Геннадий Котельников: «Вузы укрупняются — это общая тенденция»

Председатель совета ректоров вузов Самарской области, ректор Самарского государственного медицинского университета, академик РАН Геннадий Котельников рассказал «Ъ — Образование» о том, зачем нужно объединение трех крупнейших самарских вузов, что происходит в системе высшего образования, и как на высшую школу повлияли санкции ЕС и рост курса доллара.

Фото: фото Самарского государственного медицинского университета

— экспертное мнение —

— В каком состоянии находится система высшего образования в регионе? Насколько она соответствует веянию современных требований?

— Исторически в Самарской области сложился мощный научно-образовательный комплекс, имеющий глубокие корни. Два наших вуза уже отметили свое столетие, еще три вуза близки к этому рубежу. Основу выс­шей школы области составляют 14 крупных федеральных вузов, в которых обучаются почти 90% всех студентов, а это более 100 тысяч человек. Научными разработками у нас занимаются порядка 300 исследовательских коллективов, десятки научных школ, более семи тысяч преподавателей. Среди них почти пять тысяч кандидатов и больше тысячи докторов наук.

За последние десять — пятнадцать лет практически все вузы серьезно модернизировали материально-техническую базу, превратились в современные образовательные центры. Так что сегодня самарская высшая школа — достойный представитель российской высшей школы, и ей присущи как достоинства, так и недостатки последней.

Сегодня вузы должны стремиться стать ведущими центрами развития науки и генераторами инноваций, концентрирующими в себе передовую кадровую, информационную и материально-техническую инфраструктуру, необходимую для достижения прорывных результатов в образовательной и научной сферах.

Именно с этой целью — тесно связать науку и производство — губернатор Самарской области Николай Меркушкин инициировал проект строительства технополиса «Гагарин-центр» — особого района Самары, где планируется построить современную инфраструктуру для эффективной образовательной, научной и инновационной деятельности. Этот проект предполагает участие всех ведущих вузов Самарской области. В случае его успешной реализации система высшего образования и науки Самарской области кардинально изменится.

Сегодня самарские вузы сохранили определенные связи с реальным сектором экономики, созданным еще в советское время. Существуют тесные контакты СГАУ с предприятиями аэрокосмического сектора, СамГТУ — с предприятиями нефтедобычи и нефтепереработки, предприятиями ОПК, энергетической сферы, СамГМУ — с системой здравоохранения региона. В то же время за последние 20 лет взаимодействие вузов и предприятий существенно ослабло, а в ряде отраслей практически свелось к нулю.

Такая ситуация связана как со сломом советской модели экономики, так и с ослаблением финансовых позиций ряда крупных предприятий, которые не имеют достаточных ресурсов для вложений в разработку наукоемких технологий. При этом предприятия мелкого и среднего бизнеса, работающие в сфере производства, часто ориентированы на импорт готовых технологий из-за рубежа, а не на разработку собственных.

Чтобы наша экономика стала по-настоящему инновационной, кооперация вузов и предприятий должна усилиться в десятки раз.

— Насколько целесообразно объединение трех самарских вузов (СГАУ, СамГУ и СамГТУ), которое предлагает глава региона? Каковы возможные плюсы и минусы этого объединения?

Объединение вузов в крупные многопрофильные университеты является мировым, а сейчас уже и российским трендом. Можно даже сказать, что это генеральная линия развития мировой высшей школы за последние полвека. Что касается Самарской области, то, несмотря на большое количество крупных государственных вузов, у нас не существует вуза, который можно было бы позиционировать как безусловного лидера мирового уровня.

«Гагарин-центр» должен стать своего рода консолидированным центром самарской высшей школы и науки, объединить все лучшее, что есть в самарских вузах. Технополис предполагает строительство авиационного центра, студенческого городка, технопарка. Поэтому объединение трех вузов: СамГУ, СамГТУ и СГАУ — это логичный шаг в данном направлении. Важно, что объединяемые вузы — одни из сильнейших в регионе, ни один из них не станет «довеском» для другого. Еще одним плюсом этих вузов является слабая пересекаемость специальностей и направлений подготовки, что позволит минимизировать болезненный процесс преобразования кафедр.

Нужно понимать, что любая реструктуризация в системе высшего образования касается очень сложных самостоятельных систем. А отрасль образования — очень сложная система. К тому же она достаточно консервативна. Консервативна в хорошем смысле этого слова, это очень устойчивая система. Поэтому какой бы мы ни предложили вариант объединения вузов, и кто бы ни предложил это объединение, будь это год назад или через пять лет, первая реакция людей была бы такой же. Люди боятся любых реорганизаций. Их можно понять, они пришли в вуз еще студентами, закончили его, остались в аспирантуре, стали преподавать, добились ученых званий и должностей. Но мы не можем игнорировать веяние времени.

Сейчас общая тенденция развития выс­шего образования в мире ведет к тому, что вузы укрупняются. Современный университет должен выпускать и инженеров, и философов, и биологов, и естествоиспытателей, и лингвистов, и физиков. У нас в Самаре такого мощного университета на сегодняшний день нет. И то, что СГАУ попал в топ‑14 лучших вузов России, — это серьезная заявка, но его показатели на фоне показателей других вузов топа невысокие: и по количеству студентов, и по количеству преподавателей, и по количеству научной продукции. Наш вуз конкурирует здесь с другими очень мощными по этим показателям российскими вузами.

Создать мощный университет в Самаре — это давняя мечта многих людей. Просто, в силу тех или иных причин, это объединение откладывалось. Но только представьте, во сколько раз сильнее будет объединенный самарский вуз, где количество студентов превысит 30 тысяч, где будут работать около двух тысяч преподавателей. Узнаваемость этого вуза, научный продукт этого вуза, объединенная материально-техническая база — все это будет способствовать тому, что мы получим мощный федеральный самарский государственный университет.

Есть еще много нерешенных вопросов. Но, еще раз повторюсь, объединение вузов — это тренд. В ближайшее время, я абсолютно уверен, пойдут достаточно жесткие команды сверху, и вузы будут объединяться. Это просто вопрос времени.

— Объединить самарские вузы предполагается в течение довольно короткого срока: за 1,5 года? С чем связана эта спешка?

Аэрокосмический университет благодаря вхождению в топ‑14 лучших вузов страны получает серьезные дополнительные средства из федерального центра. Насколько мне известно, Николай Иванович Меркушкин провел предварительные переговоры с целью, чтобы в случае объединения вузов их федеральная поддержка увеличилась. Наша задача — сохранить этот вуз в топе‑14. Поэтому некоторая торопливость есть, но я бы не сказал, что это спешка. Торопиться надо не спеша — есть такое хорошее русское выражение.

Реорганизация направлена на то, чтобы улучшить качество образования студентов, материальную базу вузов, повысить качество выпускника, увеличить количество и качество научных разработок вузов. Сегодня мы выпускаем мало научной продукции. Сегодня стало меньше ярких ученых, научно-педагогических школ. Теряется качество образования. И это нужно исправлять как можно быстрее.

— Какой будет роль других региональных вузов в этой новой системе? Что будет с ними?

Успешное объединение трех вузов и связанный с этим процесс строительства технополиса позволит сформировать в Самарской области образовательную и научную инфраструктуру мирового уровня, которой смогут пользоваться и другие вузы, повышая тем самым качество своей деятельности.

— В какой степени вузы сегодня самостоятельны финансово?

Федеральные вузы, учредителем которых является правительство РФ в лице тех или иных министерств и ведомств, в современных условиях могут существовать только при наличии бюджетного финансирования. Финансовая самостоятельность их такая же, как и у других бюджетных учреждений. При этом в вузах существуют и внебюджетные источники финансирования, главные из которых — плата за обучение студентов, обучающихся на внебюджетных местах, и в меньшей степени — средства, полученные от научно-исследовательской деятельности. У каждого вуза доля внебюджетных средств индивидуальна: есть вузы, где практически нет «внебюджетки» (не более 20%), есть вузы, где внебюджетная часть составляет до половины и более от всего финансового оборота.

Вузам необходимо научиться зарабатывать своим интеллектуальным ресурсом — научно-исследовательской деятельностью. Главная проблема здесь — недостаточная включенность вузов в деятельность реального сектора экономики. С одной стороны, вузы часто не могут предложить свои услуги в том виде, в котором они будут интересны предприятиям, с другой, — сами предприятия часто не готовы уделять больше внимания НИОКРам и инновационным проектам. Необходимо взаимное желание, в итоге в выигрыше останутся обе стороны.

— Еще недавно самыми популярными специальностями были юриспруденция и экономика. Происходит ли какое-то изменение этого тренда?

— Эти направления подготовки самые популярные и сегодня. В 2014 году на направления экономического, юридического и управленческого профиля поступили 7 319 человек (на все формы обучения), из них 92,7% на места с оплатой обучения. В целом это 26,4% от общего количества принятых на первый курс. Много это или мало? Если исходить из того, что только в Самарской области, по официальным данным Самарастата, число учтенных в Статистическом регистре предприятий, организаций, их филиалов составляет больше 112 тысяч, а каждой организации нужны как минимум бухгалтер и юрист, то, наверное, спрос на эти направления подготовки не случаен. Если же мы ставим целью быть одной из ведущих высокотехнологичных держав мира, то экономистов и юристов готовить нам надо бы поменьше.

Хочу отметить, что наряду с таким высоким интересом к юридической и экономической сфере у абитуриентов имеется устойчивый интерес к инженерным направлениям, медицине, строительству и другим. Остальные 74,6% поступивших в вузы, а это более 20 тысяч человек, не планируют связывать свою жизнь ни с экономикой, ни с юриспруденцией.

На мой взгляд, главная проблема сейчас в другом: нам нужно найти баланс между количеством людей, получающих высшее профессиональное и среднее профессиональное образование, составляющих основу рабочего класса.

— В существующей политической ситуации работают ли программы обмена студентами и программы зарубежных стажировок преподавателей вузов?

— Пока это существенным образом на международное сотрудничество самарских вузов не повлияло. Последние три — пять лет для всех высших учебных заведений страны, в том числе и самарских, характерно улучшение взаимодействия с иностранными, в том числе западными, вузами. Это нужное и необходимое дело.

— Рост курса доллара и евро по отношению к рублю как-то повлиял на самарские вузы?

Конечно, без всякого сомнения. Это повлияло на всю страну. Мы очень много закупали за границей и немножко избаловались сами. Почему и появилась невостребованность отечественной науки. Пятьдесят лет назад, когда строился первый космический корабль, я даже теоретически не могу представить, что на нем хоть один шурупчик мог быть импортным. Все делали мы сами. А потом мы начали часть продукции закупать за рубежом, и эта часть увеличивалась, увеличивалась… Сейчас очень сложная ситуация в здравоохранении. Там почти вся диагностическая и лечебная аппаратура закупалась за рубежом. Она очень дорогая. А сейчас за эти же деньги купить мы можем в два раза меньше. Эту проблему мы ощущаем. Сейчас мы от этого каким-то образом резко отойти не можем. Это касается и высшей школы, и всего нашего общества. Это проблема федерального масштаба, которую сегодня решает руководство нашей страны.

Беседовала Елена Донкина

Вся лента