Профицит как искусство возможного

Дыры в бюджете закроет дорогая нефть и слабый рубль

Стагнация российской экономики, бегство капитала, международные санкции и снижение кредитного рейтинга РФ внешне пока никак не сказываются на сбалансированности федерального бюджета. Минфин РФ вчера сообщил, что по итогам первой трети 2014 года госказна исполнена с профицитом в 0,3% ВВП. Секрет видимого благополучия госказны — возможность Минфина замещать деньги, недополученные из-за невыполнения программ заимствования и приватизации, дополнительными доходами от стабильно дорогой нефти и ослабления рубля.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

По обнародованным вчера данным Минфина, при доходах января--апреля 2014 года в 4,754 трлн руб. (35% от годового плана) расходы составили 4,687 трлн руб. (33,6%). Профицит — 67 млрд руб., или 0,3% ВВП. Это символическое превышение доходов над расходами — наследие первого квартала с профицитом в размере 1,1% ВВП (во многом объяснявшимся зачислением разовых доходов начала года, таких как бюджетные остатки и прибыль от размещения средств суверенных фондов). Отдельно же в апреле 2014 года федеральный бюджет был дефицитным: доходы отстали от расходов на 1,9% от месячного ВВП.

В Минфине признают, что текущая сбалансированность госказны вовсе не говорит о стабильном исполнении бюджета в полном соответствии с прогнозами, а складывается из действия разнонаправленных факторов. В плюс бюджету идут стабильно высокие цены на нефть и подешевевший рубль. При заложенной в бюджет стоимости Urals $101 за баррель фактически сложившаяся цена этого сырья по итогам четырех месяцев составила $106,8 за баррель. Более дешевый, чем в законе о бюджете, рубль, по разным оценкам, может дать госказне дополнительно еще до 1 трлн руб.

С другой стороны — факторы, работающие против бюджета. Это, в частности, возможный недобор ненефтегазовых доходов из-за ухудшения финансового состояния предприятий в условиях стагнации экономики. Проблемы есть и с двумя главными источниками финансирования дефицита госказны. План приватизации, по признанию властей, в этом году, скорее всего, вновь выполнен не будет: по итогам января--апреля по этой статье поступило лишь 26 млрд руб. из запланированных на год 197 млрд руб. Санкции в отношении РФ не позволяют Минфину выполнить и программу заимствований. На этой неделе глава ведомства Антон Силуанов сообщил о намерении отказаться от размещения еврооблигаций в 2014 году и существенно сократить программу внутренних займов из-за "неблагоприятной внешней конъюнктуры". Такая конъюнктура, как признают сами чиновники,— результат санкций в отношении РФ, выразившийся в снижении кредитного рейтинга и удорожании потенциальных заимствований. Напомним, ранее Минфин в 2014 году намеревался привлечь с внешних рынков около 250 млрд руб.

В этих условиях Минфин обещает заместить выпадающие суммы дополнительными нефтегазовыми и "курсовыми" доходами. По признанию директора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максима Орешкина, возможно, что из-за этого в Резервный фонд в 2014 году зачислять будет нечего, хотя, если прямо следовать бюджетному правилу, в эту "кубышку" по итогам года должно было поступить более 1 трлн руб. Таким образом, может повториться ситуация прошлого года, когда на затыкание дыр, возникших в бюджете из-за провала плана приватизации и недопоступления налоговых доходов, до Резервного фонда дошло лишь 212 млрд руб. вместо запланированных 982 млрд руб.

Впрочем, публично высказываемые пессимистичные доходные ожидания Минфина — это уже дань сложившейся традиции. Пока же два основных сборщика денег в федеральный бюджет "идут по году" в соответствии с планом. По данным Минфина, Федеральная налоговая служба (ФНС) в январе--апреле собрала 2,098 трлн руб., выполнив годовое задание на 34,6%, Федеральная таможенная служба — на 35,3% (2,295 трлн руб.). Как сообщил вчера глава ФНС Михаил Мишустин, в консолидированный бюджет РФ в январе--апреле 2014 года налогов и сборов поступило на 4,2 трлн руб., что на 12,6% больше, чем годом ранее. Напомним, по итогам 2013 года рост был значительно меньшим — 3,4% (ниже инфляции). При этом поступления базового для региональных бюджетов налога на прибыль тогда упали на 12%, ключевого для федеральной госказны НДС — на 1%. В первой трети 2014 года ситуация выглядит иначе: положительная динамика, отметил вчера господин Мишустин, наблюдается по всем налогам. В частности, по налогу на прибыль поступления выросли на 10,7% в сравнении с аналогичным периодом, по НДС — сразу на 20,5%.

Вадим Вислогузов

Вся лента