6 октября 1953 года умерла знаменитый скульптор Вера Мухина. Автор «Рабочего и колхозницы», памятников Свердлову и Горькому, лауреат пяти сталинских премий, и, по легенде, создательница граненого стакана — в фотогалерее «Ъ».
Вера Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге, в весьма состоятельной семье: ее дед сколотил крупное состояние на торговле льном, пенькой и хлебом. Училась живописи в Москве, скульптуру изучала в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
После учебы она пробует силы как оформитель в театре. Во время Первой мировой художница работает сестрой милосердия, тогда же встречает военного врача Алексея Замкова, за которого выходит замуж. Затем революция, участие в ленинском плане монументальной пропаганды, преподавание во ВХУТЕИНе На фото: председатель Союза архитекторов СССР Виктор Веснин (слева), Вера Мухина (в центре) и художник Владимир Фаворский на творческом совещании архитекторов
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Мухина была одним из самых видных членов Ассоциации художников революционной России. Она создала эскизы памятников российскому просветителю Николаю Новикову и секретарю Московского комитета партии Загорскому, скульптуру «Пламя революции» посвятила Якову Свердлову. Мухина участвовала в конкурсе на памятник «Освобожденному труду», а к десятилетию Октября создала «Крестьянку», сделавшую ее очень известным скульптором
Фото: РИА НОВОСТИ
Как рассказывал сын Мухиной и Замкова, в мае 1930 года она и ее муж решили бежать из СССР — супруги собирались через южную границу Азербайджана перебраться в Иран, а затем решить, куда ехать — в Латвию, Венгрию или Алжир, где жил учитель Замкова доктор Алексинский. Решение о побеге было принято под влиянием некоего пациента Замкова, который оказался агентом-провокатором ОГПУ. Мухину с мужем и сыном арестовали по пути на вокзал. Замков был автором первого в мире гормонального лекарственного препарата гравидан, изготавливаемого из мочи беременных женщин и показывающего впечатляющие результаты. Он пользовался большой популярностью, требования выслать гравидан шли во все инстанции
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Именно волна популярности мужа подняла Мухину на вершину советского искусства. Максим Горький, фактически советский министр литературы, аудиенции у которого известнейшие писатели, ученые и художники ожидали многие месяцы, принимает Мухину вместе с другими видными скульпторами по первой же просьбе. После этой встречи в июле 1933 года он пишет письмо в ЦК, Молотову, и ходатайствует о помощи скульпторам — о передаче под мастерские закрываемых церквей, выделении огромных стипендий молодым ваятелям. А также передает Молотову просьбу скульпторов об обеспечении материалами: «Можно было бы предложить им мрамор памятников на кладбищах Москвы». В 1934 году Мухина получает заказ на скульптурное оформление строящейся гостиницы «Москва» (правда, потом Сталин утвердил проект без этих излишеств) На фото: Вера Мухина заканчивает работу над скульптурой Максима Горького
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Мухину и ее семью по просьбе Горького взял под свое крыло председатель Совнаркома Вячеслав Молотов. Не без участия последнего в 1937 году ее допустили к участию в конкурсе на украшение советского павильона на Всемирной выставке в Париже На фото: В. Локштанов показывает Вере Мухиной первый вариант своей композиции «На ринге»
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Знаменитый монумент «Рабочий и колхозница» собирали 11 дней из 65 частей. Скульптура замышлялась как временное сооружение: после выставки ее должны были разобрать. Но феноменальный успех этого произведения Мухиной заставил российские власти пересмотреть это решение: «Рабочего и колхозницу» установили на ВВЦ, где они находились до 2003 года. Потом статую все-таки отправили на реставрацию, и в 2009 году она была вновь установлена
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Архитектор Борис Иофан и скульптор Вера Мухина избрали в качестве прототипа для символа СССР античных «тираноборцев» — древнегреческую статую, изображавшую афинских граждан Гармодия и Аристогитона, заговорщиков против афинского тирана Гиппия. Поскольку в Париже советский павильон стоял напротив павильона Германии, то многие усмотрели в «Рабочем и колхознице» открытый вызов тирании Гитлера. Другие же заметили вызов и собственному тирану, недаром Вера Мухина сделала так, что советские тираноборцы не только превозносили советский герб, но и разъединяли его на части — так, что серп и молот более не являлись кощунственной копией христианского креста. Но советские начальники предпочли не заметить скрытого намека и, как позже вспоминала сама Вера Игнатьевна, интересовались лишь тем, почему это крестьянка стоит без бюстгальтера и какой профиль можно угадать в изгибах ее шарфа (ходили слухи, что под определенным углом там можно увидеть лик Троцкого)
Фото: О. Кнорринг / Фотоархив журнала «Огонек»
Именно Вере Мухиной приписывают дизайн граненого стакана. По некоторым сведениям, она разработала форму стакана специально для советского общепита. Особенность мухинского стакана была в гладком ободке, идущем по окружности стакана, что отличало этот вариант от граненого стакана традиционной формы. Он получился прочным и удобным для мытья в посудомоечных машинах. Такими стаканами были укомплектованы все столовые, кафе и рестораны, поезда и уличные автоматы с газировкой
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
На надгробии мужа Веры Мухиной, врача Алексея Замкова, написано: «Я сделал для людей все, что мог». Рядом на могиле его жены, которая пережила его на 11 лет, написано «И я тоже»
Фото: РИА НОВОСТИ