Уверенный спад

Если судить по данным выпуска грузовых автомобилей в РФ в 2013 году, представленным АО "АСМ-холдинг", то спада производства и вовсе не было. Ничтожный 1%, на который ушел в минус российский грузовой автопром, можно списать на статистическую погрешность. Правда, ситуация в отрасли далеко не однозначная.

Наиболее глубокое падение зафиксировано в сегменте новых тяжелых грузовиков иностранного производства: уровень продаж упал почти на 25%, до 34 408 единиц, включая китайские бренды

Фото: Reuters

Горьковский автозавод увеличил выпуск на 8,1%, в их числе и более 9 тыс. собранных в Нижнем новых "Газель NEXT". "Форд Соллерс" в очередной раз обновил в Елабуге рекорд по выпуску Transit: их там сделали более 13 тыс. Свою лепту в производство "коммерсантов" внес и Волжский автозавод, наладивший выпуск грузовых фургонов на базе универсала Lada Largus, которые с успехом заменили ушедшие в небытие ижевские "каблучки".

В то же время выпуск тяжелых грузовиков на большинстве предприятий снизился. КамАЗ, например, сократил объемы выпуска на 9,2%, до 42 858 единиц, а АЗ "Урал" на 11,8% — до 5727 единиц. Еще более плачевно дела обстояли на заводе "Вольво Восток" в Калуге: общий объем производства грузовиков Volvo и Renault снизился на 35,8%, до 4017 единиц. Кстати, собственное сборочное производство в РФ наконец-то заработало и у баварской компании MAN. Завод "МАН Трак энд Бас Продакшн РУС" в Петербурге собрал за отчетный период 112 грузовиков.

Если же говорить о продажах, то рынок просел куда заметнее. Здесь спад составил уже 15,2%. В общей сложности в 2013 году в РФ удалось реализовать 305,21 тыс. грузовиков полной массой от 1,5 тонн. Спад продаж зафиксирован во всех сегментах рынка, кроме иномарок российской сборки. В структуре рынка, по данным "АСМ-холдинга", доля отечественных грузовиков увеличилась с 45% в 2012-м до 51,9% в 2013-м. На долю иномарок российской сборки пришлось 10,1% (8,1% в 2012-м), новых импортированных — 34,9% (41,9%), подержанного импорта — 3,1% (5%).

Пожалуй, наиболее глубокое падение зафиксировано в сегменте новых тяжелых грузовиков иностранного производства: уровень продаж упал почти на 25%, до 34 408 единиц, включая китайские бренды. Еще в 2012-м продажи в этом сегменте составили рекордные за последнее десятилетие 45 785 автомобилей. Традиционно на долю компаний европейской "большой семерки" пришлось практически 80% в общем объеме сбыта — 27 498 единиц. Правда, на сей раз MAN, лидировавший три года кряду, уступил первенство Scania, а замкнула тройку лидеров Volvo.

Судя по всему, первоначальные опасения насчет того, что инициированные в свое время "Соллерсом" антидемпинговые пошлины на LCV происхождением из Италии, Германии и Турции обрушат рынок, не оправдались. Возможно, во многом из-за того, что затрагивают довольно узкий сегмент рынка — машины полной массой 2,8-3,5 тонны. В РФ большей популярностью пользуются все же более тяжелые версии фургонов, значительная доля которых (по некоторым оценкам, до 60% от общего объема поставок LCV) затем трансформируется российскими "кузовщиками" в так называемые фургонбусы — автобусы особо малого и малого классов, с преобладанием последних. Рейтинг производителей LCV, во всяком случае, его топовая часть, сохраняет завидную стабильность. Первым по объемам продаж, как и в 2012-м, идет "Volkswagen Коммерческие автомобили": 15 915 проданных автомобилей (-1,6%). На втором месте вновь альянс "Форд Соллерс" — 14 624 единицы, на третьем Peugeot — 9757 единиц. Причем высокая позиция Ford объясняется, как уже говорилось выше, исключительно успехом малотоннажника Ford Transit. По итогам 2013 года тираж фордовского бестселлера вырос, по разным оценкам, еще на 12,3-14% (без учета собираемого там же Tourneo Custom). Чего нельзя сказать о других "коммерсантах" Ford — пикапе Ranger (688 единиц) и "каблуке" Connect (396 единиц с учетом пассажирских версий). Продажи первого сдерживались ограниченными поставками на российский рынок, а второй в связи со сменой поколений был снят с производства еще в начале прошлого года. Кстати, лидер продаж среди "каблуков" иностранного производства — Citroen Berlingo. В 2013-м в РФ удалось реализовать в общей сложности 4048 единиц, в том числе 300 автомобилей внедорожной версии Berlingo Trek с увеличенным до 200 мм дорожным просветом и межколесной блокировкой. Что касается продаж малотоннажников Mercedes-Benz Sprinter Classic, сборку которых летом 2013 года наладили на ГАЗе, то покупателей, по данным ЗАО "Мерседес-Бенц РУС", нашла 261 машина

Ситуация на рынке автобусов куда более тяжелая, чем на рынке грузовиков. Здесь падение наблюдалось как с продажами, так и с производством, которое сократилось почти на 8%. Более того, эта цифра могла быть куда больше, если бы общую картину отчасти не сгладили производители "фургонбусов", прежде всего нижегородского "куста": СТ "Нижегородец", ПКФ "Луидор" и "Промтех". Потому что отечественные производители "классических" автобусов в лице ПАЗа, ЛиАЗа, КАвЗа, НефАЗа и "Волгабаса" дружно продемонстрировали падение выпуска на 14,5-36,2%. Единственным исключением стал ГолАЗ, получивший срочный подряд на более чем 700 автобусов для Олимпиады в Сочи. Однако, как в свое время циклопический заказ на 10 тыс. "Магирусов" для БАМа не спас компанию Magirus-Deutz от поглощения Iveco, так и олимпийские автобусы не помогли Голицынскому автобусному заводу избежать перепрофилирования. Похоже, в ближайшее время сборку автобусов "ГолАЗ" переведут на мощности Ликинского автобусного завода, а производственная площадка в Голицыно будет специализироваться на выпуске иной техники в рамках корпорации "Русские машины".

Отгрузки автобусов в 2013 году сократились по сравнению с 2012-м на 17,4%. При этом продажи отечественных машин, которые продолжают доминировать на рынке, снизились на 14,1%, до 37 677 единиц, хотя их рыночная доля и увеличилась до 65,7% против 63,2% в 2012-м. В то же время продажи "российских иномарок" выросли на 21,4%, до 12 120 автобусов, а занимаемая ими доля рынка прибавила 6,7 пункта и достигла 21,1%. Практически весь этот рост обеспечили производители автобусов особо малого и малого классов на базе импортных фургонов. Таким образом, совокупная доля отечественных моделей и "нашемарок" достигла в 2013 году 86,8% против 77,6% двумя годами ранее. Введение в 2012-м повышенной ставки утилизационного сбора обрушило импорт. Так, рыночная доля новых импортированных автобусов снизилась с 17,9% до 12,7% (7298 единиц), а импорт подержанных автобусов сократился в 12 раз! Его доля сжалась с 4,5% до 0,5%, составив 261 автобус.

Александр Солнцев, главный редактор журнала "Комтранс"

Вся лента