Евгения Михеля бросили на бульдозеры

Экс-гендиректор "Мечела" возглавил "ЧТЗ-Уралтрак"

Как стало известно "Ъ", Уралвагонзавод назначил бывшего гендиректора проблемного "Мечела" Евгения Михеля главой подконтрольного "ЧТЗ-Уралтрака". Сейчас завод, от которого Альфа-банк требует досрочного погашения около 7 млрд руб., простаивает из-за долгов за энергоресурсы. Гендиректору придется найти заказы и деньги на возобновление производства, а также провести оптимизацию персонала, считают эксперты.

Фото: Константин Воробьев, Коммерсантъ

Бывший гендиректор "Мечела" Евгений Михель назначен гендиректором "ЧТЗ-Уралтрак", подконтрольного государственной НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ). Об этом рассказал "Ъ" источник на рынке и подтвердили заместитель гендиректора УВЗ Алексей Жарич и сам господин Михель. По словам собеседников "Ъ", Евгений Михель пришел в УВЗ еще в мае на позицию заместителя гендиректора корпорации, где "изучал ситуацию на "ЧТЗ-Уралтраке"". "Новый руководитель уже представлен коллективу, он будет заниматься развитием предприятия, реализацией антикризисной программы",— объясняют в УВЗ.

Проблемы "ЧТЗ-Уралтрак" связаны в первую очередь с долгами: Альфа-банк требует в суде от завода и УВЗ как поручителя досрочного погашения кредитов на 6 млрд руб. и $39,7 млн из-за просрочки платежей. В банке говорят, что переговоры сторон и параллельные судебные процессы "идут своим чередом". Евгений Михель сказал "Ъ", что будет заниматься урегулированием кредитных проблем, но его первоочередная задача — запустить производство на предприятии, которое сейчас простаивает из-за отключения электричества и газа за долги (с начала года "НОВАТЭК-Челябинск" требует в суде около 107 млн руб., "Челябинскгоргаз" — 4,8 млн руб.; всего контрагенты подали к заводу иски на 394 млн руб.). У компании есть заказы, но нет оборотных средств, поэтому планируется привлекать кредиты под контракты, говорит он. Речь идет как об экспортных поставках двигателей, где "просматривается хорошая рентабельность", так и о заказах на дорожно-строительную технику (ДСТ) на внутреннем рынке — девальвация рубля привела к росту спроса на российскую продукцию, рассказывает топ-менеджер. "Около десяти лет назад доля "ЧТЗ-Уралтрака" на российском рынке ДСТ доходила до 75%, но из-за наплыва импорта, в том числе китайского, сейчас доля завода в лучшем случае 20%",— говорит Евгений Михель.

В УВЗ добавляют, что девальвация национальной валюты также повысила конкурентоспособность ДСТ на зарубежных рынках, на этом направлении сосредоточится предыдущий гендиректор "ЧТЗ-Уралтрака" Виктор Воропаев, который теперь будет заместителем. Сейчас у "ЧТЗ-Уралтрака" с учетом дилеров есть заказы на 700 единиц техники на 2,8 млрд руб.

По данным базы СПАРК, последние годы завод убыточен на операционном уровне (убыток от продаж в 2013 году — 1,9 млрд руб., данных за 2014 год нет). Гендиректор УВЗ Олег Сиенко в мае говорил "России 24", что проблемы "формировались годами". "Невозможно на площадях, где выпускалось 50-70 тыс. единиц техники в советские времена, делать то же самое в рамках рынка и выпускать 2 тыс. единиц",— отмечал он. По словам Евгения Михеля, компания будет проводить оптимизацию энергопотребления, товарных потоков и персонала, прежде всего управленцев. Вопрос сокращения мощностей пока неактуален. В "ЧТЗ-Уралтраке" считают оптимальным кооперацию или СП на свободных площадях, но признают, что, после того как западные санкции заморозили планы СП с американской Caterpillar и французской Bombardier, "переговоры идут очень осторожно".

Евгений Михель работал в "Мечеле" с 2002 года (в 2010-2013 годах гендиректор) и ушел, реализовав ключевые инвестпроекты и продав часть нестратегических активов,— но в тот момент уже было понятно, что "Мечелу" придется решать проблему огромных долгов (на конец апреля составляли $7 млрд). На новом месте ему тоже придется решать непростые задачи, отмечает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров: "ЧТЗ-Уралтрак" уже уведомлял службу занятости, что может сократить до 5 тыс. из 8 тыс. сотрудников. По его мнению, сейчас "ЧТЗ-Уралтраку" надо усилить экспорт, поскольку "финансовое положение в России не способствует росту спроса со стороны строительной отрасли".

Анатолий Джумайло

Вся лента