Правила игры

переписывает Дмитрий Бутрин, заместитель главного редактора

Публикация первых сведений "панамского архива" в начале апреля привела к революции в офшорном бизнесе, масштаб которой сейчас еще сложно оценить. 11 апреля, выступая в парламенте Великобритании, замминистра финансов страны Дэвид Гок совершенно неожиданно сообщил: все заморские и зависимые территории британской короны, кроме Ангильи, заключат или уже заключили соглашения с Великобританией об изменении режима обмена информацией о собственниках и бенефициарах зарегистрированных там компаний. Чуть позже, 12-14 апреля, появились заявления властей Мэна, Гернси, Джерси, Британских Виргинских (BVI) и Каймановых островов на этот счет.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Переговоры о расширении доступа Великобритании к данным о бенефициарах в первую очередь островных трастов велись с ноября 2015 года. Требования к территориям завести централизованные регистры офшорных компаний отвергли сразу почти все, с чем Минфин Великобритании смирился почти сразу. Вместо этого он выдвинул к территориям три требования: безусловный доступ своих налоговых и судебных служб к данным о бенефициарах офшоров, получение информации "в один прием" (а не серией запросов и ответов) и, наконец, запрет сообщать бенефициарным собственникам о том, что ими интересуются. Переговоры не обещали быть результативными, последние новости были в январе 2016 года: большинство самоуправляемых офшоров нехотя обещали в будущем давать ответы на законные запросы из Лондона о собственниках офшоров в течение 24 часов.

Публикации "панамского архива" поменяли все в течение недели. С 4 по 12 апреля пять юрисдикций либо подписали, либо пообещали подписать допсоглашения об обмене информацией с Великобританией: Мэн гарантировал раскрытие данных по запросу в течение часа, как и Джерси,— "в исключительных случаях", Гернси — в течение получаса также "в исключительных случаях". BVI и Каймановы острова 8 и 11 апреля не дали обязательств по срокам, но начали переговоры с Великобританией о создании "электронных платформ" для обмена информацией. При этом правительство BVI сообщает, что его позиция изменилась после публикации "панамского архива" — притом что, строго говоря, почти никто не знает, что в нем есть и будет ли он когда-нибудь опубликован полностью.

Спор "сутки или час" важен: "переброска" средств через офшоры может происходить так быстро, что отслеживать информацию о бенефициаре в режиме "сообщим завтра" бессмысленно: ни завтра, ни через три часа на счетах интересующей налоговиков компании денег уже не будет. Впрочем, быстрый доступ к информации страны ЕС (как и другие страны) смогут пока получать только через британские власти — и, видимо, только до тех пор, пока Великобритания остается в ЕС. Brexit, летний референдум в Великобритании о выходе из ЕС, становится для владельцев офшоров жизненно важным событием.

Вся лента