Свободный порт подгрузят контейнерами

«Транзит-ДВ» предложила организовать погрузку без постановки к причалу

Группа компаний «Транзит-ДВ» объявила о внедрении технологии рейдовых погрузочных комплексов (РПК) в крупных портах юга Приморья, которые вошли в состав Свободного порта Владивосток. Схема позволяет помещать любые партии грузов, включая те, что обычно перевозятся на балкерах, в контейнеры и заполнять ими суда на рейде. Эксперты полагают, что внедряемая «Транзит-ДВ» технология поможет остановить падение рынка.

Загрузить контейнеровозы в портах юга Приморья на фоне падения экспорта контейнеров попробуют с помощью новых технологий

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

ГК «Транзит-ДВ» получила разрешительную документацию на использование рейдовых комплексов для перегрузки судов без постановки к причалу в портах Находка, Зарубино и Славянка, причем в последнем оборудование уже установлено и протестировано. Об этом сообщили в пресс-службе группы. «Для Свободного порта Владивосток (под этот режим подпадают все вышеперечисленные порты.— „Ъ“) создание сети РПК имеет решающее значение. Доля контейнерных перевозок в общем объеме рынка транспортных услуг постоянно растет, а специализированных терминалов, позволяющих обрабатывать контейнеровозы с большой осадкой у причальной стенки, всего два на все Приморье — во Владивостоке и порту Восточном»,— объяснили в ГК. Сумму вложений в РПК стивидор не раскрывает.

По данным самой компании, интерес к работе РПК уже проявил международный оператор ZIM. Применение технологии, поясняют в «Транзит-ДВ», дает возможность небольшим поставщикам заключать контракты с потребителями на различные партии грузов (от 1 до 100 контейнеров единовременно) и доставлять их строго в соответствии с расписанием судоходной линии.

«Использование сети РПК в Свободном порту позволит нарастить объемы оказываемых транспортных услуг на фоне общемировой стагнации»,— заявляют в ГК «Транзит-ДВ». Схема, добавляют в компании, выгодна и терминалам, входящим в зону Свободного порта, поскольку «это привязка мировых контейнерных операторов не только бункеровками, но и расширением их грузовой базы». «Это повлечет за собой открытие в Свободном порте офисов крупных компаний, строительство складских помещений, производств по переработки грузов, „сухих портов“, плавсредств и остальных элементов инфраструктуры для хранения и доставки грузов на рейд»,— говорят в ГК.

«Транзит-ДВ» включает в себя десять компаний, в том числе ЗАО «Востокбункер» и ООО «Северо-восточное морское пароходство» (СВМП), и занимается обеспечением «северного завода» и транзита грузов через порты юга Дальнего Востока. Управляющее группой ООО «Группа „Транзит-ДВ“», по данным «СПАРК-Интерфакс», с 2013 года принадлежит Tranzit group property Ltd. (Гонконг), ранее компанией владели Сергей Болдырев и Игорь Польченко. Оборот УК за 2014 год, по данным Kartoteka.ru — 224,3 млн руб., «Востокбункера» — 1,72 млрд руб., СВМП — 2,99 млрд руб. Торговый дом ГК за 2014 год получил 16,2 млрд руб. выручки и 187,4 млн руб. чистой прибыли. Данные за 2015 год еще не раскрывались.

Между тем, констатируют перевозчики, ситуация с внешнеторговыми контейнерными перевозками в дальневосточном регионе за последние несколько лет ухудшилась. Так, в «Трансконтейнере» связывают падение транзита контейнеров, который в 2015-м к предыдущему году сократился на 27,5% до 85,1 тыс. TEU, с уменьшением транзитных грузопотоков с Дальнего Востока в страны Средней Азии, преимущественно за счет автокомплектующих. Суммарный грузооборот стивидоров порта Владивосток в январе вырос на 5,9% (до 1,3 млн т), но при этом перевалка контейнеров сократилась на четверть. Увеличение переработки грузов достигнуто за счет угля и рыбы. На Дальневосточной железной дороге в границах Приморья за два месяца погружено порядка 610 тыс. т грузов второго тарифного класса (к ним относятся контейнеры и импорт) — почти на 16% меньше, чем за аналогичный период 2015-го.

Гендиректор «Совмортранса» Олег Хайтаров высоко оценивает перспективы развития контейнерного рынка, хотя сейчас их роль недооценена, полагает он. «За контейнеризацией — будущее. Сегодня, говоря об этом сегменте грузоперевозок, мы упускаем из вида ряд факторов. Например, значительные объемы грузов идут по территории России в простых вагонах, хопперах и автомобилях, а потом в портах перегружаются в контейнеры и отправляются морем на экспорт. При этом они не учитываются в статистике контейнерных перевозок по РФ»,— отмечает он.

Игорь Михайлов, Дмитрий Щербаков

Вся лента