«В планах не стояли победы в Гран-при»

Дмитрий Гронский — о проектах скоростных авто

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, какие машины планировалось создать в советское время и что из этого получилось.

Фото: ГА РФ

Тот, кто в советское время защищал диплом, диссертацию или же хотел продвинуть какую-то научно-исследовательскую работу, всегда должны были быть готовы ответить на вопрос, какое значение их труд имеет для народного хозяйства страны. Даже если это было что-то совсем узкоспециальное вроде изучения влияния магнитного поля на поведение жуков-светлячков.

В 1938 году группа советских инженеров-конструкторов выступила с инициативой создать отечественные скоростные автомобили. Разумеется, в планах не стояли победы в Гран-при, довоенном аналоге нынешней «Формулы-1», или рекорды скорости на дне высохшего озера Бонневилль в США. Перед учрежденным конструкторским бюро ставилась задача разработки трех проектов.

Первый назывался ОКБ-1. Он подразумевал строительство многоместного скоростного автобуса дальнего следования, курсирующего между городами со скоростью от 130 до 180 км/ч. Автомобиль ОКБ-3 представлял собой грузовик, который мог бы перевозить 12-15 тонн груза и разгоняться до 100-120 км/ч. Немного загадочным было назначение проекта ОКБ-2, который в документах был обозначен как «двухместные экспериментально-исследовательские машины, развивающие максимально высокие скорости» до 600 км/ч.

За тот год, что просуществовало конструкторское бюро, были сделаны эскизы автомобилей, больше похожих на ракеты. Был даже построен деревянный макет скоростного автобуса в натуральную величину. Были интересные исследования на предмет адаптации к автомобилям авиационных двигателей.

В 1939 году проект свернули. Было решено не тратить силы на изобретение чего-то своего. В записке по поводу этого решения было написано так: «в случае необходимости, по первому требованию правительства Наркомсредмаш предложит приобрести импортные образцы высокоскоростных автомобилей для постановки их на производство». Сотрудники упраздненного КБ писали письма «наверх» с просьбой не останавливать работы. Только благодаря этим письмам в архивах и сохранились материалы, рассказывающие об этих любопытных, но, увы, несостоявшихся проектах.

Вся лента