Скорость подводят к «золотой середине»

Какие изменения для водителей предлагается внести в КоАП

Предупреждение за отсутствие техосмотра и увеличение штрафа за непристегнутый ремень: для автомобилистов разработаны поправки в КоАП. Новый документ отменяет штрафы за некоторые несущественные нарушения ПДД и ужесточает наказание за более серьезные. В поправках предлагается, например, не наказывать водителей на 2 тыс. руб. за отсутствие техосмотра, лояльнее смотреть на грязные номера и забытые дома права. В то же время отсутствие детского кресла обойдется почти вдвое дороже.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Подробнее о нововведениях — в справке “Ъ FM”:

Авторы поправок в КоАП предлагают не наказывать водителей штрафом, а ограничиться предупреждением не только за отсутствие техосмотра, но и за нечитаемый номер, выключенный поворотник, а также забытые права и документы на автомобиль.

Избежать штрафа также смогут нарушители, которые перед маневром заблаговременно не заняли соответствующую крайнюю полосу дороги. Однако за повторный подобный проступок водителю придется заплатить 500 руб.

Законопроект предполагает и ужесточение действующих санкций. За непристегнутый ремень у водителя и пассажиров штраф планируется увеличить с 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб. До такой же суммы вырастет наказание и за перевозку ребенка без кресла. Сейчас за подобное нарушение автомобилисты платят 3 тыс. руб.

Из нового в документе — понятие «средняя скорость». Согласно законопроекту, контролируемой частью дороги считается участок, начало и окончание которого оснащены специальным оборудованием для определения средней скорости проезда.

Авторы инициативы объясняют необходимость введения штрафа за среднюю скорость тем, что практически каждая пятая авария в стране происходит из-за нарушения скоростного режима.

Появления понятия «средняя скорость» и наказания за ее превышение должно помочь в решении проблемы, и для водителей это не станет ужесточением, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, принимавший участие в разработке законопроекта: «Правила дорожного движения и КоАП не предусматривают штрафа за среднюю скорость. Мы предлагаем его ввести, потому что главное и самое тяжелое нарушение — это превышение разрешенного скоростного режима.

Огромное количество аварий происходит из-за так называемых водителей-"кенгуру", которые резко тормозят перед камерой, а потом резко набирают скорость. Есть большое исследование, которое показывает, что введение контроля средней скорости помогает стабилизировать движение на аварийно-опасном участке, избежать рывков в целом, когда поток идет равномерно, в нем аварий не происходит.

Мы знаем расстояние между первой и второй камерой и время, за которое автомобиль проехал этот участок. Самый популярный штраф — за 82 км/ч, когда водитель отвлекся и попал под камеру.

Нововведение позволит избежать как раз таких взысканий: увидев первую камеру, превысивший скорость водитель притормозит и проедет участок в спокойном режиме, камеры высчитают среднюю скорость, а штраф за первое превышение не придет. Таким образом система становится более лояльной для участников дорожного движения.

Что касается замены штрафа за поворот не из крайней полосы на предупреждение, есть статистика Госавтоинспекции, которая подсказывает, какие конкретно нарушения приводят к реальным ДТП, и данное не входит в список. Конечно, оно создает определенные сложности, но соблюдение дистанции никто не отменял. Судя по данным ГИБДД, большинство аварий происходит из-за нарушения скоростного режима, а главный драйвер увеличения показателей смертности — непристегнутый ремень».

Если поправки одобрят и понятие «средней скорости» введут, то водителям будет очень сложно оспаривать штрафы в суде, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько: «Законодательство требует уточнений, чтобы не было противоречий, хотя некоторые вопросы все равно остаются. Например, что касается средней скорости: точное место нарушения не устанавливается, а длина участка может быть и 5 км, и 20 км, и если где-то водитель превысил, то время в пути сократилось, и получается, что все основано на предположении.

Это не совсем правильно и затрудняет обжалование такого постановления. Когда участок находится на территории двух, трех и более судов, то все они кивают друг на друга и говорят: "Покажите нам, где конкретно в постановлении указано, что нарушение было на нашей территории". А точного места не указано, и поэтому получается, что фактически водитель лишен возможности в судебном порядке обжаловать такой штраф.

При этом знаки на дорогах расставлены достаточно хаотично, где-то мы можем ехать, превышая скорость, которая ограничена знаком 70 км/ч, где-то 90 км/ч, где-то 60 км/ч. И какая средняя скорость тогда будет учитываться при расчете этого показателя? Непонятно, потому что в одном месте мы можем ехать со скоростью 90 км/ч, а в другом месте такая скорость не разрешена».

29 июня Госдума в третьем чтении приняла другой законопроект, ужесточающий наказание за выброс мусора из автомобиля. Теперь для частных лиц сумма штрафа варьируется от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб., для должностных — от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб., а для юрлиц — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. За повторное нарушение она будет удвоена. Принятый документ также предусматривает конфискацию автомобиля за незаконный выброс мусора, но только для должностных и юридических лиц.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Яна Загоровская

Вся лента