«Цвет очень многое значит в творчестве Славы Полунина»

Дмитрий Буткевич — о юбилейной выставке

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о долгожданной экспозиции, посвященной творчеству самого известного российского клоуна.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В московском Большом Манеже наконец-то открылась юбилейная выставка самого, наверное, знаменитого клоуна современности. «Воздушные замки Славы Полунина. Полное собрание приключений».

Сначала о том, почему «наконец-то»? Выставка планировалась два года назад к 70-летию артиста, но помешала пандемия. Открытие намечалось на март 2022 года. И все же она работает!

Теперь, почему «полное собрание приключений»? Идея господина Полунина состояла в том, чтобы выстроить череду белых купольных залов — «воздушных замков», сказочных домиков, соединенных дорожкой из красных деревянных «кирпичиков». Своего рода «белый город», установленный вокруг зеленого, как бы травяного покрытия.

Вообще, цвет, как оказалось, очень многое значит в творчестве Славы Полунина. У каждого из десятка залов-куполов свой внутренний цвет. «Белый карнавал» — спектакль 2001 года, который участвовал в фестивале «Burning man» в Неваде. «Цветной карнавал» — спектакль 1993 года; как говорил теоретик цвета Пауль Клее: «цвет — эта та область, где наш разум соприкасается со Вселенной».

Зал «Асисяй-ревю» — разноцветный, но с белыми кулисами; это спектакль 1985 года, когда родилось знаменитое утверждающее полунинское «зя!». Зал «Чурдаки» — представление 1981 года, темный, с фото и видео великих клоунов прошлого. Глубокий синий павильона спектакля «Фантазеры» — это вообще далекий 1976-й; считается, что с него начался этап поэтической клоунады.

Белое, со снежинками, знаменитое «сНежное шоу». Черный зал представления «Диаболо», которое Полунин начинал вместе с Михаилом Шемякиным. «Жизнь насекомых» и уличное представление «Катастрофы» — это из середины 80-х.

А один из последних куполов представляет любимый музыкальный фильм моей молодости «Как стать звездой», такой ленинградский, 1986 года. С бит-квартетом «Секрет», Валерием Леонтьевым, «Театром МОД Вячеслава Зайцева. И с «Лицедеями», конечно! Художником этого белого павильона, который вдруг превращается в ночной, разноцветный, стала Лиза Гусева, моя выпускница, сценограф.

В общем, как писал Слава Полунин: «Мы будем всегда делать то, что никому не нужно, но без чего никак не обойтись».

Вся лента