тыс. руб. за один вид продукции для пищевой промышленности, 75 тыс. руб.— для легкой промышленности. Казалось бы, все честно и прозрачно. Но проблема в том, что производители организации путают, а структуры, проводящие проверки на коммерческой основе, этим пользуются и стараются казаться "государственным", "российскими" и т. д.

"Роскачество" — настоящее, правительственное — пока не предпринимает никаких активных действий для борьбы с такой практикой, по сути, делая вид, что псевдогосударственных структур, пытающихся определять качество потребительских товаров, вообще не существует.

Нам удалось найти единственный пример попытки государства повлиять на ситуацию: в мае Федеральная налоговая служба подала иск против ЗАО "Росконтроль" с требованием "о понуждении изменить фирменное наименование". Как пояснил один из участников рынка, знакомый с ситуацией, проблема как раз в приставке рос-, которую могут использовать только некоммерческие организации или структуры, учрежденные госорганами.

Впрочем, вне зависимости от участия государства в создании проверяющих организаций производители все равно зачастую остаются недовольны и не соглашаются с результатами исследований. Особенно те, чья продукция названа некачественной и небезопасной. Каково же реальное качество продаваемых продуктов, видимо, каждому покупателю придется определять самостоятельно.

Вся лента