«Через город кто только не проходил и не проезжал»

Петр Воронков — о Кадникове

Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает об истории города в Вологодской области.

Фото: Ymblanter / Wikipedia

Вологодская область сегодня, Кадников. Один из самых малых российских городов с на редкость богатой историей, поскольку находился он на пути из Москвы в Архангельск и обратно. Да так удачно, что миновать его было практически невозможно. Говорят в иные времена через Кадников проходили сотни обозов в день.

С севера везли пушнину, рыбу, соль, воск, обратно — хлеб, железо, ткани. Это в те времена, когда морским путем через Холмогоры, Архангельск с благословенья Ивана Грозного стала налаживаться торговля с Англией и остальной Европой. Через Кадников кто только не проходил и не проезжал.

Петр I останавливался передохнуть, а местные жители, оцепенев от благоговейного ужаса, наблюдали, как император пьет чай в простом трактире. Этим же путем, крестясь двумя перстами, следовал к местам своей ссылки протопоп Аввакум, а с той стороны из Холмогор шагал в Москву молодой Михайло Ломоносов.

Екатерина II повелела поселению Кадников быть городом, а на гербе его в нижней части утвердила кадку со смолой. Уж больно ладно изготавливали местные мастера бочки, кадки и другую хозяйскую утварь. Украшением города являются два старинных сада.

Один — Александровский — находится в центре, он был заложен для встречи царя Александра II, который тоже направлялся через Кадников в Архангельск. Другой сад — Пушкинский — на окраине был основан учениками приходского училища к 100-летию со дня рождения поэта.

Вот так бы и продолжал город процветать и благоденствовать за счет передержки товаров и, может быть, всякой другой торговли. Известных на всю Россию купцов здесь было множество. Они-то и сыграли не нарочно, конечно, печальную роль в дальнейшем развитии Кадникова. Купец Флягин — известнейший персонаж, миллионщик — был категорически против железной дороги в городе.

Дескать, от нее сплошная суета и грязь. Более того, купцы дали взятку железнодорожным инженерам, и те провели «чугунку» аж в 20 км от Кадникова. Не знаю, каким образом, но до всех дошло, что это страшная ошибка. В столицу полетели письма, прошения, челобитные. Однако было поздно, как говориться, поезд уже ушел.

Вся лента