КАВЗ против автодилера

Курганский автобусный завод заявил права на товарный знак «АврораАвто»

Суд по интеллектуальным правам рассмотрит иск Курганского автобусного завода (КАВЗ) о досрочном прекращении охраны товарного знака «АврораАвто» вследствие его неиспользования. Ответчиком выступает официальный дилер Mercedes-Benz в Воронеже — ООО «АврораАвто». Сейчас КАВЗ выпускает автобусы среднего класса «Аврора». Эксперты считают, что если истец докажет готовность и добросовестную заинтересованность в использовании товарного знака именно для производства транспорта, то правовая охрана может быть прекращена.

КАВЗ выпускает автобусы среднего класса «Аврора»

Фото: Александр Алпаткин, Коммерсантъ

ООО «Курганский автобусный завод» (КАВЗ, входит в группу ГАЗ) добивается досрочного прекращения правовой охраны товарного знака «АврораАвто», который принадлежит воронежскому автомобильному дилеру ООО «АврораАвто». Соответствующее исковое заявление зауральского предприятия принял к производству Суд по интеллектуальным правам. Информация об этом опубликована в картотеке арбитражных дел.

Согласно материалам дела, курганский завод просит досрочно прекратить охрану товарного знака по свидетельству Российской Федерации №354383 в отношении товаров класса 12 Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) «автобусы, автомобили, спортивные автомобили, грузовики» вследствие его неиспользования.

В качестве третьего лица суд привлек к участию в деле Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Предварительное судебное заседание назначено на 13 мая.

ООО «АврораАвто» зарегистрировало права на одноименный товарный знак в 2008 году только по 12-му классу МКТУ. В 2016 году срок действия исключительного права на него был продлен до августа 2026 года.

Компания является официальным дилером автомобилей Mercedes-Benz в Воронеже. По данным «СПАРК Интерфакс», ООО «АврораАвто» было зарегистрировано в 2003 году. 100% уставного капитала принадлежит предпринимателю Тамазу Бекаури. Также он владеет ООО «Аврораавтотрейд» и «Аврора-Авто». По данным “Ъ-Черноземье”, Тамаз Бекаури и его бизнес-партнер Аркадий Залан владеют сетью дилерских центров автомобилей немецких брендов (Mercedes Benz, Porsche, Nissan, Volkswagen, BMW) в Воронежской и Белгородской областях. Весной 2023 года совладельцы перераспределили доли в совместном бизнесе, и Тамаз Бекаури сосредоточил юридические лица, связанные с работой официального дилера Mercedes Benz в Воронеже.

Получить комментарий в ООО «АврораАвто» по поводу иска КАВЗ не удалось: в юридическом отделе сообщили, что не уполномочены давать информацию и попросили направить запрос для руководства. Ответ на него пока не поступил. В ООО «КАВЗ» также не ответили на запрос по поводу искового заявления и планов на использование товарного знака «АврораАвто».

Сейчас предприятие производит автобусы среднего класса для городских и пригородных перевозок КАВЗ-4235 «Аврора».

Курганский автобусный завод регулярно участвует в судебных делах по интеллектуальным спорам. Весной 2023 года КАВЗ добился досрочного прекращения правовой охраны бренда клуба «Кливленд Кавальерс» (Cleveland Cavaliers) — CAVS в отношении товаров «игры и игрушки» 28-го класса МКТУ. Правообладателем знака являлась Национальная баскетбольная ассоциация США (NBA).

Ранее, в январе 2023 года, Суд по интеллектуальным правам частично прекратил охрану официального товарного знака КАВЗ в отношении товаров «конструктор; игры» 28-го класса МКТУ вследствие его неиспользования. Истцом выступал издательский дом «Модимио», выпускающий журнал «Наши автобусы» с коллекционными моделями. При этом курганский завод сохранил право на знак в отношении игрушечных автомобилей и моделей транспортных средств, поскольку доказал его использование.

Старший партнер юридической фирмы Intellect Максим Лабзин считает, что вероятность удовлетворения иска КАВЗ велика. «Суд по интеллектуальным правам в практике по этой категории дел обычно различает использование фирменного наименования и товарного знака. Есть ряд прецедентов, где суд не признал товарный знак использованным в отношении товара в ситуации, когда название не позиционировалось правообладателем в качестве обозначения самого товара, а использовалось им только в составе фирменного наименования с целью указания на организацию-изготовителя. В случае иска КАВЗ правообладатель не изготавливает транспортные средства, а только торгует ими и потому свое фирменное наименование в отношении именно транспортных средств как товаров тоже не использует. Поэтому, если истец докажет свою готовность и добросовестную заинтересованность в использовании названия “АврораАвто” в качестве торговой марки именно транспорта, то, я полагаю, правовая охрана товарного знака будет досрочно прекращена»,— говорит Максим Лабзин.

По словам управляющего партнера юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергея Гаврюшкина, бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе, поэтому воронежской компании придется подтверждать использование знака именно в отношении товаров «автобусы, автомобили, автомобили спортивные, грузовики» в течение последних трех лет. В противном случае охрана будет прекращена.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов, отмечает, что на истце лежит бремя доказывания заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака. «При этом заинтересованным может быть признано любое лицо, имеющее законный интерес в прекращении правовой охраны неиспользуемого знака, в том числе лицо, подавшее заявку на регистрацию тождественного или сходного обозначения»,— говорит эксперт.

Юлия Гарипова

Вся лента