Иноагент 146

Журналист просит исключить его из реестра Минюста

Уфимский журналист Артур Асафьев оспаривает распоряжение Министерства юстиции России о включении его в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, под номером 146. В список, в котором состоят более 100 человек, господин Асафьев попал в апреле. Предварительное заседание в Октябрьском райсуде назначено на 23 июня. Адвокат господина Асафьева оценивает перспективы иска осторожно: «Надеемся на лучшее, готовимся к худшему». Ранее прецедентов, когда суды исключали физлиц из реестра СМИ-иноагентов, не было.

Артур Асафьев был включен в реестр СМИ-иноагентов 22 апреля

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

23 июня судья Октябрьского районного суда Уфы Гульназ Шакирова начнет рассмотрение административного иска журналиста сетевого издания «Idel.Реалии» и «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (в 2017 году признаны СМИ-иноагентами) Артура Асафьева к Министерству юстиции России. Господин Асафьев просит признать незаконным и противоречащим Конституции распоряжение ведомства от 22 апреля, которым он был признан иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и включен в реестр под номером 146.

Журналист просит суд обязать ответчика исключить сведения о нем из реестра иноагентов. Как указано в иске, Минюст не направил ему уведомление о включении в реестр в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения. О признании иноагентом журналист узнал из информации на сайте Минюста и СМИ 23 апреля.

Господин Асафьев указывает, что спорный статус налагает на него ряд обязательств. Он должен учредить юрлицо, ежеквартально представлять в Минюст отчет о расходовании средств, раз в полгода отчитываться о своей деятельности, а также сопровождать все свои сообщения пометкой, что они созданы иноагентом.

В иске отмечается, что для признания физлица иноагентом оно должно получать финансирование от иностранных источников, а также распространять или создавать материалы СМИ-иноагента. Артур Асафьев утверждает, что никогда не нарушал законодательства «об иностранных агентах», а Минюст доказательств обратного не представил.

Словосочетание «иностранный агент» ассоциируется с таким историческим понятием, как «враг народа», отмечается в иске. По мнению господина Асафьева, внесение в реестр является посягательством на свободу мнения, а возможность свободно высказываться на различные темы критически важна для журналиста. Он убежден, что таким образом публичная власть «подвергает его остракизму и безосновательно подрывает доверие граждан к любой информации и идеям, распространяемым им».

Артур Асафьев полагает, что реальная цель создания реестра иноагентов — дискредитация гражданских активистов и прекращение их публичной активности, связанной в том числе с критикой публичной власти.

Интересы журналиста в суде представляет адвокат Алексей Захаров. Защитник заявил ходатайство о приостановке действия оспариваемого распоряжения Минюста до вступления в силу решения суда. Также истцы просили обязать ведомство предоставить суду документы от органов госвласти, на основании которых было принято решение о включении журналиста в реестр. Суд ходатайства еще не рассмотрел.

В Минюсте на запрос «Ъ» оперативно не ответили.

В 2021 году Замоскворецкий райсуд отклонил аналогичный иск журналиста Сергея Маркелова, сотрудничающего с «Радио Свобода».

Idel.Реалии издается «Радио Свобода». Штаб-квартира редакции находится в Праге. Учредителем ООО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (признано иноагентом в 2020 году) является американское «Радио Свободная Европа/Радио Свобода, инк».

Законодательство об иноагентах действует в России с 2012 года. Закон о СМИ-иноагентах был подписан президентом Владимиром Путиным в 2019 году. Сегодня в соответствующий реестр включены 160 юридических и физических лиц. За все время Минюст исключил из реестра шестерых человек.

Артур Асафьев сообщил «Ъ», что до подачи иска он не отправлял заявление в Минюст об исключении его из реестра. Журналист не знает, что послужило причиной его включения в список иноагентов. «Думаю, просто очередь дошла. А, может, сыграл роль какой-то донос, каких сейчас немало. Возможно, в процессе рассмотрения иска все это выяснится», — прокомментировал господин Асафьев. Он пояснил, что не является штатным сотрудником изданий, а работает как фрилансер по соглашению.

«Надеемся на лучшее, готовимся к худшему», — оценил Алексей Захаров перспективы рассмотрения иска. Он отметил, что прецедентов в стране по исключению из реестра иноагентов еще не было. Были решения об исключении физлиц, которые вносились в реестр на основании ошибочных сведений, пояснил господин Захаров.

Влада Шипилова

Вся лента