Чиновников просят на перемену

В спор с зачислением учеников в «Школу 800» вмешалась Российская академия образования

Российская академия образования поддержала жителей микрорайона Верхние Печеры в их праве на приоритетное зачисление их детей в строящуюся «Школу 800». В академии считают, что действующее законодательство не запрещает руководству концессионной школы устанавливать собственные правила приема и в первую очередь набирать туда детей из окрестных домов. В областном правительстве продолжают настаивать на том, что право на приоритетный прием может быть только у муниципальных школ, а «Школа 800» таковой не является. Инициативная группа родителей обратилась в правительство РФ с предложением изменить федеральный закон об образовании и дать право концессионным школам устанавливать собственные правила приема.

Вопрос с разгрузкой действующих школ пока не нашел однозначного решения

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Нижегородская «Школа 800» вправе самостоятельно определять приоритеты при зачислении учеников в свои классы, считают в Российской академии образования (РАО). Свое мнение РАО выразила в ответе на письмо инициативной группы жителей микрорайона Верхние Печеры Нижнего Новгорода, где строится один из корпусов новой школы. Как писал «Ъ-Приволжье», в густонаселенном микрорайоне возник острый социальный конфликт, связанный с тем, что старые школы перегружены, а набор учеников в новую школу планируется со всего Нижнего Новгорода, при этом желающих в ней учиться больше, чем мест.

На начальном этапе строительства власти говорили, что у жителей соседних домов будет приоритет при зачислении детей, прошлой осенью это в прямом эфире подтвердил губернатор Глеб Никитин. Сейчас в областном правительстве говорят, что школа не муниципальная и по закону не может иметь микроучастки.

Однако жители Верхних Печер настаивают на первоочередном праве на поступление: в школах микрорайона дети учатся в две смены, особенно сложная ситуация в школе №103, перегруженной втрое, из-за этого в ней даже сокращена продолжительность уроков. Чиновники сейчас говорят только о протокольном поручении губернатора «расселить» школу №103, для чего ищут варианты.

Проект «Школа 800» реализуется по концессии между Нижегородской областью и ООО «Первая концессионная компания "Просвещение"» с 2020 года. Объем инвестиций концессионера в проект на старте оценивался в 6,5 млрд руб. Проект предусматривает создание трех корпусов в разных районах Нижнего Новгорода на 4,5 тыс. мест и центра допобразования на Бору.

В Российской академии образования считают, что по закону «Об образовании» прием в школы должен проходить на равных для всех условиях. Исключение может делаться для лиц, которым предоставлены особые права при приеме для обучения. Однако в РАО отмечают, что правила приема в школу в той части, которая не урегулирована законодательством, руководство образовательного учреждения может устанавливать самостоятельно. В академии полагают, что законом «Об образовании» урегулирована только та часть правил приема в школы, которая касается действий муниципалитета и работы муниципальных школ.

Так как «Школа 800» не муниципальная, для нее правила приема законом не урегулированы, что дает возможность руководству образовательного учреждения самостоятельно устанавливать приоритет для учащихся, в том числе и с учетом их места жительства.

Ссылаясь на это заключение, инициативная группа жителей Верхних Печер заявила, что руководство школы и региональное министерство образования вводят их в заблуждение, отказываясь принимать детей в «Школу 800» в первоочередном порядке. В областном минобре на мнение РАО смотрят иначе. В ведомстве считают, что федеральный закон дает право устанавливать приоритет исключительно органам МСУ для муниципальных школ. Поэтому дирекция «Школы 800» не может самостоятельно устанавливать правила зачисления и обязана обеспечить всем равные условия поступления.

Чиновники считают, что в сложившейся ситуации власть не вправе закреплять за АНОО «Школа 800» конкретную территорию или рекомендовать сделать это самой школе.

В июле жители Верхних Печер направляли обращение в правительство РФ. Они предлагали изменить статус «Школы 800» с некоммерческой автономной организации на государственное учреждение или внести изменения в законодательство, позволяющие устанавливать микроучастки школам, строящимся по концессии. На этот запрос заявителям ответил заместитель губернатора Давид Мелик-Гусейнов, курирующий сферу образования. По его словам, статус закреплен уставом «Школы 800» и менять его не планируется.

Однако этот статус «не исключает возможности закрепления микроучастков» за образовательной организацией, ответил чиновник. По его мнению, главной задачей минобразования стала «разгрузка» школы №103, но ввод в эксплуатацию «Школы 800» эту проблему не решит. Чтобы перевести всех учеников перегруженной старой школы в одну смену, необходимо построить пристрой на 500 мест или отправить детей в другие школы.

Жители попросили Давида Мелик-Гусейнова разъяснить, почему новый корпус «Школы 800» на 1,5 тыс. мест не поможет решить проблему переполненной школы №103, а пристрой на 500 человек поможет. Также они попросили объяснить, какими нормативными актами регулируется вопрос с микроучастками концессионных школ, направив копию своего обращения премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. На это обращение чиновники пока не ответили.

Как писал «Ъ-Приволжье», ранее генеральный директор ООО ППК «Просвещение» Отто Сопроненко пообещал жителям собрать заседание наблюдательного совета АНОО «Школа 800», чтобы поставить вопрос о введении приоритета для школьников из соседних домов. Директор школы Марк Сартан считает, что у наблюдательного совета нет полномочий на решение вопросов о правилах приема, в его компетенции только решение финансовых и хозяйственных задач.

В минобразования заявляли, что концессионеру лучше сосредоточиться на соблюдении обещанных сроков строительства корпусов, которые не раз продлевались.

Андрей Репин

Вся лента