Оставшихся с дореволюционных времен автомобильных реликвий в нашей стране — по пальцам пересчитать: «Руссо-Балт» в Политехническом музее, там же немецкий трицикл Cudell, мотоцикл «Россия», останки каких-то шасси и отдельные моторы с частями механизмов. Об остальных автомобилях в России до 1917 года мы имеем представление только по фотографиям и кинохронике — они до нас не дошли. Но вот интересный момент: совсем нет старых снимков, где присутствовали бы те машины, которые сейчас мы имеем возможность видеть «живьем».
Фото: ГАРФ
Британский журнал The Autocar в номере от 25 мая 1901 года поместил это фото с подписью «автомобиль королевы». И у этого электромобиля есть своя загадка: на фото колеса со стальными спицами, хотя королеве Александре доставили машину с деревянными спицами
Фото: kcstudio.com
У императрицы Марии Федоровны и королевы Александры были не только одинаковые электромобили, но и сыновья как близнецы-братья: Николай II и Георг V. Однако, ни родственные связи, ни портретное сходство не помешали последнему отказать в пристанище русскому царю после его отречения в 1917 году
Фото: ГАРФ
«Коламбией» этот электромобиль называют условно: в Лондоне выпускалась лицензионная версия, возможно, с использованием комплектующих, полученных из Америки от Electric Vehicle Company. Правильнее было бы назвать марку как City and Suburban – именно так она фигурирует в британской прессе. В переводе означает «городской и пригородный». На фото — электромобиль королевы Александры, колеса с деревянными спицами
Фото: kcstudio.com
Страница из рекламного буклета City and Suburban Electric Carriage Company. Клиент №1 — Ее Королевское Величество, клиент №2 — вдовствующая императрица Мария
Фото: ГАРФ
Фотоальбом великой княгини Ксении Александровны, в котором нашлись ранее неизвестные фото электромобиля
Фото: ГАРФ
На всех фото императрица сидит с левой стороны на месте пассажира, а электромобилем управляет ее младший сын Михаил. Управляла ли им сама Мария Федоровна — неизвестно, подтверждающих это фотографий или дневниковых записей пока не обнаружено
Фото: ГАРФ
Еще одно фото из альбома Ксении и снова «за рулем» великий князь Михаил Александрович. Судя по его дневниковым записям, «Коламбия» использовалась только для поездок по гатчинскому парку или по Петергофу. Запас хода электромобиля составлял 60-70 км, что ограничивало его использование
Фото: ГАРФ
Так сейчас выглядит «Викториэтт» королевы Александры. На бортах тоже нет ее вензелей — их стер один из последующих владельцев.
Фото: kcstudio.com
Прощание Романовых с Россией: великий князь Николай Николаевич и вдовствующая императрица Мария Федоровна на борту линкора Marlborough. 11 апреля 1919 года, на дальнем плане видна Ялта
Фото: ГАРФ
В таком виде в Политехническом музее хранился электромобиль императрицы Марии Федоровны
Фото: Политехнический музей
Страница из рекламного буклета City and Suburban Electric Carriage Company. Клиент №1 — Ее Королевское Величество, клиент №2 — вдовствующая императрица Мария
Фото: ГАРФ
Исчезнувшие при первой «реставрации» монограммы императрицы Марии Федоровны — переплетенные буквы М и Ф
Фото: Политехнический музей