Страховщики заждались запчастей

Что делают организации в условиях дефицита деталей

Российским страховщикам стало нечем чинить автомобили по ОСАГО. Компании столкнулись с трудностями при ремонте машин из-за нехватки запчастей, рассказали участники рынка в Общественной палате. По их словам, ждать необходимых комплектующих иногда приходится месяцами, а в некоторых случаях нужные детали просто не найти.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

В итоге страховщики зачастую не могут выполнить требования закона об ОСАГО и Центробанка по срокам и качеству ремонта после ДТП. А чтобы решить эту проблему, участники рынка даже рассматривают вариант использовать бывшие в употреблении запчасти, что сейчас запрещено, говорит вице-президент «АльфаСтрахования» Алексей Артамонов: «Страховые компании, к сожалению, не в состоянии выдавать направления на ремонт. Нам говорят, что, наверное, запчасти будут доставлены в течение 60 рабочих дней. А мы по закону об ОСАГО должны обеспечить натуральный ремонт в течение 30 календарных дней.

В этой ситуации мы вынуждены выплачивать деньгами. Потерпевшие, получив страховые выплаты, пытаются точно так же купить на рынке запчасти — с этими средствами оказываются в той же ситуации, что и страховщики. Наши надежды на то, что параллельный импорт или импортозамещение в короткие сроки решат эту проблему, пока не оправдываются. Мы начали обсуждать, не подумать ли нам об использовании б/у запчастей в ОСАГО, но здесь возникает вопрос о необходимости их сертификации».

Автозапчасти в России заметно подорожали. По данным международной сети автосервисов Fit Service, с начала года сильнее всего выросли в цене автомобильные колодки — на 65%, в меньшей степени подорожало моторное синтетическое масло — на 40%. Для восстановительного ремонта по ОСАГО в этих условиях можно использовать б/у запчасти, однако с ними возникает сразу несколько трудностей, говорит член правления Союза автосервисов Илья Плисов:

«Многие разбирают машины, и неизвестно, под каким номером хранятся запчасти. Также проблема в несоответствии заявленного состояния, хранение на удаленном складе в другой части страны — регулярная история. Если мы все дружно скажем, мол, давайте, ставим б/у, ничего не произойдет, поскольку такие детали ограничены количеством автомобилей, которые врезались и разбились. Они бьются чаще всего мордами, и у них, как правило, нет фар и капотов, это очень частая история».

ОСАГО в России неделю назад подорожало. С 13 сентября вступил в силу расширенный тарифный коридор «автогражданки» на 26% вверх и вниз. Это значит, что минимальная ставка полиса будет начинаться от 1 646 руб., а максимальная составит 7 535 руб. Как поясняли в Центробанке, это позволит более гибко подходить к ценообразованию в условиях подорожания запчастей. Использование б/у деталей для ремонта в таком случае увеличит аварийность, а водители могут лишний раз задуматься, стоит ли оформлять страховой полис, рассуждает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

«Безопасность ради безопасности. Давайте будем ремонтировать б/у-шными запчастями. Из какой машины вы их будете брать? Которой год, и ее затоталили вчера? Или которая 20 лет отъездила по стране? Это две разные детали. Давайте мы введем дифференциацию стоимости запчастей на авто локального производства и нелокального. Ford Focus — автомобиль локального производства, один из самых популярных в стране среди иномарок. Когда его прекратили выпускать? У людей в головах сейчас происходит просто швах.

Еще чуть-чуть — и никто не будет покупать полисы ОСАГО. Граждане уже перестают понимать, зачем им каско».

Представители автомобильного сообщества также заявили, что узаконенная установка бывших в употреблении агрегатов во время восстановительного ремонта может резко обострить криминогенную обстановку. По их мнению, злоумышленники из-за этого станут чаще угонять автомобили, чтобы потом разобрать их на запчасти.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Владимир Расулов

Вся лента